Файл: Факторы, влияющие на стоимость страховой организации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Сегодня наряду с традиционным назначением страхования – обеспечением экономической защиты страхователей от стихийных природных бедствий (землетрясения, наводнения, пожары и т.д.), случайных событий технологического и экологического характера (взрывы в шахтах, загрязнение окружающей среды химическими и другими выбросами) объектами страхования все больше становятся имущественные интересы. Они связанны с жизнью и здоровьем юридических и физических лиц (кражи, разбойные нападения и т.д.), а так же с возмещением причиненного страхователем вреда личности или имуществу третьих лиц (страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта, финансовых рисков, профессиональной ответственности и др.).

Физические и юридические лица (хозяйствующие субъекты) различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают теперь потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в повреждении или гибели основных фондов и оборотных средств (как было при командно-административной системе управления народным хозяйством). Они так же нуждаются в компенсации недополученной прибыли или дохода из-за вынужденных простоев предприятий (не поставка сырья, неплатежеспособность потребителей энергоресурсов), невыполнения договорных обязательств, контрактов и т.д.

В экономике рыночного типа страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с дугой – коммерческой деятельностью, приносящей прибыль за счет вложения временно свободных денег в перспективные объекты материального производства, выгодные проекты (строительство скоростных железных дорог, тоннелей и т.д.), на банковские депозиты, закупки акций предприятий и другое. В этих условиях страхование служит важным фактором стимулирования хозяйственной деятельности, стремления получить выгоду, желание рисковать, “проверить себя”.

Такая важная роль страховых компаний в рыночной экономике, обязывает их уделять особое внимание организации собственных финансов, т.е. как следствие, обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности.

Глава 1. Современное состояние страхового дела.

 В экономике России страхование прочно занимает место необходимого инструмента, обеспечивающего социально-экономическую стабильность и безопасность, развитие предпринимательства, эффективную защиту имущественных интересов граждан и организаций от природных, техногенных, экономических и иных рисков, реализацию государственной политики социально-экономической защиты населения.


Страхование является также одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса. Объемы страховых операций на этом рынке неуклонно растут, а страховщики играют в экономике все более значимую роль.

Важную роль в развитии страхового дела, защиты интересов страховых организаций играют союзы (ассоциации) страховщиков. Все более значимую роль начинают играть также объединения страховых брокеров, общества актуариев.

В связи с принятием мер по совершенствованию принципов налогообложения страховых операций, планируемым введением видов обязательного страхования можно прогнозировать дальнейший значительный рост страховых операций, и как следствие этого, 

- рост общих объемов аккумулирования средств в системе страхования.

Уровень развития страхового рынка неразрывно связан с общей экономической ситуацией в стране, развитием финансового рынка, системы налогообложения и правового регулирования и достаточно мобильно реагирует на любые их изменения.

В частности, на развитие страхования негативно повлияли:

- продолжающиеся инфляционные процессы в экономике, низкий платежеспособный спрос населения и организаций на страховые услуги;

- недостаток надежных инвестиционных инструментов для долгосрочного размещения страховых резервов;

- продолжающиеся существовать ограничения по допуску страховщиков к обязательному медицинскому и социальному страхованию, дополнительному пенсионному обеспечению;

- действия отдельных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ограничению доступа страховщиков в некоторые секторы рынка и территории, в частности, путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций;

- недостаточные меры по совершенствованию налогового законодательства в сфере страховых операций;

- недостаточная капитализация страховых организаций, а также слабость национального перестраховочного рынка, приводящие к невозможности принятия крупных рисков без значительного участия иностранного перестрахования, а также необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за рубеж;

- информационная закрытость страхового рынка, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;

- несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора;

- объективные обстоятельства, связанные с отставанием работы по совершенствованию страхового законодательства от ускоренных темпов развития страхового дела.


Государство наконец-то отказалось от своего участия в деятельности крупных страховщиков. Громоздкий и сложно управляемый "Росгосстрах" фактически был передан в управление менеджерам компании "Тройка Диалог". Также было объявлено о планах выхода государства из числа владельцев "Ингосстраха" - теперь на страховом рынке оно присутствует лишь косвенно, причем именно там, где без его участия обойтись невозможно. Через "Госинкор" - в "Гута-Страховании", а через ФГУП "Рособоронэкспорт" - в Русском страховом центре.

В то же время крупный капитал явно заинтересовался страховым рынком. По словам руководителей страховых компаний, от потенциальных стратегических инвесторов, как российских, так и зарубежных, поступает немало предложений. В течение последнего времени произошло уже несколько сделок, в корне изменивших лицо и суть страхового рынка.

[1]

Глава 2.Основные направления развития страхования в РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293‑р была утверждена Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия – 2020). В этом документе проанализировано сегодняшнее состояние страховой отрасли, указаны цель и задачи, а также определены основные направления развития страховой деятельности в РФ до 2020 года.

Стратегия – 2020 принята в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 22.02.2013 № 226‑р (далее – Государственная программа).

О том, в каком направлении будет развиваться страхование в ближайшие годы, читайте в предложенном материале.

Главная задача России на сегодняшний день – развитие экономики. Одним из основных направлений такого развития является повышение конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование международного финансового центра, улучшение инвестиционного климата в РФ. В свою очередь, улучшение инвестиционного климата невозможно без развитых финансовых рынков, страховой и банковской отраслей.

Разработчики Государственной программы отмечают, что развитию системы страхования в РФ будет способствовать повышение качества предоставляемых страховых услуг, обеспечение защиты интересов потребителей страховых услуг и надлежащее исполнение страховыми организациями принятых обязательств по договорам страхования.


Для обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций предлагается повысить качество активов и собственных средств страховых организаций, осуществлять комплексную оценку рисков и достаточности активов для исполнения принятых обязательств.

Государственной программе сказано, что одним из инструментов предоставления качественной страховой услуги является точная оценка (финансовая, техническая) подлежащих страхованию объектов и рисков, размера вреда, причиненного в результате наступления страхового случая, улучшение качества страховых услуг и продвижение их потребителям. В связи с этим возрастает роль таких участников страхового рынка, как страховые актуарии, страховые посредники (брокеры и агенты) и др. В настоящее время в России деятельность перечисленных участников страхового рынка не регламентирована, поэтому следует проработать вопрос о необходимости законодательного регулирования их деятельности, установления требований к предоставляемым услугам, объемам ответственности, создания профессиональных объединений, в том числе на основе саморегулирования.

[2]

2.1. Развитие обязательных и добровольных видов страхования.

Экономический эффект от введения страхования в обязательной форме позволит создать страховую защиту для всех потенциально рисковых групп населения и хозяйствующих субъектов, а также значительно снизить бюджетные затраты государства на возмещение ущерба пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и бедствий.

В целях законодательного закрепления принципов обязательного страхования, прекращения практики принятия нормативных актов, содержащих декларативные нормы об обязательном страховании, следует признать необходимым разработку и принятие законодательных основ введения и осуществления обязательного страхования на территории Российской Федерации.

Система обязательного государственного страхования должна быть направлена на защиту наиболее значимых имущественных интересов государства в целях повышения эффективности защиты экономики от высокоубыточных рисков с минимальными затратами бюджетных средств.

Введение обязательного страхования должно основываться на принципе формирования страховых резервов исключительно для целей компенсации ущерба и убытков застрахованным лицам и иным выгодоприобретателям, а не для финансирования мероприятий, покрывающих бесхозяйственность организаций за счет средств страхователей. Следует исключить случаи принятия законодательных актов без их предварительной глубокой финансово-экономической проработки, составления расчетов, подтверждающих возможность решения проблем страховой защиты именно в обязательной форме и на предлагаемых условиях.


Первоочередными мерами в области развития обязательного страхования являются:

- принятие основ обязательного страхования, включающих принципы и требования к его осуществлению; оптимизация перечня объектов, подлежащих страхованию за счет средств бюджета, перевод такого страхования на некоммерческие основы;

- усиление контроля за проведением обязательного государственного страхования и страхования осуществляемого с привлечением бюджетных средств;

- введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами и третьими лицами, обязательного страхования имущества от огня и иных опасностей.

Помимо введения более жестких нормативных требований к финансовой устойчивости страховщиков должна быть установлена специализация страховых организаций путем введения запрета на осуществление одним страховщиком одновременно страхования жизни и пенсий также и видов имущественного страхования. В этих целях должна быть разработана адекватная классификация видов страховой деятельности, определены особенности организации и осуществления страхования жизни и пенсий.

Требуется выработка мер по расширению сферы и объемов добровольного медицинского страхования, страхования от несчастных случаев и болезней. Указанные виды страхования должны стать важным элементом „социального пакета“, предоставляемого организациями своим сотрудникам.

Дальнейшее развитие добровольного медицинского страхования требует, в первую очередь, установления правовых основ, учитывающих специфику осуществления данного вида страхования, совершенствования норм, регулирующих взаимодействие субъектов медицинского страхования и особенности налогообложения операций (страховых платежей и выплат) по медицинскому страхованию.

Перспективной мерой развития страхования является активное вовлечение страховых организаций в осуществление медико-социального страхования, включая обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.2. Повышение капитализации страхового рынка.

С принятием мер по развитию обязательного и добровольного страхования прогнозируется рост объемов страховых операций, что приведет также к накоплению значительных страховых резервов.