Файл: Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Промышленное развитие России
Глава 1.1. Промышленность в общей системе экономики
Глава 1.2. Россия на этапе XIX – ХХ.
Глава 1.3. Процесс монополизации индустрии.
Глава 2.1 Определение художественного - промышленного образования
Глава 3. Проблемы художественного промышленного образования
Глава 3.1. Строгановское училище.
В 1825 г. в Москве попечитель Московского учебного округа С. Г. Строганов открыл на свои средства первую рисовальную школу, Основная часть учеников состояла из мальчиков, работавших в качестве подмастерьев и учеников в мастерских и на фабриках. Курс обучения был рассчитан на 6 лет.
Помимо рисовальной выучки, в мастерских школы будущие рисовальщики
получали хорошую практическую подготовку. Согласно Положению 1849 г. Строгановская рисовальная школа имела целью готовить : а) рисовальщиков для ремесел и фабрик, как-то: комнатной и вывесочной живописи, резьбы по дереву и металлу, золотых и серебряных дел мастеров, каретного и столярного производств и других ремесел; б) рисовальщиков по машинной, обойной и ситцевой частям и лепщиков в) в особо учреждаемом классе — учителей рисования, черчения и чистописания уездных училищ.
В 1860 г. школа была преобразована в Строгановское центральное училище
технического рисования, В 1876 г. в Петербурге на средства, пожертвованные А, Л. Штиглицем, было открыто Центральное училище технического рисования. В «Положении Петербургского центрального училища технического рисования» 1888 г. говорилось, что училище «имеет целью образование рисовальщиков, живописцев и скульпторов для надобностей художественно-промышленных производств и приготовления учителей и учительниц рисования и черчения для средних и низших учебных заведений».
Глава 3.2. Проблемы художественно-промышленные образования
К концу ХIХ в. художественно-промышленные учебные заведения были
открыты во многих городах России, что, способствовало распространению художественных вкусов и конкретных прикладных знаний
и умений, так необходимых для эстетического оформления промышленной продукции, однако количество специалистов в этой области было настолько мало, что заметного влияния на повышение эстетической культуры предметов промышленного и кустарного производства оказать не могло. В одном из документов Министерства торговли и промышленности говорилось, что «потребность нашей промышленности в искусных художественно-подготовленных рисовальщиках и мастерах не только не может считаться удовлетворенной, но проявляется все сильнее и резче. Необычное усиление мирового соперничества в области промышленности выдвигает на первый план художественную сторону изделий, так как технические усовершенствования быстро делаются всеобщим достоянием; в отношении же художественном мы еще больше отстали от наших соперников, чем в каком—либо другом.
При таких условиях 7—8 школ на всю Россию, разумеется, не могут быть
достаточны»
Кроме того, надо учесть, что многие выпускники художественно- промыш-
ленных училищ шли работать учителями рисования и черчения, По сохранившимся статистическим данным, с 1863 по 1895 г. только 10% выпускников Строгановского училища работали на предприятиях в качестве «ученых рисовальщиков». Из выпускников 1895 г. «ни один не пожелал заняться работой на фабрике, они взяли учительские должности или их ожидают».
Причиной тому были, в первую очередь, крайне тяжелые условия работы на фабриках, где рабочий день продолжался 10—12 часов. Кроме того, надо
признать, что учебная программа Строгановки была далека от совершенства, Так называемые «ученые рисовальщики», которых выпускало училище,
не имели специальных знаний конкретного производства, на которых они
должны были работать. Поэтому возможности применить свои познания
в рисовании на том или ином предприятии были весьма ограничены, что не
могло удовлетворить ни самих выпускников, ни предпринимателей.
Начиная с 1895 г‚, в Строгановском училище осуществляются крупные нововведения. Они коснулись как организации учебного процесса, так и содержания образования.
Преобразования, связанные с переездом в новое здание на улице Рождественка и принятием в 1892 году Устава училища не решало главной задачи. Строгановское училище к этому времени еще не стало кузницей по подготовке профессиональных кадров художников и рисовальщиков для промышленности. По-прежнему большинство воспитанников училища продолжали поступать на службу в учебные заведения преподавателями рисования и чистописания, предпочитая кажущийся сравнительно более легким, но , на первых порах, плохо оплачиваемый педагогический труд, тяжелому практическому труду на фабриках и в промышленных мастерских.
