Файл: Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Промышленное развитие России
Глава 1.1. Промышленность в общей системе экономики
Глава 1.2. Россия на этапе XIX – ХХ.
Глава 1.3. Процесс монополизации индустрии.
Глава 2.1 Определение художественного - промышленного образования
Глава 3. Проблемы художественного промышленного образования
Глава 3.1. Строгановское училище.
Но по-прежнему сохранялась старая структура промышленного доминирования легкой промышленности над тяжелой.
Глава 1.3. Процесс монополизации индустрии.
В стране, как и в иных государствах, шел процесс монополизации индустрии. С 1909 - 1913 гг. 29,4 тыс. предприятий крупной фабрично-заводской и черной промышленности выпускали продукции на 7,3 млрд. рублей. Процесс образования монополий в России возможно поделить на 4 периода:
Первый этап обхватывал 80-90-е гг. XIX в. На данном рубеже лишь только зарождается система монополий, появляются первые, пока еще временные монополистические объединения - картели, действовавшие на основе соглашений о совместных ценах и разделе рынка сбыта.
Второй этап обхватывает 1900 – 1908 г.
Ныне уже формируются монополистические объединения (синдикаты), просуществовавшие до преобразований, проводившихся Русской властью в 1917 г. Теперь монополии есть буквально во всех отраслях и контролируют их деятельность. В одном ряду с промышленными монополиями образуются банковские монополистические объединения
Третий этап приходится на 1909 - 1913 гг.
На данном этапе происходит дальнейшее монополизирование всех сфер экономики. Образуются монополии новых форм - тресты и конкретно их отличает более высокая степень концентрации. Происходит сращивание промышленного и банковского капитала, и образуются промышленно-финансовые группы.
Четвертый этап, приходится в период первой мировой войны, происходит сближение страны с монополистическим капиталом.
Для России были свойственны монополии различных обликов, при этом финансовые обстоятельства определенного периода определяли становление той или же другой формы монополистических объединений. В начале ХХ в. в России появилось большое количество больших монополистических. Такие синдикаты, как “Продпаровоз”, “Трубопродажа”, “Продуголь” (объединял 17 компаний, сосредоточил до 60% реализована донского угля). ,“Гвоздь”, “Продвагон”, “Медь” и др. Каждый из них контролировал сбыт продуктов в собственной ветви. Но на их фоне отличается главный синдикат страны “Продомета“. Он был сделан металлургическими фабриками южного финансового региона России в 1902 г. Полное название объединения - “Общество для продажи изделий русских металлургических заводов”.
Данный синдикат вытеснил с рынка многих соперников. В 1907 г. одержал победу над Новороссийским обществом, и не выдержали конкуренции Сосновские фабрики. Оба эти общества попали под контроль “Продомета”. Так же шла конкуренция с синдикатом Уральских заводов “Кровля” и т.д. В итоге данный главный в государстве и Европе синдикат стал держать под контролем 80 % балок и швеллеров; 90 % вагонных осей; 70 % сбыта мирового железа и т.д. Возглавлял эту работу Совет, именно деятельностью фирмы управляло и вело всю текущую работу правление общества. Центральная контора располагалась в Петербурге, но фабрики синдиката были разбросаны по различным местам, то дополнительно было открыто ещё 8 контор: Киевская, Столичная, Одесская, Ростовская, Варшавская, Саратовская, Харьковская, Рижская.
Монополии появились и в других отраслях производства. В хлопчатобумажной промышленности было 2 картеля по производству ситца: Иваново-вознесенский и Московский.
В пищевой, например же были сделаны монополистические союзы: синдикат “Дрожжи”, сладкая монополия, табачный трест”, соленая монополия “Океан”. Русское общество пароходства и торговли” занимало монопольное положение в морском транспорте на Черном и Азовском морях.
С конца XIX века стали складываться монополистические общества в нефтяной индустрии. Образовалось Товарищество братьев Нобель и группа Ротшильда, официальное название было Каспийско-Черноморское общество. В 1898 группа Ротшильда и Петербургский международный банк создали торгово-транспортное предприятие “Мазут”. Обе вышеназванные группы слились и заключили соглашение о разработке компании “Нобель - Мазут” (“Нобмазут”). Это объединение контролировало переработку, перевозку, создание и перепродажу нефти. Будучи автономными эти фирмы деятельно теснили собственных соперников с рынка, ныне же, объединившись, они продолжили собственную работу в данной направленности. Ряд больших компаний попали под их контроль.
