Файл: Аудирование как одна из форм устного общения. Психолингвистическая характеристика аудирования. Факторы, определяющие успешность восприятия и понимания аудиотекстов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 1. Какова цель обучения аудированию?

Ответ: Аудирование как цель обучения связано с умением понять устное высказывание или аудиотекст, его суть и (или) детали, понять его смысл и (или) получить конкретную информацию. Иными словами, данная цель — это развитие коммуникативной компетенции в понимании речи на слух, т.е. способности понимать звучащие тексты с разной степенью и глубиной проникновения в ее содержание

Вопрос 2. Каковы отличительные особенности проведения заданий на аудирование на современном этапе?

Ответ:

Параметры

Чтение

Аудирование

Характер рецепции

Зрительный

Слуховой

Характер речевого общения

Непосредственно (опосредованно)

Опосредованно

Временной параметр

Не зависит от временного фактора (можно вернуться к прочитанному)

Одноразовость и скоротечность рецепции

Характер общения

Письменный

Устный

Темп речи

Читающий определяет темп своей деятельности

Слушающий не волен определять темп своей деятельности, индивидуальные особенности речи говорящего могут вызвать трудности

Ведущий психологический механизм

Слуховой

Зрительный

Вопрос 3. Что такое вероятностное прогнозирование?

Ответ:

Вероятностное прогнозирование при чтении — это построение на основеранее прочитанного вербальных гипотез о появлении еще непрочитанных слов и смысловых гипотез о дальнейшем развитии содержания.

Вопрос 4. От чего зависит эффективность слущания?

Ответ:

При восприятии речи на слух важную роль играет уточнение задач восприятия. В зависимости от целевой установки меняется поисковая деятельность, от нее зависит успех выделения нужных (необходимых) элементов информации. Если такой установки нет, то человек пассивен как слушатель, а самое главное, его внимание неустойчиво или полностью отсутствует. А, как известно из психологии, внимание, т.е. направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеет для личности устойчивую или ситуативную значимость. Аудирование предъявляет к слуховому восприятию высокие требования. Если внимание слабое, неустойчивое, то процесс восприятия на слух информации не может быть активным и целенаправленным. В общении на родном языке слуховое восприятие направлено на содержание высказывания, в то время как в процессе обучения аудированию на иностранном языке оно может быть направлено либо на форму, либо на содержание. Интересные результаты исследования в связи с этим приводит Н.И. Гез: направленность на языковую форму (установка на выполнение операции поиска, различений или группировок отдельных элементов языка) осложняет одновременное понимание содержания. Правда, каждый уровень языка интерферирует в разной степени. Так, анализ грамматических и лексических трудностей меньше отвлекает от содержания, чем наблюдения за фонетикой, что можно объяснить иной направленностью слухового внимания и ограниченностью его объема [Гез, 2013, с. 27—28].