Файл: Качество и безопасность потребительских товаров: эволюция правового регулирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующей формой регулирования качества продукции явилась ее сертификация. Она была заимствована у развитых промышленных стран и стала проводиться для отечественной продукции, идущей на экспорт, задолго до принятия Закона РФ "О сертификации продукции и услуг". Дело в том, что наличие сертификата, удостоверяющего качество продукции, являлось непременным условием выхода советских товаров на внешний рынок и показателем ее конкурентоспособности. Первый центр сертификации в СССР открылся в Риге в 1989 г., а в начале девяностых их было уже 14. Под сертификацией понимался "комплекс действий, в результате которых посредством специального документа (сертификата) или знака соответствия подтверждалось соответствие отечественной продукции требованиям международных, национальных стандартов или иных документов, взаимно согласованных между изготовителем и потребителем продукции".

4. Безопасность товара.

Второй этап в правовом регулировании качества продукции наступил в начале 90-х годов, когда, с одной стороны, в результате ликвидации государственной монополии внешней торговли, а с другой - в связи с развитием российского предпринимательства потребительский рынок заполнился недоброкачественной, а порой небезопасной для человека продукцией. Возникла необходимость гарантии обеспечения на государственном уровне безопасности товаров; в нормативно-правовых актах появляется термин "безопасность товаров" как самостоятельный критерий (требования безопасности перестают быть составляющей понятия "качества" и приобретают правовую самостоятельность).

Но если критерии качества могут быть установлены как на государственном (путем закрепления их в стандартах и других нормативных и технических документах), так и на договорном уровне, то критерии безопасности устанавливаются только государством, которое, в свою очередь, организует контроль за их обязательным исполнением и применение мер юридической ответственности за их несоблюдение. На данном этапе критерии "качества" и "безопасности" равнозначны, упоминаются в нормативно-правовых актах одновременно и контроль за их соблюдением осуществляется параллельно.

Именно в этот период необходимо было правовыми средствами урегулировать отношения, возникающие между потребителями (с одной стороны) и изготовителями, продавцами (с другой стороны) при производстве и продаже товаров - в части обеспечения качества и безопасности производимой и реализуемой продукции. Поэтому в довольно короткий временной промежуток было принято сразу несколько Законов: "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг".


Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", определивший важнейшие права потребителя, одним из них провозглашает право на получение товаров, результатов работ и услуг надлежащего качества, т.е. продукции, соответствующей по качеству требованиям, установленным в стандартах, технических условиях, образцах или условиях договора. Если стандартами предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Однако не все требования государственных стандартов являются обязательными. Этот термин сформулирован в ст. 7 Закона РФ "О стандартизации", по которому к обязательным относятся требования, устанавливаемые для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. Иначе говоря, "обязательные требования стандартов" - более широкое понятие, нежели "показатели безопасности".

Соответствие продукции и услуг установленным требованиям обеспечивается путем сертификации. Причем ей подвергается уже не экспортируемая продукция, а продукция, выпускаемая на внутренний рынок.

В соответствии с Законом РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-I "О сертификации продукции и услуг" (ст. 13) изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, были обязаны:

реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, либо декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;

обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее в установленном порядке;

указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и сведения о нормативных документах, которым должна соответствовать продукция; обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, указанной декларации или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае если действие сертификата приостановлено или отменено решением органа по сертификации.


В 2000 г. 2 января принят Федеральный закон N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", который дает законодательное определение понятию "безопасность" - под ней понимается состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений. (Заметим, в дальнейшем это определение будет использовано с дополнениями в Федеральном законе "О техническом регулировании".)

