Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
Администрирование в ИС
Любая большая современная информационная система (ИС) в любой предметной области, как правило, несёт другую культуру управления. Проблема внедрения таких систем – это проблема восприятия, освоения и внедрения другой культуры управления.
Для большинства предметных областей внедрения информационных технологий характерны высокие требования к качеству их работы и надёжности эксплуатации, от которых во многом зависит эффективность использования и возврата вложенных средств. Эти требования относятся к проблемам, связанным с администрированием ИС, которые представляют собой сетевой программно-аппаратный и информационный ресурс.
Администрирование (административные механизмы) – это процедуры управления, регламентирующие некоторые процессы или их часть.
В нашем случае, оно входит в полномочия администратора ИС, который фиксирует и руководит соответствующими его полномочиям процессами и ситуациями, нуждающимися в целевом управлении и ограничениях.
К таковым процессам относят планирование работ, построение, эксплуатацию и поддержку эффективной ИТ-инфраструктуры, интегрированной в общую архитектуру информационной системы – один из критических факторов успешной реализации стратегических бизнес-целей организации.
Инфраструктура включает решения по программному обеспечению, аппаратному комплексу и организационному обеспечению ИС, что соответствует пониманию системы в современных стандартах типа ISO/IEC 15288.
В инфраструктуру ИТ входят:
- вычислительное и телекоммуникационное оборудование;
- каналы связи;
- инженерно-техническое оборудование, обеспечивающее работу вычислительных и телекоммуникационных средств;
- программные приложения, реализующие функциональность ИТ-систем (прикладное программное обеспечение) и обеспечивающие функционирование оборудования (системное программное обеспечение);
- администрация и персонал, осуществляющие эксплуатацию ИС;
- внутренние положения и инструкции, регламентирующие работу персонала с ИТ-системами;
- исходные тексты программных приложений, входящих в ИТ-систему (прикладное и системное ПО);
- системная и пользовательская документация программных приложений и аппаратных комплексов и др.
Современная ИТ-инфраструктура ИС должна обладать высокой производительностью, надёжностью, гибкостью, масштабируемостью и другими качествами.
Совокупность сетевых программно-технических средств ИС образует её архитектуру. Для ИС, ориентированных, в первую очередь, на получение экономического эффекта, стремятся выбрать архитектуру системы с минимальной совокупной стоимостью владения.
Совокупная стоимость владения ИС состоит из плановых затрат и стоимости рисков. Совокупная стоимость рисков определяется стоимостью бизнес-рисков, а также вероятностью появления технических, программных и организационно-эксплуатационных рисков.
Так, например, совокупная стоимость владения серверными кластерами определяется как сумма затрат на их приобретение, стоимости серверов, эксплуатационных затрат и стоимости потерь от простоев и нарушения программно-информационного их содержания. Последние в нашем понимании соответствуют стоимости рисков.
Типы ИС, с точки зрения выполняемых ими функций (функционала), решаемых задач и т.п. обычно связывают с делением организаций на представителей крупного, среднего и малого бизнеса. Данное деление достаточно условно. Основными компонентами организаций, по которым с точки зрения ИТ оно обычно осуществляется, являются доход или объём выполняемых работ за год, выраженные в денежных единицах, а также количество персонала и компьютеров.
Так, предлагается считать очень малыми предприятиями те, у которых число сотрудников меньше 20 человек (при этом называют совсем маленькие организации с числом сотрудников от 5 до 10 человек); малыми – с числом сотрудников от 20 до 100, средними – от 100 до 1000 человек. По числу компьютеров к малому бизнесу относят предприятия, у которых не более 50 ПК, от 50 до 100 компьютеров – к среднему, а более 500 – к крупному бизнесу.
Выбор ИС представителями малого и среднего бизнеса зачастую обусловлен их отношением к стоимости системы и срокам её внедрения. Эффективность внедрения и использования ИС во многом зависит от развития и комфортности окружающей среды (инфраструктуры).
Для средних предприятий важным критерием выбора ИС является возможность решать все важные задачи с её помощью, поскольку использование нескольких приложений вызывает потребность их интеграции, что, как правило, влечёт за собой негативные последствия. ИС от нескольких поставщиков с различным ПО сложно эксплуатировать и поддерживать. При этом для малых предприятий из-за небольших масштабов деятельности и меньшего числа бизнес-задач этот критерий не столь важен.
Чем больше организация, тем более формализованные процессы она использует и тем более высоки её требования к производительности и охвату бизнес-процессов. Малые предприятия не имеют собственных ИТ-служб, средние, как правило, имеют небольшую ИТ-службу с ограниченными функциями, например, связанными с эксплуатацией ИС.
Внедряя простые готовые решения представители СМБ могут обходиться стандартными услугами ИТ-организаций поставщиков и обслуживателей программно-технических комплексов и систем по технической поддержке и сопровождению ИС, в том числе аутсорсингом.
Имеется базовый функционал, который подходит большинству организаций. Однако, даже, если предприятия среднего бизнеса используют одни и те же программы, что и предприятия крупного бизнеса, стоимость их внедрения могут значительно отличаться. Как отмечают специалисты, основные отличия между этими типами предприятий зависят от степени их автоматизации, принятой ИТ-стратегии, степени зрелости бизнеса и др.
Кроме того, считается, что для крупных предприятий нет стандартных решений. При этом в 99% случаев используются дополнительные настройки ПО. Многие ИС для СМБ могут представлять собой усечённые версии полномасштабных ИС. Расширение функциональности ИС и включение в неё новых модулей наиболее эффективно решается в масштабируемых системах с модульной архитектурой.