Однако, бурное развитие экономики России на рубеже XIX-XX веков потребовало глубоких изменений и дальнейшего развития в сфере специального художественно-промышленного образования. Причем потребность в такого рода образовании остро ощущалась, прежде всего со стороны крупных отечественных предпринимателей, стремившихся усилить свои позиции на товарном пространстве внутри страны, а также вышедших на мировой экономический рынок и нуждавшихся в выработке собственного национально самобытного стиля, отличающего русскую продукцию, усматривая в этом способ преодоления засилья международных конкурентов. Наряду со столь важными макроэкономическими процессами в стране, в указанный период бурный подъем переживали и мелкая кустарная отечественная промышленность, представители которой также стремились овладеть художественно-промышленным образованием, которое стало необходимым способом повышения качества и художественного уровня выпускаемой продукции.
Начиная с 1896 года, Советом училища вводится ряд крупнейших изменений в жизни учебного заведения, коснувшихся его задач и направлений деятельности. Существовавший вплоть до этого времени взгляд на училище, как на рассадник, главным образом преподавателей рисования, чистописания и черчения, признан был не соответствующим его целям. Для реализации своего главного предназначения, а именно, подготовки художников для промышленности « Строгановское училище выдвинуло на первый план идею развития мастерских и поставило своей задачей наряду с подготовкой художника-рисовальщика готовить художника-мастера, равного по таланту и по значению в обществе».
В училище были переработаны учебные программы с целью надлежащей постановки практического обучения в художественно-промышленных мастерских училища. В педагогическом коллективе училище созрело ясное понимание того, что только одно образование в художественных классах, без практических занятий в мастерских, без близкого знакомства с техникой производства, лишает учебное заведение возможности подготовить тех специалистов, в которых остро нуждалась отечественная промышленность.
Серьезным изменениям подверглись учебный план и программы по научным и художественным предметам, были открыты
новые мастерские. В начале ХХ в. Строгановское училище стало самым заметным учебным заведением художественно-промышленного профиля в России, чему способствовала сложившаяся там передовая методика преподавания. В отчете училища за 1913—1916 гг. было сказано:
«В основу преподавания творческого рисования положено, возможно, раннее
развитие у учащихся индивидуальных творческих способностей».
Вместо сухого педантично срисовывания скучных образцов учащимся предлагалось создавать предметы по собственному замыслу, находя для хорошо знакомых вещей новые формы. Важнейшей художественной дисциплиной в Училище считалась «Композиция». Задание по композиции включало в себя выполнение проекта какого-либо объекта (часовни, дома, ресторана и т. д.). Выполнения в материале не предполагалось, однако особое внимание обращалось на «исполнимость в натуре проектируемых предметов», Знания техники производства проектируемых изделий и объектов учащиеся получали в мастерских училища.
После Октябрьской революции в 1918 г. в Советской России была осуществлена реорганизация всей системы художественного образования. Академическая система обучения была заменена совершенно новой, которая сочетала в себе принципы взаимоотношений мастера (преподавателя) и подмастерьев (учеников), восходившие еще к эпохе Ренессанса. Во многих городах были созданы учебные заведения нового типа - Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставлялось право учиться в мастерской избранного им руководителя. В Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи ваяния и зодчества были созданы соответственно Первые и Вторые СГХМ.
Однако, уже первый год обучения по новой методике выявил целый ряд существенных недостатков. Главный из них заключался в "субъективности" обучения: студенты, осваивая профессиональные приемы того или иного мастера, не получали широкого художественного образования. Такая ситуация не устраивала не только самих радикально настроенных студентов, которые требовали замены "субъективных" методов обучения "объективными", но и многих преподавателей, у которых преобладало стремление выработать некие "объективные" приемы формообразования, научно обосновать свои творческие" эксперименты, свои критерии оценки произведений искусства.
Становилось все более ясным, что отвергнутую академическую систему преподавания необходимо заменить новой, тщательно разработанной педагогической системой, а не кустарными приемами цехового обучения. Двумя годами позднее, в 1920 г., была проведена вторая реформа художественного образования в Советской России. В Москве Первые и Вторые СГХМ были слиты во Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Они преследовали как минимум три цели. Во-первых, это "объективизация " процесса обучения художественным дисциплинам. Во-вторых, сближение различных видов искусства и выработка общей методики их преподавания. В-третьих, сближение художественной материальной культуры с массовым индустриальным производством.