Интересно проследить, как за время второго этапа изменялась юридическая ответственность за производство и продажу некачественных и опасных товаров. Административная ответственность за продажу таких товаров, как и в конце первого этапа, применялась в соответствии со ст. 146.4 КоАП РСФСР. Впоследствии Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" была введена административная ответственность за изготовление и оборот некачественных и опасных пищевых продуктов. Но еще до этого Закона административная ответственность применялась на основании Закона "О защите прав потребителей" и Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (ст. 3, 4 и 9). Иначе обстояло дело с уголовной ответственностью. Так, Законом РФ от 1 июля 1993 г. в ст. 157 УК РСФСР были внесены изменения, согласно которым ответственность наступала в случае выпуска или продажи товаров, оказания услуг, заведомо не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей, клиентов, повлекших причинение вреда здоровью людей либо создание угрозы причинения такого вреда. То есть ответственность наступала за продажу товаров (оказание услуг), не отвечающих одному четкому критерию - требованиям безопасности. Критерий дефектности "несоответствие стандартам либо техническим условиям" заменен на "несоответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей", а понятие недоброкачественности (т.е. несоответствие потребительским требованиям) из диспозиции ст. 157 (установленной в первоначальной редакции) исключено совсем. Уголовный кодекс РФ в ст. 238 сохранил ответственность за выпуск или продажу товаров, не отвечающих требованиям безопасности. Таким образом, на втором этапе при юридическом равенстве понятий "качество" и "безопасность" товаров для процесса регулирования в вопросах применения ответственности за их несоблюдение намечается "сдвиг" в сторону безопасности.


5. Федеральный закон "О техническом регулировании".

Третий этап в формировании законодательной базы в сфере обеспечения качества и безопасности начался 27 декабря 2002 г., когда был принят Федеральный закон "О техническом регулировании", кардинально изменивший порядок установления обязательных и добровольных требований к продукции и порядок осуществления государственного контроля за их соблюдением. С принятием этого Закона к категории "обязательных" были причислены только требования безопасности, которые стали объектом контроля. Из всех качественных показателей критерий обязательности сохранили только показатели "подлинности и достоверности состава продукции" как способ пресечения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (фальсификации). Что касается остальных потребительских свойств товара, то государство сняло с себя ответственность за соблюдение данных требований, и гарантии их обеспечения перенесены в сферу деятельности саморегулируемых и общественных организаций.

Закон утверждает создание двухуровневой системы нормативных документов:

технические регламенты, которые обязательны для исполнения и содержат минимально необходимые требования для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, имущества различных видов собственности, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; не включенные в технические регламенты требования не являются обязательными;

национальные стандарты, носящие добровольный характер.

В связи с тем что Закон "О техническом регулировании" коренным образом изменил всю действующую до него систему технического нормирования, сохранившуюся со времен плановой экономики, основные нормативные правовые акты, на которых эта система базировалась, и подзаконные акты, принятые для исполнения законодательства, утратили силу, в том числе упомянутые ранее Законы "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг".

Закон полностью изменил содержание понятия "стандартизация". Если по Закону "О стандартизации" (ст. 2) правовые основы стандартизации были обязательны для всех государственных органов управления, для предприятий и предпринимателей, для общественных объединений, а разработка и применение нормативных документов по стандартизации признавались мерой защиты государственных интересов потребителей и государства, то в рассматриваемом Законе правилам и характеристикам, разработанным в результате технического регулирования, придается статус добровольно применяемых документов. Соответственно меняется правовой статус стандартов: из обязательных они превращаются в добровольно применяемые. Иными словами, стандарты (даже государственные) перестают быть обязательными для субъектов хозяйствующей деятельности. Сам термин "государственный стандарт" выходит из обращения. Вместо него приняты понятия "национальный стандарт", "международный стандарт".


Можно утверждать, что с принятием Закона о техническом регулировании завершился переход от "качества" как основного объекта государственного нормирования и контроля к "безопасности" потребительских товаров.

6. Стандартизация и сертификация на данный момент.

Сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.

Стандартизация является ключевым фактором поддержки государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования должна внести достойный вклад в экономическое развитие страны, при этом роль и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.

Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:

Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации;

Федеральный закон "О техническом регулировании", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;

нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации;

основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.

Национальные и международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов и содействия соблюдению их требований.

Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют: