Файл: Методы оценки лояльности и вовлеченности сотрудников.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
Здоровое состояние коллектива, работники которого заинтересованы в эффективности своего труда, приводит также к низкой текучке кадров. В случае возникновения необходимости учредить новую должность, ее с радостью займет один из сотрудников. А при необходимости взять нового работника, руководитель такого предприятия не будет ограничен в выборе. Ведь сотрудники сами стремятся попасть туда, где созданы все условия для вовлеченности персонала. Причем главной причиной здесь становятся именно условия и атмосфера, а не уровень заработной платы – он, как правило, не превышает средний по рынку.
Исследователи также обращают внимание, что низкая вовлеченность персонала является причиной неудовлетворительного «КПД» сотрудников, качества оказания услуг и обслуживания клиентов. А это, в свою очередь, ведет к серьезным потерям дохода.
2.2. Методы вовлеченности сотрудников
Метод № 1. Опросники и тесты
Этот способ является довольно простым в применении и поэтому весьма распространен на многих предприятиях.
Для проведения опроса нужно заранее создать опросник вовлеченности персонала, который поможет выяснить степень удовлетворенности сотрудников своей работой. Выявление результатов связано с тщательным анализом полученных ответов.
Небольшая разница в использовании этого способа есть в случаях с большими и маленькими компаниями.
Она состоит в том, что небольшой штат позволяет провести всеобщий опрос, а если сотрудников в компании достаточно много, целесообразнее сделать выборку сотрудников, которые поучаствуют в анкетировании.
Целью опроса, конечно же, является определение подходящих для повышения заинтересованности персонала на предприятии методов. Вовлеченность персонала наиболее полно можно охарактеризовать, соединив данные опросов с информацией, полученной в ходе наблюдения и ведения статистики.
Важность мероприятия обусловлена тем, что на предприятиях с высоким уровнем вовлеченности персонала доход намного выше, чем там, где этот уровень является низким.
Метод № 2. Опросник Q12, разработанный Институтом Гэллапа
Данный метод весьма прост в применении и состоит из анкеты с 12 тезисами.
То или иное утверждение может быть изменено в зависимости от специфики бизнеса. Прохождение анкеты заключается в том, что сотрудник выражает свое согласие или несогласие с тезисами, отвечая соответственно «да» или «нет».
Утверждения, которые включаются в анкету:
- Я точно представляю свои рабочие задачи.
- Предприятие обеспечивает меня всеми инструментами и материалами, которые необходимы для моей работы.
- Каждый день я выполняю задачи, которые не вызывают у меня трудностей.
- Не менее раза в неделю я слышу положительные отзывы о проделанной работе.
- Я знаю, что начальство беспокоится о моих личных проблемах.
- Руководство поощряет мой профессиональный рост и развитие.
- Мое мнение имеет значение при принятии корпоративных решений.
- Я осознаю ценность своего труда для достижения целей компании и ее благополучия.
- Коллектив, в котором я работаю, ответственно подходит к своим обязанностям.
- У меня доброжелательные и дружеские отношения с коллегами по работе.
- За последние полгода я заметил свой профессиональный рост, что также отметили коллеги и начальство.
- В течение последнего года я имел возможность заниматься совершенствованием своих навыков.
По результатам анализа этой анкеты определяется индекс вовлеченности персонала. Чтобы его найти, нужно подсчитать количество ответов «да» и «нет».
Затем рассчитывается процент, который положительные ответы составляют из общего числа.
Оптимальным является результат, когда индекс составляет 70 и более процентов. Такой индекс свидетельствует, что вовлеченность персонала на предприятии является достаточно высокой. Поводом для беспокойства служит индекс менее 50 %. При таком показателе предприниматель должен срочно начать мероприятия, направленные на повышение уровня заинтересованности.
Правила получения объективных данных в ходе опросов:
- Проводить опрос не реже одного раза в год.
- Использовать для получения результата одну и ту же анкету.
- Проводить опросы исключительно анонимно.
- Осуществлять сравнительный анализ результатов опроса и показателей эффективности труда с результатами прошлых лет.
- Отдельно анализировать вовлеченность персонала как во всей компании, так и в каждом подразделении.
- Привлекать к проведению опроса хотя бы половину всех работников.
- Обеспечить разнородный состав опрашиваемых сотрудников по различным объективным критериям: занимаемой должности, подразделению, полу, возрасту и т. д.
Стоит учитывать также и то, что сотрудники старшего возраста и люди, занимающие высокие должности, всегда демонстрируют больший уровень вовлеченности.
В целом результат опроса поможет узнать мнение персонала о своей заработной плате, общей атмосфере на предприятии и эффективности существующих мотивационных мер.
Метод № 3. Мониторинг
Основная цель мониторинга – выяснить, насколько понятие руководителя о целях компании и способах их достижения совпадает с мнением остальных работников.
Как эффективнее всего определить, насколько целенаправленность работников соответствует представлениям начальника?
Нужно попытаться посмотреть на происходящие на предприятии процессы глазами сотрудников. Для этого проводят мониторинг удовлетворенности персонала текущим положением дел.
В темах опросов основываются на таких вопросах:
- Какие изменения и нововведения в рабочем процессе вызывают положительный отклик, а какие – отрицательный?
- Каково отношение сотрудников к фирме, в которой они работают?
- Пользуются ли руководители доверием среди работников?
- Какие причины побуждают сотрудников уволиться?
- Насколько сотрудники информированы о целях компании, каково их личное отношение к этим целям?
Методика исследований следующая:
- Исследование проводится на базе фокус-группы, состоящей из представителей различных групп персонала.
- Ответы на поставленные вопросы получают с помощью заочного (редко – очного) анкетирования.
- Возможно привлечение данных различных документов, тематика которых связана с исследованием.
- По окончании исследования его результаты сопоставляются с аналогичными показателями, полученными в ходе опросов прошлых лет.
Метод № 4. Фокус-группа
Для того чтобы определить вовлеченность персонала на предприятии, для исследования нередко применяют метод фокус-группы.
В центре исследования в данном случае стоит конкретная проблема предприятия. Метод призван выявить существующие в коллективе различные точки зрения на ситуацию, конкретные мнения, предложения и т. д.
Группа может состоять из 10–15 человек. Обсуждение проводится в формате дискуссии, в ходе которой каждый сотрудник высказывает свое мнение и отвечает на поставленные вопросы по конкретной теме.
Руководить дискуссией должен модератор, в обязанности которого входит создание рабочей атмосферы, контроль получения необходимой информации от каждого сотрудника и итоговой эффективности исследования.
Важной чертой дискуссии в фокус-группе является предоставление персоналу возможности открыто высказать свое мнение и аргументировать его.
Длительность обсуждения, как правило, составляет не более двух часов. На основании полученных ответов составляется отчет, обобщающий полученные мнения.