Файл: Модели архитектуры информационных систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СЕТЬЮ

Автоматизированная информационная система (АИС) является частью любого административного механизма – платформой управления и сетевой службой.

Платформа управления сетью (Network management platform) – комплекс программ, предназначенных для управления сетью и входящими в неё системами.

Сетевая служба использует сервис, предоставляемый областью взаимодействия, и обеспечивает связь прикладных процессов, расположенных в различных абонентских системах сети.

Сетевая служба – это прикладная программа:

● взаимодействующая с клиентами, серверами и данными в сети;

● управляющая процедурами распределённой обработки данных;

● информирующая пользователей о происходящих в сети изменениях.

Сетевая служба NMS (Network management service) – служба, выполняющая процессы управления сетью. Она разработана ISO и располагается на прикладном уровне. Сетевая служба NMS определяет:

● функции управления;

 виды сервиса, предоставляемые для управления;

 структуру управляющей информации;

 протоколы, определяющие транспортировку управляющей информации.

Система административных регламентов и информационная система являются затратной частью системы управления, но их отсутствие не гарантируют качество, оперативность и эффективность управления.

Следует иметь в виду, что технологии и инструменты являются более стабильной компонентой, чем системы управления. Изменения стратегии, политики, методики, исполнителей обычно приводят к изменению как системы управления, так и информационной системы. При этом инструмент, например существующая АИС, может обеспечить решение новых задач, порой с минимальной дополнительной её настройкой. Смена инструмента обычно приводит к изменению работы системы управления. Поэтому при целостном, целенаправленном формировании и функционировании системы управления, следует осуществлять одновременное развитие автоматизированной информационной системы и административных механизмов управления ею.

Очевидно, что управление сетью, как правило, целесообразно осуществлять с одного рабочего места.

Потребность в контроле за сетью с одной управляющей станции способствовала появлению различных архитектур платформ и приложений администрирования. Наибольшее распространение среди них получила двухуровневая распределённая архитектура “менеджер–агенты”. Программа-менеджер функционирует на управляющей консоли, постоянно взаимодействуя с модулями-агентами, которые запускаются в отдельных устройствах сети. На агентов в такой схеме возлагаются функции сбора локальных данных о параметрах работы контролируемого ресурса, внесение изменений в его конфигурацию по запросу от менеджера, предоставление последнему административной информации.


В качестве частичного решения проблемы исчерпания пропускной способности предлагается трёхуровневая схема, в которой часть управляющих функций делегируется важнейшим сетевым узлам. Инсталлированные в этих узлах программы-менеджеры через собственную сеть агентов управляют работой “подотчётных” им устройств и одновременно сами выступают в роли агентов по отношению к основной программе-менеджеру (менеджеру менеджеров), запущенной на управляющей станции. В результате основная часть служебного трафика оказывается локализованной в отдельных сетевых сегментах, поскольку “общение” локальных менеджеров с административной консолью осуществляется только тогда, когда в этом действительно возникает необходимость.

Несмотря на очевидные удобства двухуровневой схемы, её применение в реальной сетевой среде приводит к возрастанию объёмов служебного трафика и, как следствие, снижению эффективной пропускной способности, доступной приложениям. Этот эффект особенно ощущается в сложных сегментированных сетях, содержащих большое количество активных устройств. В качестве частичного решения проблемы исчерпания пропускной способности предложена трёхуровневая схема, в которой часть управляющих функций делегировалась важнейшим сетевым узлам.

Инсталлированные в этих узлах программы-менеджеры через собственную сеть агентов управляют работой “подотчётных” им устройств и в то же время сами выступают в роли агентов по отношению к основной программе-менеджеру (менеджеру менеджеров), запущенной на управляющей станции. В результате основная часть служебного трафика оказывается локализованной в отдельных сетевых сегментах, поскольку “общение” локальных менеджеров с административной консолью осуществляется только тогда, когда в этом действительно возникает необходимость. Трехуровневая архитектура управления впервые была реализована в 1995 году в продукте Solstice компании Sun Microsystems.

Необходимость контролировать работу разнообразного оборудования в гетерогенной среде потребовала унификации основных управляющих процедур. Схема “менеджер–агенты” нашла выражение в протоколе Simple Network Management Protocol (SNMP), быстро ставшим базовым протоколом сетевого администрирования. Для удобства и облегчения работы сетевых администраторов используются системы управления, основанные на SNMP из группы протоколов TCP/IP. Для сетей SNA (IBM's System Network Architecture) другим возможным решением может являться STM – Station Management.

