Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
Для получения знания об уровне физической подготовленности, телосложении 10,5
Для проведения досуга с друзьями 8,6
Для достижения уважения окружающих 5,3
Для умения оперативно адаптироваться к изменениям окружающей среды 4,8
Для того, чтобы следовать моде на здоровый образ жизни 4,6
Для выражения своего статуса в обществе 3,8
Для приобретения возможных партнеров по бизнесу 1,6
Иные ответы 1,0
самовыражение (4,66) и общение / досуг (4,67), изучение физической активности (5,0), соответствие требованиям общества / моды (5,39), достижение наград в спорте (5,51).
В работе с вопросами второго блока была применена методика фиксации влияния референтных групп на мотивацию потребителей к занятиям фитне-сом, предложенная М.Р. Соломоном. Респондентам необходимо было выбрать те суждения, с которыми они согласны. Исходя из полученных данных, все респонденты, ответившие на эти вопросы, были разделены на четыре группы (табл. 2).
Таким образом, проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что основным мотивом посещения фитнес-клуба является именно ориентация на потребление ради улучшения физической формы, внешнего вида, получение удовлетворения от самого процесса занятий, улучшение эмоционального состояния и укрепление здоровья. В то же время посещение фитнес-клуба ради поддержания собственного имиджа выходит на второе место - клиенты стремятся создать позитивный образ успешного, спортивного человека в глазах своих друзей и знакомых. На третьем месте -занятие фитнесом просто ради общения с интересными людьми. И лишь в последнюю очередь клиенты обращают внимание на бренд, моду, известность и престижность фитнес-клубов.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Контент-анализ специальной литературы и результаты эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы о социальном значении занятий фитнесом и потребления фитнес-услуг.
Доминирующим мотивом и основной целью потребления фитнес-услуг является стремление к совершенствованию физической формы. Данный феномен тесно связан с насаждением культа телесности, который продуцирует стремление человека постоянно держать себя в форме. Еще Ж. Бодрийяр указывал, что в обществе потребления существенно меняется отношение людей к своему телу, заметно возрастает важность его «функциональной красоты». Внешняя красота, по мнению известного социолога, является выражением внутренних качеств индивида, его статуса и конкурентоспособности на рынке коммуникаций.
Отсюда и вытекают латентные функции фитнеса. Стремление к физическому совершенству является лишь внешним мотивом потребления. За занавесом кроется ожидание получения иных результатов от потребления. Это, как показали ответы респондентов о роли фитнеса, и эмоциональное удовлетворение, и удовлетворение самых высших потребностей (по А. Маслоу) - потребности в принадлежности, признании, самовыражении. Потребитель начинает вплетать свое тело в контекст социальных отношений, и в результате оно становится инструментом для достижения социальных целей.
Вместе с тем достижение физического совершенства является и элементом стратегии демонстративного потребления: 84 % респондентов отметили, что занятия в фитнес-клубе являются символом личной успешности (табл. 2). Успешная личность пытается найти время и на трудовую деятельность, и на активный досуг и отдых. Именно поэтому занятия в фитнес-клубе рассматриваются респондентами как показатель личных достижений и успеха. В результате такое поведение человека является не только актом самопрезентации с желанием продемонстрировать свой социальный статус, но и своеобразной попыткой идентифицировать себя с референтной статусной группой. Так, 69 % опрошенных клиентов отметили, что, занимаясь в фитнес-клубе, они чувствуют свою принадлежность к определенному сообществу, а 56 % указали, что очень хотели бы быть похожими на некоторых членов посещаемого ими клуба. Доминирующее значение фитнеса проявляется в его основных функциях как сферы физической культуры (спортивной, эстетической, реабилитационной, релаксационной и т. д.), но в то же время немаловажную роль клиенты отводят и социальным функциям, которые в большинстве случаев являются латентными. Так или иначе, конечный результат (то, что получает клиент от фитнеса) в основном соотносится с первоначальными потребностями посетителей фитнес-клуба, а в некоторых случаях имеет и более существенное значение.
