Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Для каждого этапа развития общества характерно возникновение новых социокультурных феноменов, целью которых является решение первоочередных социальных задач. Зарождение фитнеса можно отнести к 70-м годам прошлого столетия. Тогда он возник в США как реакция на рост острых хронических заболеваний. В то время был создан совет по фитнесу при президенте США, цель которого заключалась в популяризации фитнеса среди населения.
В Россию понятие «фитнес» пришло в начале 1990-х годов и явилось по своей сути «культурологической эманацией западного стиля жизни».Первые фитнес-клубы были открыты в Санкт-Петербурге в 1990 г. и в уже в 1993 г. в Москве. Тогда они ориентировались на удовлетворение потребностей исключительно платежеспособных групп населения. Таким образом, рынок фитнес-услуг в России начал свое развитие в сегменте премиум-класса. И если в США предложение данной услуги было ориентировано на средний класс и массовость в потреблении, то первоначально потребление фитнес-услуг в нашей стране считалось лишь престижным, дорогим способом времяпровождения, неотъемлемым атрибутом высокого социального статуса.
Сегодня потребление фитнес-услуг отождествляется не только со стратегией успешности и престижности, многие участники рынка начинают ориентироваться на удовлетворение потребностей самых различных социальных групп населения. В связи с этим модели поведения потребителей на рынке фитнес-услуг трансформируются, а общество постепенно начинает расширять первоначальные функции фитнеса.
Понятие «фитнес» имеет большое количество определений, и его содержание трактуется по -разному.
Одни авторы определяют фитнес лишь просто как набор упражнений, другие - как стиль жизни и мировоззрение. Именно поэтому потребление фитнес-услуг следует рассматривать как социальное явление.
Сегодня фитнес выступает в качестве специфического сектора экономики и может быть рассмотрен как деятельность по оказанию материально-бытовых и социально-культурных услуг, которые могли бы удовлетворить физкультурные потребности населения. В нашей стране фитнесом занимается еще очень малое количество людей. По оценкам многих экспертов, в России доля потребителей фитнес-услуг составляет всего 2-3 % населения, в то время как в развитых западных странах степень проникновения фитнес-услуг значительно выше. Для того чтобы увеличить степень проникновения фитнес-услуг и вовлечь большее число клиентов в данную сферу услуг, необходимо не только расширять предложение, но и стимулировать потребительский спрос, а именно четко понимать, какую роль играет фитнес для потребителей, какими являются их потребности и интересы.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ФИТНЕСА
Фитнес-индустрия выполняет в обществе ряд внутренних (специфических) и внешних функций (проявляющихся во взаимодействии производителя и потребителя), имеющих как явный, так и латентный характер. Согласно Р. Мертону, явные функции - это объективные результаты и последствия социального действия, института, способствующие регулировке и адаптации определенной социальной единицы (будь то личность, группа или система), которая планирует и осознает результаты своего акта. Латентные же функции, с точки зрения американского социолога, есть непреднамеренные и неосознанные последствия этого же порядка.
В соответствии с этим явные функции фитнеса как социального явления можно сгруппировать в два самостоятельных блока, представляющих его социально-экономические и социокультурные функции.
Реализуя социально-экономические функции, фитнес-индустрия, как непроизводственная отрасль сферы услуг, вносит огромный вклад в мировую экономику с точки зрения получения доходов, решения проблем занятости, повышения качества жизни населения, рационализации использованного свободного времени. К социокультурным функциям фитнеса можно отнести следующие: спортивная, эстетическая, гносеологическая, воспитательная, оздоровительно-реабилитационная, релаксационная, коммуникативно-социализирующая функция, рекреационная, культурная, адаптационная.