Одна из современных идей совершенствования технологий администрирования сетью заключается в сведении к минимуму роли человека в процессе администрирования ИС. Она подразумевает создание программного обеспечения, удовлетворяющего всем целям нужной системы и совмещающего в себе все функции программного обеспечения необходимого для администрирования ИС, например, совмещение контроля защиты, управления пользователями, маршрутизации, резервного копирования информации в случае сбоев и т.д. Администрирование сети в этом случае осуществляет программа, настройку которой производит администратор сети.


Данный подход позволяет экономить время, расходуемое администраторами сети, в том числе на мониторинг и управление сетью и избавиться от фактора ошибки человека. Наиболее сложно в этом случае создать алгоритм всего процесса администрирования, исключая настройку сети и настройку самого ПО. Такое решение способствует значительному облегчению процесса администрирования, поскольку настройка одной программы намного легче, чем настройка всей сети и всех приложений, связанных с работой в сети.

Другое предложение базируется на использовании беспроводных сетей с высокой скоростью передачи информации, например, на основе информации, передаваемой светом, что позволяет избежать проблем связанных с самим физическим строением сети. Например, Wireless LAN (беспроводные локальные сети) весьма удобны, но имеют недостаточную скорость передачи данных. В беспроводных сетях кроме радиоволн, для передачи информации можно использовать и другие явления, например, свет. Это позволило бы значительно увеличить скорость передачи информации, и избежать многих проблем имеющихся у проводных сетей.

Еще одна идея заключается в создании для администрирования информационных систем интеллектуального компьютера – нейрокомпьютера. Такое решение позволяет свести на нет роль человека в администрировании информационных систем, в то же время добиться максимального быстродействия сетей, и полного их соответствия заданным целям. Существуют первые компьютеры, проводящие вычисления с помощью молекул ДНК. Они предназначены для решения сложной задачи, и способны самообучаться, совершая какие либо ошибки. Аналогичные машины созданные для поддержания производительности сети, способны достигнуть достаточно большого прироста производительности.

Администрирование в корпоративных сетях

Средства сетевого и системного администрирования не занимали доминирующих позиций в корпоративных информационных системах. Традиционно им отводилась вспомогательная роль. Такое положение привело к тому, что структура и функции ПО данного класса оказались в прямой зависимости от архитектуры вычислительных систем и эволюционировали вместе с ними.

Обычно подключить локальную сеть к многопользовательской среде Интернета довольно просто, если это не распределённая в пространстве сеть, то есть не WAN (Wide Area Network). Проблема подключения к Интернету имеет два направления:
1. Собственно подключение различных сегментов к Интернету.
2. Организация сети компании средствами Интернета.


Если говорить о подключении сегментов, то для каждого из сегментов следует получить блок адресов, сконфигурировать машины каждой из сетей, организовать сбор статистики и, если необходимо, систему динамической настройки машин.

При организации сети компании распределённой средствами Интернета по большой площади, нужно заботиться о надёжной маршрутизации, своевременном обмене информацией и о защите этой информации от несанкционированного доступа. Кроме того, следует организовать информационное обслуживание, единое для всех частей такой распределённой структуры. При построении корпоративных информационных сетей, как правило, используют две базовые архитектуры: Клиент-сервер и Интернет/Интранет.

При построении корпоративных информационных сетей, как правило, используются две базовые архитектуры: Клиент-сервер и Интернет/Интранет.

Одной из самых распространённых на сегодня архитектур построения корпоративных информационных систем является архитектура “клиент-сервер”.

В реализованной по данной архитектуре информационной сети клиенту предоставлен широкий спектр приложений и инструментов разработки, ориентированных на максимальное использование вычислительных возможностей клиентских рабочих мест. При этом ресурсы сервера в основном используются для хранения и обмена документами, а также с целью выхода во внешнюю среду. Для программных систем, имеющих разделение на клиентскую и серверную части, применение данной архитектуры позволяет лучше защитить серверную часть приложений, предоставляя возможность приложениям непосредственно адресоваться к другим серверным приложениям, или маршрутизировать запросы к ним.

При этом частые обращения клиента к серверу снижают производительность работы сети. Кроме того, приходится решать вопросы безопасной работы в сети, так как приложения и данные распределены между различными клиентами. Распределённый характер построения системы обуславливает сложность её настройки и сопровождения. Чем сложнее структура сети, построенной по архитектуре “клиент-сервер”, тем выше вероятность отказа любого из её компонентов.

В основе архитектуры Интернет/Интранет корпоративных информационных систем лежит принцип “открытой архитектуры”, определяющий независимость реализации корпоративной системы от конкретного производителя. Всё программное обеспечение таких систем реализуется в виде апплетов или сервелатов (программ написанных на языке Java) или в виде c модулей (программ написанных, как правило, на языках Perl или С).