Файл: ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ (Конституционное развитие России до 1917 года, истоки российского конституционализма.).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
В период до принятия первой Конституции РСФСР, советской властью также были приняты некоторые акты, учреждавшие основные институты нового конституционного строя: в экономической сфере помимо указанных выше положений была произведена национализация банков и крупнейших отраслей промышленности, а также установлен рабочий контроль над производством; в сфере государственного строительства осуществлен отзыв делегатов всех уровней, организованы новые институты управления хозяйством (в частности, Высший Совет Народного Хозяйства), установлены новый тип армии и реформирована судебная система; в сфере национально-государственного устройства было провозглашено право народов на самоопределение вплоть до отделения.
Еще одним важнейшим актом того периода, носящим конституционный характер является Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 3 января 1918 года. В этом документе утверждались организационные основы нового строя, а также устанавливалось новое наименование государства - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.
Также были дублированы установленная более ранними документами система органов государственной власти и власти на местах, а также закреплялись экономические основы социализма. Все указанные выше нормативные документы составили правовую основу первой советской Конституции, которая была принята на V Всероссийском съезде Советов от 10 июля 1918 года и состояла из преамбулы и шести глав.
Рассмотрим основные черты этого документа: Конституция 1918 года закрепила смену общественного и государственного строя в России и провозгласила Россию в качестве свободного социалистического общества всех трудящихся; была установлена диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства; новая Конституция закрепила принадлежность всей государственной власти рабочему населению страны через систему Советов; РСФСР была впервые провозглашена федерацией по форме государственного территориального устройства; за трудящимися было закреплено всеобщее избирательное право, а все представители эксплуататорских классов были лишены каких-либо политических прав; Конституция 1918 года установила непрямые выборы в представительные органы с явным преимуществом представительства для рабочего класса.
Таким образом, новая Конституция фактически закрепила разрушение всей бывшей системы общественного устройства. Ряд ученых полагает, что указанный акт разрешил три группы исторических для России задач - задач социалистической революции, общедемократической буржуазной революции и национально-освободительных движений. Не стоит забывать, что Конституция РФСР 1918 года принималась в условиях Гражданской войны, поэтому во многом носила радикально-революционный характер.
3. Конституции РСФСР 1925 и 1937 годов: конституция, законодательство, общество.
Последующая советская Конституция, утвержденная XII Всероссийским Съездом Советов от 11 мая 1925 года, несколько смягчила тот революционный характер предыдущей Конституции, о котором говорилось выше.
Кроме того, принятие этого акта ознаменовало собой новый этап в формировании государственности в России - наша страна вступила во вновь образованный Союз Советских Социалистических Республик. С этим связано то обстоятельство, что указанный акт во многом дублировал положения принятой годом ранее Конституции СССР.
Однако все же Конституция 1925 года имела ряд особенностей. Рассмотрим наиболее характерные из них: она закрепила вхождение РСФСР в состав СССР на правах союзной республики; была утверждена передача части полномочий РСФСР органам власти союзного государства по предметам его компетенции; была установлена система органов государственной власти, соответствующая конституционной модели соподчинения союзным органам; Конституция 1925 года уточнила конституционный статус автономных республик и автономных областей в составе РСФСР.
Таким образом, вновь принятая Конституция РФСР, закрепившая новый статус России как участника СССР, не добавила ничего кардинально нового к положениям Конституции 1918 года. Указанный акт просуществовал на протяжении чуть более десяти лет. Стоит отметить, что начиная с Конституции РСФСР 1925 года, все последующие подобные акты советского периода принимались в соответствие с изменениями в союзном конституционном законодательстве.
Так, например, последующая Конституция, принятая Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов от 21 января 1937 года, также во многом дублировала положения Конституции СССР 1936 года. Так, например, в главу XI указанного документа также был включен перечень экономических, социальных, политических и личных прав граждан, как это имело место в главе Х Конституции СССР.
Важным также является закрепление конституционного статуса коммунистической партии как руководящего ядра советского общества. При этом, однако, рассматриваемая Конституция имела и ряд своих отличительных особенностей: в ней более подробно, чем в Конституции СССР 1936 года, определялись вопросы ведения РСФСР; данный акт детальнее закреплял компетенцию высших органов государственной власти и управления республики; положения о полномочиях высших органов государственной власти и управления автономных республик, автономных областей получили большую конкретизацию; было расширено конституционное регулирование местного самоуправления.
4. Конституция РСФСР 1978 года.
Применительно к Конституции РСФСР, следует сказать, что она, как и предыдущие подобные акты, во многом дублировала положения союзной Конституции.
Так, в ней также был закреплен переход к модели общенародного государства, провозглашено полновластие народа, указаны новые формы государственной собственности и так далее.
В целом, оценивая данный конституционный акт, можно сделать вывод о том, что он являлся наиболее демократическим по своей сути среди всех советских конституций. Об этом свидетельствуют такие его положения как: расширение перечня основных прав, свобод и обязанностей по сравнению с Конституцией РСФСР 1936 года; увеличение количества институтов непосредственной демократии; повышение роли профсоюзных и иных общественных организаций при принятии решений политического и экономического характера, а также в отношениях управления социалистической собственностью; расширение круга полномочий органов государственной власти субъектов РСФСР; единообразное закрепление ряда основополагающих правовых принципов, таких как принцип законности, принцип учета международного правового опыта и так далее; расширение прав граждан и общественных организаций по участию в выборах представительных органов и другие.