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
Администрирование ИС заключается в предоставлении пользователям соответствующих прав использования возможностей работы с системой (базой, банком данных); обеспечении целостности данных, а также создании многопользовательских приложений.
Администрирование ИС – это её инсталляция (установка), управление доступом к ней, обеспечение целостности ИС и др.
Формирование (инсталляция) ИС на компьютере заключается в подготовке одного или нескольких файлов данных, которые будут установлены и использоваться в виде единой ИС. ИС создаётся один раз, независимо от того, сколько файлов данных она имеет, и сколько обращений к ней будет производиться.
Процедуру создания ИС можно использовать, если стереть информацию в существующей ИС. При этом будет создана ИС с тем же именем и той же физической структурой.
Создание ИС включает следующие операции:
- создание новых файлов данных, или стирание данных, хранившихся в предыдущих файлах данных;
- создание структур, требующихся для доступа и работы с ИС;
- инициализацию управляющих файлов и журнала для ИС.
Для обеспечения защиты ИС, используют различные ограничения целостности данных, журнализацию, репликацию и резервное копирование.
Создаваемый журнал обычно содержит подробную информацию о загрузке, включая:
- имена входящих в базу данных файлов;
- входные данные и связанные с ними определения таблиц;
- ошибки и результаты работы БД;
- итоговую статистику.
Прежде чем создавать ИС необходимо:
- спланировать таблицы и индексы, а также оценить необходимое им пространство;
- спланировать защиту ИС, включая конфигурацию её журналов с учётом занимаемого ими пространства и стратегию резервного копирования.
Администрирование информационных систем включает следующие цели:
- Установка и настройка сети.
- Поддержка её дальнейшей работоспособности.
- Установка базового программного обеспечения.
- Мониторинг сети.
Выделяют три основные категории пользователей ИС: разработчики, администраторы и собственно пользователи.
Функции и задачи администратора ИС
Администрирование ИС осуществляется лицом, управляющим этой системой. Такое лицо называется администратором.
Если ИС большая, эти обязанности могут выполнять несколько человек (группа администраторов).
Администратор ИС осуществляет её запуск и останов. Он может использовать табличные пространства для:
- управления распределением памяти для объектов ИС;
- установления квот памяти для пользователей ИС;
- управления доступностью данных, включая режимы (состояния) online или offline;
- копирования и восстановления данных;
- распределения данных по устройствам для повышения производительности.
В процессе своей деятельности администратор ИС взаимодействует с другими категориями её пользователей, а также и с внешними специалистами, не являющимися пользователями ИС (рис.1).
Системное администрирование
Основной целью системного администрирования является приведение сети в соответствие с целями и задачами, для которых эта сеть предназначена. Достигается эта цель путём управления сетью, позволяющего минимизировать затраты времени и ресурсов, направляемых на управление системой, и в тоже время максимизировать доступность, производительность и продуктивность системы.
История системного администрирования насчитывает несколько десятилетий. Задачи, связанные с управлением вычислительными комплексами (системами), возникли сразу с появлением этих комплексов, то есть первых локальных вычислительных сетей, представлявших некоторый главный (хост) компьютер, к которому подключались терминальные устройства пользователей (Рис. 1).
До конца 1980-х годов доминировала централизованная вычислительная модель типа “мэйнфрейм–терминалы”. Она отражала архитектуру средств системного администрирования, то есть администрирования системой. Такое решение означало существование единого образа вычислительной среды. Специалисты отмечают, что по удобству и надёжности эти системы могут служить своеобразным эталоном для оценки всех остальных средств администрирования.
Первые компьютерные информационные системы на базе мэйнфреймов (например, IBM-360/370, или отечественных аналогов – ЕС ЭВМ), либо на базе так называемых мини-эвм (например, PDP-11 и отечественные СМ-4) использовали модель “хост-компьютер + терминалы”. Характерной её особенностью была полная “не интеллектуальность” терминалов, используемых в качестве рабочих мест – их работой управлял хост-компьютер (Рис.1).
Этот подход обладал некоторыми достоинствами: пользователи могли совместно использовать различные ресурсы хост-компьютера (оперативную память, процессор) и довольно дорогие для того времени периферийные устройства (принтеры, графопостроители, устройства ввода с магнитных лент и гибких дисков, перфосчитыватели, дисковые накопители и иное оборудование, ныне экзотическое). Используемые при этом операционные системы поддерживали многопользовательский многозадачный режим, а централизация ресурсов и оборудования облегчала и удешевляла эксплуатацию такой системы.
Недостатки подобной архитектуры заключались, главным образом, в полной зависимости пользователя от администратора и условий работы хост-компьютера. Пользователь (а порой и программист) не имел возможности настроить рабочую среду под свои потребности – используемое программное обеспечение, в том числе и текстовые редакторы, компиляторы, СУБД, целиком и полностью коллективным.
В значительной степени этот недостаток данных систем привёл к появлению и развитию индустрии персональных компьютеров, работающих с ИС. Наряду с дешевизной и простотой эксплуатации, привлекательной особенностью настольных информационных систем стала так называемая “персонализация рабочей среды”, то есть возможность пользователя выбирать для работы наиболее соответствующие его потребностям и необходимые ему программные инструменты (текстовый редактор, СУБД, электронную таблицу и др.). Естественно, что на рынке программных продуктов стало появляться много таких инструментов. Например, электронные таблицы и настольные СУБД (dBase, FoxBase, Сlipper, Paradox и др.), нередко совмещающие в себе собственно СУБД и средства разработки приложений, использующие базы данных.