В этап промышленного взлета 1909 - 1913 годов поменялся характер процесса монополизации. Начали возникать все более сложные формы монополистических объединений, они контролировали не только лишь сбыт продуктов, но и его создание. Синдикат “Продомета” начинает держать под контролем и угольные и горнорудные фирмы. Ключевым делается обеспечение себя сырьем для вспомогательного расширения изготовления.
В таких условиях стали организовываться тресты и концерны в нефтяной индустрии, они приносили большую прибыль. С существовавшей компанией “Нобель”, был создан трест “Шелл”, который имел тесные связи с мировыми нефтяными компаниями. В 1912 году создается концерн “Ойл” или же “Нефть” (“Русская генеральная нефтяная корпорация”). В образовании концернов функциональную роль играли отечественные банки: Петербургский международный, Русско-Азиатский, и иные.
При участии одного из банков, а именно Русско-Азиатского, был создан концерн “Ойл”, сформировалась сильная группа, которая контролировала огромную долю изготовления артиллерии, снарядов, мин и включала в себя 8 крупных заводов: Невский, Путиловский и др. Вслед за тем к данной группе присоединился Новороссийский металлургический Тульский чугуноплавильный, и иные фабрики. При участии сего же банка был сотворен концерн Стахеева, который контролировал 41 предприятие. При этом это были предприятия разного направления: хлебная торговля, металлургические фабрики Урала и Подмосковья, предприятия мукомольной промышленности, 8 текстильных фабрик.
Петербургский международный банк развернул похожую деятельность. При его участии была сотворена группа “Коломна - Сормово”, включавшая например большие заводы. Данная же группа заняла основные позиции в кораблестроении в бассейне Волги, монополизировала транспортное машиностроение.
В это же время формируется ещё одна большая группа, которая называлась “Лесснер - Нобель”, куда зашли машиностроительные и металлообрабатывающие фабрики Лесснера, Нобеля и иные. Данная группа была сотворена Петербургским учетно-ссудным банком и специализировалась на выпуске подводных лодок, мин, торпед и т.д. Тем самым случается интенсивное вмешательство банков в производство, и контроль банками этого производства. Но данному предшествовал процесс концентрации банковского капитала. К 1913 году самыми крупными были Русско-Азиатский банк (ему принадлежало 13 % активов. Он появился в 1910 году в итоге слияния Русско-Китайского и Северного банков и занял одну из главных позиций в экономической сфере и кредитной политике), Петербургский международный банк, (принадлежали около 10 % активов всех активов акционеров банков), Российский для наружной торговли (8,8 % активов), Азовско-Донской (8 %), Российский торгово-промышленный (7,7 %). Всего к 1913 году в стране насчитывалось 50 крупных акционерных банков, их активы составляли 4,9 миллиардов. руб. Самыми крупными банками были: Петербургский международный банк, Русский торгово-промышленный, Русско-Азиатский банк, Азовско-Донской.Они имели 418 отделений, 248 своих представителей в правлениях промышленных предприятий. Сосредоточение банковских денежных средств в России было выше, чем в других государствах. Владельцы банков непосредственно часто сами правили промышленными монополиями, будучи или председателями их правления, или членами правления. Между крупными финансовыми олигархами были: А.И. Вышнеградский (Русский банк для внешней торговли) А.И. Путилов (председатель правления Русско-Азиатского банка), и др.
Глава 2.
Глава 2.1 Определение художественного - промышленного образования
Художественная промышленность - это соединение промышленности и искусства. Произведения скульптуры и живописи, которые предназначаются не для практического, а лишь эстетического наслаждения, относятся к чистому искусству, тогда как художественное творчество, направленное на удовлетворение потребностей повседневной жизни, обозначаются общим названием предметов прикладного искусства или художественной промышленности.