На наш взгляд, стоит также выделить некоторые особенности рассматриваемой Конституции, отличающие ее от Основного закона СССР: в преамбуле данного акта подчеркивалось единство РСФСР в союзе с другими республиками, а российский народ признавался неотъемлемой частью всего советского народа; в Конституции 1978 года была более подробно определена компетенция входящих в состав РСФСР субъектов и их суверенные права, а также были введены новые положения, касающиеся статуса автономной республики, автономных областей и автономных округов; полномочия высших органов государственной власти и управления РСФСР были расширены и более подробно закреплены (в сравнении с предыдущей Конституцией), а также была более подробно определена компетенция местных органов власти.
Таким образом, подводя итог всему советскому этапу конституционного развития России, можно сделать вывод о том, что конституционализм в нашей стране действительно прогрессировал. Скорость такого прогресса различно оценивается учеными: многие из них считают, что указанный процесс осуществлялся слишком медленно по сравнению с конституционным развитием других развитых стран, чему способствовал социалистический уклад российского общества, период так называемой «личной власти» И.В. Сталина, недостаточный учет зарубежного опыта при выработке конституционных актов.
В научной литературе, такие реформы принято делить на два основных этапа: конституционные реформы по модернизации существующего строя (1988 - 1990 годы); конституционные изменения по революционной смене общественного и государственного строя (1990 - 1993 годы).
5. Конституция России 1993 года. Не смотря на то, что Конституционная комиссия во главе с Б.Н. Ельциным была создана еще 22 июня 1990 года, работа ее продвигалась достаточно медленно, в результате чего новая Конституция была принята по истечении более чем трех лет.
В мае 1993 года проект Конституции РФ, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина.
Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления.
В целях доработки проекта Конституции в соответствие с политикой Президента России, 5 июня 1993 года было созвано Конституционное совещание, которое изначально позиционировалось в качестве масштабного форума, сочетающего представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. В результате работы Совещания, конституционный проект, представленный Президентом, был полностью опровергнут. На основе поступивших в адрес Конституционного совещания поправок и пожеланий, им был составлен окончательный проект, утвержденный 12 июля 1993 года.
При этом многие положения принятого проекта дублировали соответствующие нормы проекта Комиссии. Следующие несколько месяцев были связаны с известными историческими событиями, происходившими на фоне сильнейшего конституционного кризиса. Б.Н. Ельцин издавал промежуточные президентские акты, регулировавшие отдельные вопросы конституционного значения (например, Положение о федеральных органах власти на переходный период).
По завершении указанного кризиса было принято решение о проведении референдума с целью утверждения разработанного ранее проекта Конституции. Такой референдум был проведен 12 декабря 1993 года по результатам которого была принята современная Конституция Российской Федерации, вступившая в силу с 25 декабря того же года.
Стоит отметить, что конституционное развитие нашей страны, как уже отмечалось ранее, не завершается на этой дате. Оно осуществляется и в наши дни. По мнению отдельных авторов, современное конституционное развитие свидетельствует о широком применении конституционных учреждений и институтов в российской правовой и политической действительности. В этой связи конституционную историю России следует рассматривать как сложный и неоднородный, но вместе с тем единый процесс, сочетающий в себе ряд последовательных и взаимосвязанных реформ и революций.
В рамках настоящего пункта также целесообразно указать наиболее характерные для современной Конституции особенности: этим актом была учреждена новая модель российского государства, базирующаяся на общепризнанных демократических ценностях; демократические основы были закреплены в качестве основ государственного строя РФ; глава 2 Конституции утвердила универсальную концепцию прав и свобод человека с признанием приоритета естественных прав; Конституцией РФ была учреждена новая система органов государственной власти, основанная на принципе разделения властей; была установлена новая модель федеративных отношений в РФ; местное самоуправление получило статус важнейшего института народовластия, осуществляемого в негосударственных формах; были установлены гарантии обеспечения стабильности Конституции.
В заключение стоит отметить, что конституционное развитие России в наши дни характеризуется одной важнейшей особенностью - политическая власть вернулась в рамки конституционного поля, а общество получило возможность развиваться в условиях оформленного конституционного компромисса. Конституционализма в современном понимании представляет собой набор идей, принципов и правил, совокупность которых имеет дело с решением вопроса о том, как развивается правовая и политическая система, которая исключала бы произвол, насколько это возможно, и гарантировала бы основные права и свободы личности, публичную и частную жизнь индивида.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Поводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что Российская Федерация имеет хотя и не очень продолжительный, но все же значительный опыт конституционного развития, обусловленный исторической и национальной спецификой нашего государства.
Стоит отметить, что истоки конституционализма в любой стране неотъемлемы от истории общества и государства. Каждый этап развития последних характеризуется новыми моментами в социально-экономическом и политическом отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и так далее.
Все вышесказанное следует учитывать и при характеристике конституционного развития нашей страны. В науке принято выделять несколько этапов такого развития: период становления и утверждения буржуазных обществ (первичный конституционный опыт, преобразования 1905 - 1907 годов); этап создания социалистического государства (первые советские конституции и акты конституционного значения); период расширения масштабов конституционного процесса и существенные изменения в его содержании (принятие Конституции 1978 года и изменений к ней, а также конституционные реформы 1988 - 1993 годов); крушение авторитарного режима и вступление России на путь демократических преобразований общества и государства.