Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
Суды и другие компетентные органы государств - участников Конвенции должны иметь право наложить арест на финансовые или иные документы (при этом ссылки на банковскую тайну недопустимы; однако запрашиваемое государство может потребовать, чтобы запрос о сотрудничестве, содержащий требование снятия банковской тайны, был подтвержден судебным органом).
Получив запрос о конфискации орудий или предметов, государство должно предъявить его своим компетентным органам и исполнить. В конфискации может быть отказано, если:
- законодательство запрашиваемого государства не предусматривает конфискации за данное правонарушение;
- отсутствует имущество, подлежащее конфискации;
- истек срок давности.
Государства - участники Конвенции назначают центральный орган, ответственный за направление, получение, исполнение запросов о правовой помощи по делам такого рода, и извещают об этом Генерального секретаря Совета Европы. Как правило, в большинстве государств таким органом является прокуратура.
Следующее деяние, наносящее ущерб экономическому развитию государств - фальшивомонетничество.
Как следует из исторических источников, фальшивомонетничество насчитывает более двух тысяч лет. А из известнейших исторических личностей фальшивомонетчиками были Диоген, триумвир Марк Антоний, император Нерон, король Франции Филипп IV по прозвищу "Красивый" или "Фальшивомонетчик". Причем если эти лица уменьшали вес и содержание драгоценных металлов в монетах, дабы улучшить экономику своих государств, то Наполеон и Гитлер подделывали купюры враждебных государств с целью подрыва их экономики. Наполеон, к примеру, создал в Монруже фабрику по изготовлению поддельных банковских билетов Венского банка и русских ассигнаций, а в фашистской Германии были разработаны две операции "Андреас" и "Бернгард" по выпуску поддельных денежных знаков Англии, США и СССР. И это неудивительно, ибо нет преступления, которое бы с такой неизменной постоянностью причиняло ущерб экономическим интересам государства, его денежной и кредитной системе, приводило к девальвации денег, усиливало инфляцию, причиняло материальный ущерб государству и отдельным лицам. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг приобретают повышенную опасность в условиях становления рыночной экономики, подрывая устойчивость государственных денег и затрудняя регулирование денежного обращения.
Согласно Женевской конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков международными преступлениями являются:
1) все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков;
2) сбыт поддельных денежных знаков;
3) действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен;
4) покушение или соучастие в вышеуказанных деяниях;
5) обманные действия по изготовлению или приобретению для себя предметов, предназначенных для изготовления поддельных или измененных денежных знаков.
При этом каждое из вышеперечисленных действий, совершенное в различных странах, должно рассматриваться как отдельное преступление.
Под денежными знаками Женевская конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков понимает бумажные деньги, включая банковские билеты, и металлические монеты, имеющие хождение в силу закона. Конвенция не делает различий между подделкой отечественных или иностранных денежных знаков. В Конвенции устанавливается обязательное информирование соответствующих зарубежных государств о новых выпусках, изъятии и аннулировании "местных" денежных знаков, об обнаружении подделок иностранной валюты с подробным их описанием, сообщение сведений о розысках, арестах и осуждениях "международных" фальшивомонетчиков.
Незаконные операции с наркотическими средствами и психотропными веществами наиболее распространены среди рассматриваемых преступлений.
Очень высокая доходность наркобизнеса обусловила его практически полную монополизацию организованными преступными сообществами, создавшими теневую "индустрию" производства и распространения наркотиков. Наркобизнес сегодня стал мощным криминогенным фактором, обостряющим оперативную обстановку. Одной из главных причин активизации наркобизнеса в нашей стране стала нарастающая волна наркотиков из-за рубежа, главным образом из Средней Азии, Закавказья, Казахстана. Значительно вырос интерес к России со стороны наркобаронов Латинской Америки, а также "Золотого полумесяца" и "Золотого треугольника" не только как к транзитной перевалочной базе, но и крупному рынку сбыта.
По мере того как Россия постепенно втягивается в международный наркобизнес, расширяются масштабы и география распространения контрабандных наркотиков, их транзит через нашу страну. Растет число поставок, направленных непосредственно в Россию. Все это требует от правоохранительных органов четкой, слаженной работы по раскрытию и расследованию такого рода преступлений. Кроме того, учитывая международный характер наркобизнеса, усматривается необходимость в конкретном и реальном сотрудничестве с другими странами в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Преступный наркобизнес характеризуется следующими существенными чертами:
- Очень высокий уровень латентности.
- Переплетение с отдельными видами общеуголовных и экономических преступлений.
- Тесная связь с профессиональной преступностью.
- Легализация полученных незаконных доходов.
- Транснациональность: наркомафия функционирует в разных регионах и государствах и с каждым годом становится все более межнациональной.
- Высокий уровень конспиративности криминальных формирований и их четкая функциональная дифференциация.