Художественная промышленность включает в себя: изготовление утвари, одежды, типографическое дело, литейное и чеканное производство, гончарное дело, резное и столярное дело, ковроткачество, золотое, ювелирное и серебряное производство, гончарное дело, обойное производство, фотографию. //Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз Ф.Л. и Ефрон И.Л. СПб.,1903.Т.74.С.767.
Глава.2.2
Этапы развития отечественного художественного промышленного образования
Этапы развития отечественного художественно-промышленного образования и политика государства. В России еще до Петра 1 стала ощущаться необходимость в искусных мастерах по различного рода художественным ремеслам и производствам. За неимением художественных школ, кроме разве что случайного обучения иконописи, резьбе и позолоте, которое велось при некоторых монастырях, да помещичьих усадьбах для собственных нужд, приходилось выписывать художников из-за границы.
При Екатерине 1, при открытой в 1725 году Академии наук, были устроены рисовальные и гравировальные палаты, типография со словолитнею и различные мастерские. Это позволяет считать Петербургскую Академию наук непосредственно причастной к организации в России художественного и художественно-промышленного образования.
В 1755 году в Москве был открыт университет, где наряду с основными факультетами были созданы художественные классы. По проекту графа И.И. Шувалова об учреждении «особой трех знатнейших художеств Академии» эти классы в 1757 году переведены в Петербург, где отдельно от Академии наук, была создана Академия художеств, в которой преподавались только живопись, ваяние, зодчество. Позже, в нее была переведена гравировальная палата из Академии наук, кроме того, там имелась и литейная мастерская. Хотя Академия художеств преследовала задачу обучения исключительно чистому искусству, тем не менее, в ней учились и мастерству в сфере прикладного искусства.
Главный контингент учащихся долгое время составляли присланные в обучение крепостные, из которых только особо талантливые становились художниками. Большинство же вынуждено было зарабатывать себе на хлеб изготовлением художественных ремесленных изделий или в имениях помещиков, или на оброчных работах.
Глава 3. Проблемы художественного промышленного образования
Глава 3.1. Строгановское училище.
Так продолжалось до создания в 1825 году в Москве графом С.Г. Строгановым Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам. В первой четверти XIX века, в условиях начавшегося промышленного переворота и широко распространившихся просвещенческих идей, в Петербурге и в Москве остро стала ощущаться потребность на изделия художественной промышленности, а также усилилась борьба русских промышленников с иностранными конкурентами. Горькие сетования на нехватку рисовальщиков для отечественной мануфактурной промышленности можно встретить в описании 1-й Всероссийской выставки 1829 года: « Орнаментальных живописцев у нас нет, и мы вынуждены перенимать узоры иностранные».34
Граф Сергей Григорьевич Строганов подошел к разрешению этой проблемы, серьезно и глубоко сознавая потребности развивающейся отечественной промышленности. Уроженец Москвы, происходивший из известного и богатого рода Строгановых, выпускник Института корпуса инженеров путей сообщения, участник главных сражений Отечественной войны 1812 года и европейских походов русской армии 1813-1814 гг. С. Г. Строганов был большим патриотом России.
Находясь в Париже, любуясь «тем совершенством, какое вносится парижскими рабочими во все произведения, исходящие из тамощних мастер-ских», С.Г. Строганов пришел к заключению, что это результат большого количества рисовальных общедоступных школ. Он был убежден, что « рисование это язык рабочего», что для ремесленника «карандаш...такая же необходимость, как перо для писателя». Его очень беспокоило тяготение к иностранной моде, широко распространившейся в высших кругах российского общества того времени. Он писал: «Роскошь делает нас данниками французов, а прихотливая страсть к совершенству - англичан». С.Г. Строганов считал, что художественно-бытовые вещи необходимо создавать «на собственной нашей земле, при наших источниках»,37 притом делать их в истинно национальном стиле, так как « во всяком государстве промышленность носит на себе отпечаток народного характера».
С.Г. Строганов разделял мнение русских промышленников о том, что победить конкурентов можно только улучшением художественного качества изделий. А для этого необходимо создать контингент хорошо подготовленных отечественных рисовальщиков, причем начинать их профессиональное обучение надо с малых лет.