В основу выделения латентных функций фитнеса, которые названы ниже, положено то обстоятельство, что занятия им позволяют сделать человеку шаг от строительства тела к форме жизнестроительства. Потребление фитнес-услуг, по мнению опрошенных, способствует повышению их самооценки и выражению индивидуальности, улучшению взаимоотношений в семье и росту уважения со стороны окружающих, расширению круга знакомств, повышению социального статуса в обществе, выработке умения оперативно и осмысленно решать жизненные и профессиональные проблемы. Многим клиентам, по их собственным высказываниям, фитнес позволяет быть успешными, счастливыми, красивыми и даже помогает устраивать личную жизнь.
Одной из самых важных латентных функций фитнеса является то, что он создает основу для здорового образа жизни, сдерживает процессы инволюции и противодействует неблагоприятным условиям жизни и быта, тем самым сохраняя генофонд страны.
В свою очередь латентные функции могут играть либо стабилизирующую, развивающую, либо деструктивную роль, и в этом случае они будут выступать в качестве эвфункций, или дисфункций. У фитнеса дисфункции в основном также носят латентный характер.
Во-первых, к дисфункции можно отнести проявление модели демонстративного потребления, предполагающей занятие фитнесом с целью подчеркивания своей принадлежности к определенной социальной группе, к которой потребитель в реальности может и не принадлежать.
Во-вторых, потребляя фитнес-услуги, многие люди стремятся слепо следовать моде на здоровый образ жизни, культивировать телесность, ориентируясь на стереотипные представления о формах тела и напрочь забывая о первоначальных оздоровительных функциях фитнес-индустрии.
В-третьих, клиенты нередко безрассудно погружаются в тренировочный процесс, чаще всего не соответствующий их реальному физическому состоянию, игнорируя указания тренера. В этом случае наблюдается явное противоречие оздоровительной функции и еще одна дисфункция.
Вместе с тем не исключено, что для фитнеса характерен и ряд других дисфункций, однако их выявление и описание требует дальнейшего эмпирического изучения.
МЕТОДОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ ФИТНЕСА
В 2014-2015 гг. было проведено специальное социологическое исследование, цель которого заключалась в изучении моделей поведения потребителей на рынке фитнес-услуг. Всего в общей сложности было опрошено 1150 респондентов, проживающих в самых различных регионах России, которые на момент опроса пользовались фитнес-услугами. В качестве основного метода сбора данных был выбран онлайн-опрос клиентов фитнес-клубов, также был применен опрос клиентов фитнес-клубов Ивановской области при помощи анкетирования непосредственно на территории фитнес-клубов данного региона.
Одна из задач исследования состояла в изучении социального значения фитнеса для потребителей этой услуги. Для решения данной задачи в анкете был сформулирован ряд специальных вопросов. Во-первых, открытый вопрос о роли фитнеса в жизни респондента, позволяющий раскрыть как явные, так и латентные функции этого вида деятельности. Во-вторых, закрытые мотивационные вопросы, косвенно фиксирующие субъективное значение фитнеса для потребителей. Данная методология измерения была разработана на основе положений Р. Мертона о необходимости разграничения наблюдаемых объективных следствий (социальных функций) и субъективных намерений (мотивов и целей респондентов) для того, чтобы избежать затруднений в функциональном анализе социальных явлений .
С моей точки зрения, использование мотивационного анализа для определения социального значения фитнеса необходимо потому, что данный подход позволяет не только выявить конечную цель потребителей и ожидаемый результат от посещения фитнес-клуба, но еще и сопоставить, насколько объективные и латентные функции способны удовлетворить потребности клиентов в данном виде деятельности.
В ходе проведенного исследования на вопрос «Какую роль играет фитнес в вашей жизни?» получили 51 % формализованных (типа «очень большую», «большую», «никакую» и т. п.) и 49% развернутых, содержательных ответов. Все полученные ответы были перегруппированы в две новые шкалы: ранговую и номинальную. Первая позволяет
упорядочить в режиме пятипунктной метрики формализованные ответы респондентов о роли фитнеса в их жизни, а вторая (номинальная) группирует содержательные ответы опрошенных.