Под этим углом зрения наркобизнесу, больше чем другим сферам организованной преступности, свойственны такие признаки:
1) иерархическая, многоступенчатая структура криминальных формирований со строгим подчинением внутренней дисциплине и указаниям руководителя;
2) большая организационная устойчивость наркообъединений, высокий уровень конспирации;
3) тщательная подготовка, планирование и профессиональное совершение преступлений;
4) распределение ролей между членами преступного сообщества;
5) продуманная, четкая система действий, связанных с незаконными операциями с наркотиками;
6) устойчивая ориентация на создание коррупционных связей в правоохранительных органах;
7) острая конкуренция и соперничество между отдельными формированиями наркомафии, нередко принимающие формы вооруженных столкновений из-за раздела и передела рынков сбыта.
Следовательно, наркобизнес - это особый вид разнородной, экономически сверхдоходной, законспирированной, широко разветвленной преступной деятельности высокоорганизованного криминального сообщества, имеющего международные контакты и занимающегося незаконными операциями с наркотиками.
Попытки государств в одиночку вести борьбу с этими преступлениями закончились провалом. Борьба против незаконных действий с наркотическими средствами предусматривается несколькими десятками международных договоров, из которых самыми важными являются Единая конвенция о наркотических средствах, Конвенция о психотропных веществах и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Конвенция 1961 г. регламентирует прежде всего использование наркотических средств медицинскими и научными учреждениями и предусматривает сотрудничество и контроль за культивированием растений, служащих основанием для изготовления наркотических средств, и производством наркотических препаратов. К Конвенции прилагаются Списки I, II, III, в которых указаны наркотические средства и препараты, используемые для их изготовления.
Конвенция о психотропных веществах 1971 г. регулирует вопросы производства психотропных веществ, их использование в медицинских и научных целях, экспортно-импортные операции с ними, меры по предупреждению злоупотребления ими. К Конвенции прилагаются Списки I, II, III, IV, содержащие перечень психотропных веществ и препаратов.
В соответствии с Конвенцией:
- наркотическое средство - это любое природное или синтетическое вещество, включенное в Списки I и II Конвенции о наркотических средствах 1961 г. и этой Конвенции с поправками;
- психотропное вещество - это любое природное или синтетическое вещество или любой природный материал, включенные в Списки I, II, III, IV Конвенции о психотропных веществах 1971 г.
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. является типичной многосторонней конвенцией о борьбе с отдельным видом преступления международного характера.
Конвенция имеет два приложения: таблица I и таблица II. В таблицах содержатся перечни веществ, могущих быть использованными для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
Согласно Конвенции (ст. 3) преступлениями являются:
1) преднамеренное производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажа, поставка на любых условиях, посредничество, переправка, транзитная переправка, импорт или экспорт средств, предусмотренных Конвенцией 1961 г., этой Конвенцией с поправками или Конвенцией 1971 г.;
2) культивирование опийного мака, кокаинового куста или растения каннабис в целях производства наркотических средств в нарушение Конвенции 1961 г. или этой Конвенции с поправками;
3) хранение или покупка любого наркотического средства или психотропного вещества для целей, указанных выше;
4) изготовление, транспортировка или распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в таблице I и таблице II, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ;
5) организация, руководство или финансирование любых вышеперечисленных правонарушений;
6) конверсия или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате участия в вышеназванных правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания ее незаконного источника или оказания помощи лицу, участвующему в совершении указанных правонарушений;
7) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности, полученной в результате указанных правонарушений;
8) приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что она получена в результате указанных правонарушений;
9) владение оборудованием, материалами или веществами, указанными в таблице I и таблице II, если известно, что они предназначены для незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ;
10) публичное подстрекательство или побуждение других лиц к совершению вышеуказанных действий;
11) соучастие и попытки совершения указанных правонарушений.
В качестве отягчающих обстоятельств Конвенция предусматривает:
1) совершение правонарушения организованной группой;
2) участие правонарушителя в других видах международной преступной деятельности;
3) применение правонарушителем насилия или оружия;
4) совершение правонарушения должностным лицом;
5) вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних;
6) совершение правонарушения в учебном заведении или других общественных местах или вблизи от них или в других местах, используемых учащимися для проведения мероприятий;
7) предыдущее осуждение за любое правонарушение. Конвенция дает определения некоторых понятий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: "замораживание" или "наложение ареста", "доходы", "собственность" и др.
В соответствии с Конвенцией Российская Федерация будет осуществлять свою юрисдикцию в случае совершения указанных в ст. 3 деяний:
1) любым лицом на территории РФ или на борту водного или воздушного судна, зарегистрированного в РФ;
2) гражданином РФ или лицом, обычно проживающим на территории РФ;
3) совершение за границей некоторых из перечисленных в ст. 3 действий, если они преследовали цель последующего незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации.
Среди преступлений, посягающих на личные права человека, огромную роль играет торговля людьми и эксплуатация проституции третьими лицами.
Согласно Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами (ст.ст. 1 - 3) государства обязуются подвергать наказанию каждого, кто:
1) для удовлетворения похоти другого лица:
- сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо, даже с согласия этого лица;