Режим посещения занятий %
1-я группа. Цель - потребление услуг, в том числе: 198,5
Я готов поменять фитнес-клуб, лишь бы заниматься в комфортных условиях 58,6
Меня не волнует престижность этого клуба, главное, что я занимаюсь собой 84,2
Я чувствую, что фитнес-клуб влияет на многие сферы моей жизни 55,7
2-я группа. Цель - поддержание имиджа, в том числе: 189,8
Теперь меня больше уважают знакомые, в семье 22,4
Занятия в этом фитнес-клубе - символ моей успешности 84,2
Я с удовольствием рассказываю друзьям, где занимаюсь 83,2
3-я группа. Цель - приобщение к группе, в том числе: 122,5
В этом фитнес-клубе я чувствую себя частью определенного сообщества 68,6
Мне хочется быть похожим на некоторых членов этого фитнес-клуба 55,9
4-я группа. Цель - престижный бренд, в том числе: 56,8
Наш фитнес-клуб посещают известные в городе люди 30,4
В нашем фитнес-клубе нет места неудачникам 11,0
В данный фитнес-клуб может попасть далеко не каждый желающий 15,4
Таблица 2. Распределение утвердительных ответов респондентов на вопросы-суждения, %
Интерпретация полученных результатов дает основание говорить о доминировании положительных эффектов в занятиях фитнесом. В эмпирическом исследовании нам не удалось зафиксировать проявление дисфункций фитнеса среди опрошенных с помощью разработанного инструментария и использованного метода сбора данных. Нужно полагать, что достижение этой цели возможно путем проведения глубинных интервью, использования метода наблюдения, а также проведения опроса среди персонала фитнес-клубов и специалистов фитнес-индустрии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что фитнес является спортивным движением, сферой услуг, а также социокультурным феноменом.
В процессе потребления фитнес-услуг клиент включается в систему социального взаимодействия с акторами рынка, и модели его поведения формируются под влиянием многих факторов, в том числе и того, какое первоначальное значение придает потребитель этим занятиям. Проведенное эмпирическое исследование показало, что фитнес выполняет ряд социальных функций как для потребителя, так и для общества в целом. Принимая решение о занятии фитнесом, потребители руководствуются различными мотивами, связанными с их внешностью, физическим и психологическим состоянием здоровья, положением в обществе и др., тем самым придавая разное значение фитнес-потреблению и демонстрируя многообразные потребительские практики. От того, будет ли фитнес играть значимую роль в потреблении данной услуги, зависит дальнейшее продолжение ее покупки и выживание предприятий фитнес-индустрии на рынке. Именно поэтому изучение роли фитнеса и его значения для потребителя должно стать перспективным направлением дальнейших исследований моделей поведения потребителя на рынке фитнес-услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Alam J., Hossain A. Motivations behind attending fitness clubs in Bangladesh: A survey study on clubs' members in Sylhet // European Journal of Business and Management. 2012. Vol. 4. № 2. P. 120-137.
2. Григорьев В.И. Динамика развития рынка фитнес-услуг в России // Актуальные проблемы развития фитнеса в России: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. С. 7-11.
3. Ефремова М.В., Чкалова О.В., Бошман Т.К. Анализ российского рынка фитнес-услуг // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 21. С. 25-37.
4. Андрианова Т.А., Коркодинова Н.А. Маркетинговое исследование потребителей спортивно-оздорови-
тельных услуг г. Перми // Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 18. С. 111-118.
5. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д.: Феникс,
2002. 384 с.
6. Сиднева Л.В., Гониянц С.А. Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания. М.: Трованд, 2000. 74 с.
7. Борилкевич В.Е. Об идентификации понятия «фитнес» // Теория и практика физической культуры.
2003. № 2. С. 45-46.
8. Сайкина Е.Г. Семантические аспекты отдельных понятий в области фитнеса // Теория и практика физической культуры. 2011. № 8. С. 6-10.
9. Хоули Э.Т., Фрэнкс Б.Д. Оздоровительный фитнес. Киев: Олимпийская литература, 2000. 367 с.
10. Обзор рынка фитнес услуг в России. URL: marketcenter.ru/content/document_r_3ca0bfb4-5745-468b-85d8-5af8a960cae6.html.
11. Ковалев А. Готовы к сдаче ГТО // Российская газета. 2014. № 951.
12. Анализ рынка фитнес-услуг в России. М.: DISCOVERY Research Group, 2012. 46 с.
13. Бартенева Н.Е. Фитнес как бизнес и образ жизни // Гуманитарии в XXI веке. Т. 1. Н. Новгород: НИ-СОЦ, 2013. С. 67-70.
14. Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 207-246.
15. Сайкина Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях. СПб.: Образование, 2008. 301 с.
16. Григорьев В.И. Методологические аспекты техноло-гизации фитнес-индустрии // Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. C. 17-25.
17. Абрамов Р., Болотова И. Инновативные социальные практики повседневности и потребления в контексте новой культуры заботы о себе: на примере московских фитнес-клубов // Вестник Омского университета. Серия: Социология. 2008. № 1/2. С. 37-61.
18. Абрамов Р.Н., Зудина А.А. Социальные иннова-торы: досуговые практики и культурное потребление // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 6. С. 134-142.
19. Соломон М.Р. Поведение потребителя. Искусство и наука побеждать на рынке. СПб.: ДиаСофтЮП, 2003. 784 с.