Пришедший в эти вузы авангард художников, скульпторов и архитекторов, экспериментируя, разрабатывая и внедряя новые проектные методы, искали новые формы обучения этим приемам и в ходе учебного процесса вырабатывали их. В целом создавалась новая методика обучения студентов в вузе, отличная от прежней, академической системы обучения, отвечающая требованиям современности и способной гибко реагировать на ее изменения. Система средств художественной выразительности этих областей творчества тогда еще только зарождалось. Баухауз и ВХУТЕМАС и стали теми центрами, где формировался этот новый профессиональный язык под руководством лидеров новаторских течений с использованием творческого потенциала молодежи
Сложившаяся к концу 20-х годов в Советской России система дизайна в 30-е, в условиях нарождающегося тоталитарного государственного режима, претерпела значительные изменения. То, что было задумано или построено в 20-е годы, становилось все больше идеологически несовместимым с теми эстетическими идеалами "социалистического ампира", которые диктовались сталинским режимом. "Формализм" - такова была общая официальная оценка предыдущего этапа предметного формообразования 20-х годов. К предметной среде в 30-е годы стали предъявляться повышенные идеологические требования - она должна была воспитывать у потребителя классовое чувство, побуждать к действию, создавать ощущения радости и приподнятости. Например, городская среда в идеале представлялась благоустроенным парком - с белыми деревянными эстрадами и беседками в формах классической архитектуры, скамейками и непременными статуями девушек с веслом, отлитыми из цемента и выкрашенными в белый цвет. На Первом съезде писателей в августе 1934 года выступил пролетарский писатель Максим Горький с изложением концепции социалистического реализма. Вслед за литературой, театром, кино, скульптурой, живописью и архитектурой стал меняться и дизайн - те его области, которые были связаны с интерьером, оформлением книг, плакатов и журналов, одеждой и тканью. Любая свободная поверхность стала нести на себе некую идеологическую нагрузку то ли в виде орнамента из технических деталей, лент, звезд, колосьев и дубовых листьев, то ли в виде радостных картин светлой жизни при социализме. С середины 30-х гг. профессиональные контакты с дизайнерами других стран практически прекратились.
К наиболее разработанным сторонам данной проблемы можно отнести такие как вклад Строгановского училища в развитие русской культуры в начале XX века, развитие деятельности мастерских Строгановского училища в указанный период, личный вклад в развитие русской культуры и искусства выпускников данного учебного заведения в дореволюционный период, среди которых можно выделить творчество Н.А. Андреева, СВ. Герасимова, В.Е. Егорова.
Заключение
.
Художественно промышленное образование являлось закономерным результатом социально-экономического развития в пореформенной России. Развитие транспортной инфраструктуры, завершение промышленного переворота, бурный рост населения городов, расширение внутренней и внешней торговли, способствовали мощному подъему культуры и образования в стране. Большой общественный интерес искусству и культуре, успехи в развитии образования, оказали большое воздействие на социальное и экономическое оживление в государстве. Новые реалии России потребовали большого числа специалистов в сфере прикладного художественного образования. Для фабрик и заводов и нужны были художники, которые способны к самостоятельному творческому проектированию, промышленные рисовальщики, умеющие понимать поставленные задачи и организовывать работу по их выполнению на производстве. Мастера, владеющие приемами изготовления художественных изделий, а также рабочие и ремесленники, имеющие навыки технического рисования и готовые к работе на все более сложном техническом оборудовании. В условиях модернизации России в экономике, культуре, образовании, спрос на качественно подготовленные кадры невозможно было удовлетворить путем практической выучки или силами отдельных разрозненных учебных заведений. Требовалась организация самостоятельной отрасли художественно-промышленного образования.
Список используемой литературы.
1. Развитие промышленности в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://znanio.ru/media/razvitie_promyshlennosti_v_rossii-118127/139048, свободный. – Загл. с экрана.
2. Особенности промышленного развития России на рубеже веков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3003538/page:2/, свободный. – Загл. с экрана.
3. Художественная промышленность. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.vehi.net/brokgauz/all/111/111223.shtml, свободный. – Загл. с экрана.