Исследование показало, что фитнес действительно играет большую роль в повседневной жизни респондентов: 75 % участников опроса оценили ее как значительную, 9 % - как очень значительную, 11 % дали средние оценки и только 5 % считают фитнес занятием малозначимым или не значимым совсем.
Почти каждый четвертый респондент (22,5 %) на вопрос о роли фитнеса отметил, что он стал для него неотъемлемой частью жизни, образом жизни, привычкой. Для 21 % опрошенных занятия фитнесом являются способом поддержания хорошей физической формы (помогают похудеть, нарастить мышечную массу, добиться желаемых пропорций тела); 17 % опрошенных клиентов видят в этих занятиях оздоровительную функцию; 16 % опрошенных отметили, что фитнес дисциплинирует и является определенной жизненной целью, а также способом самосовершенствования. Еще 15 % респондентов отметили рекреационную функцию фитнеса; 13 % респондентов указали, что получают от такого рода занятий положительные эмоции, а для каждого десятого фитнес просто является жизненной энергией; 12 % разгружаются после рабочего дня, избавляются или предостерегаются от депрессии. Для 1 1 % потребителей фитнес - это средство достижения физического совершенства, развития физических качеств, место для тренировок; 6 % с помощью занятий повышают свою самооценку; 2 % указали на коммуникативную функцию. Среди других ответов (2,4 %) респонденты указали, что занятия фитнесом способствуют достижению уважения в обществе, улучшению взаимоотношений в семье. Для бывших профессиональных
спортсменов фитнес является альтернативой физической активности, другим же респондентам эти занятия позволили найти работу.
Таким образом, из приведенных выше данных следует, что фитнес влияет на многие сферы жизни потребителей. Занимаясь им, люди получают не только красивое и здоровое тело, хорошее физическое самочувствие, но и развиваются, самосовершенствуются, меняя себя в лучшую сторону, улучшая качество своей жизни в целом. В связи с полифункциональностью фитнеса можно предположить, что стратегии поведения потребителей на рынке фитнес-услуг будут формироваться в зависимости от функциональной составляющей и определяться именно мотивами, целями потребителей, которые косвенно отражают латентные функции фитнеса.
Насколько конечный результат (роль фитнеса) соответствует первоначальным целям и мотивам потребителей, в какой степени фитнес как социальный институт способен удовлетворить потребности общества?
Для изучения мотивов посещения фитнес-клубов клиентами в анкету был включен блок вопросов, позволяющих определить основные факторы, влияющие на мотивацию потребителей.
В первом блоке, состоящем из двух вопросов, респондентам, во-первых, предлагалось выбрать из предложенного перечня основные мотивы посещения фитнес-клуба (табл. 1), а во-вторых, проранжировать их в порядке убывания значимости, где 1 - самый значимый, а 8 - наименее значимый.
В результате ранжирования респондентами основные цели, к которым они стремятся, занимаясь фитнесом, распределились следующим образом: на первом месте - поддержание физической формы (3,32 балла), далее - улучшение состояния здоровья (3,55), снятие стресса / улучшение эмоционального состояния (3,87),
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «С какой целью Вы ходите в фитнес-клуб?», %
Мотивы посещения %
Для поддержания хорошей физической формы 85,0
Для общего улучшения физической подготовленности, выносливости 70,0
Для того, чтобы нравиться себе 64,0
Для получения удовольствия, чувства радости на занятиях 63,2
Для улучшения состояния здоровья (опорно-двигательного аппарата, работы сердца, т. д.) 58,2
Для избавления от лишнего веса 53,6
Для снятия напряжения и появления чувства расслабленности 49,7
Для увеличения мышечной массы 32,8
Для достижения большей уверенности в себе, ощущения собственной значимости 31,2
Для профилактики и лечения заболеваний 22,9
Для получения знания о правильном выполнении упражнений, достижения контроля разума над телом 18,6
Для приобретения друзей и расширения круга знакомств 12,4
Для улучшения своих результатов в избранном виде спорта (готовлюсь к соревнованиям, занятия фитнесом являются моей профессиональной деятельностью) 11,1