Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
Человечество не должно жить в условиях, когда, победив враждебные миру силы, оно вынуждено вести борьбу практически с этими же силами, изменившими методы деятельности, часто не совершающими преступлений непосредственно, но организующими их, финансирующими преступную деятельность, наживающимися на преступлениях.
В-третьих, история учит, что силы, считающие войну и разжигание международных конфликтов средством продолжения политики, направленной на достижение господства, а также на извлечение прибыли за счет других народов и, конечно, в первую очередь простых людей, не останавливаются перед тем, чтобы в условиях мирного времени готовить новые конфликты. Этому, как известно, способствуют не только внешнеполитические акции, но и подготовка их путем разжигания жестокости, аморализма, чувства пренебрежения к людям и т.п. средств среди населения своей страны. Наемничество и терроризм, распространение порнографии и контрабанда, будучи преступными, направлены, в конечном счете, к той цели, о которой мы говорим. Поэтому преступления международного характера и представляют повышенную опасность.
Конечно, не все виды преступлений международного характера столь опасны и влекут или могут повлечь столь тяжкие последствия.
Ряд преступлений, особенно те, о которых достигнуты соглашения, есть преступления, необходимость борьбы с которыми осознана всеми государствами (или почти всеми, ибо есть режимы, игнорирующие международное сообщество или использующие свою принадлежность к нему в целях, далеких от дела мира, международного сотрудничества и укрепления международного правопорядка). Есть преступления, по которым имеются международные конвенции и, казалось бы, не должно быть вопросов о практике их применения (например, о борьбе с распространением наркомании или порнографии). Однако со времени подписания таких соглашений прошло немало времени и, к сожалению, среди определенных кругов изменилась нравственно-этическая оценка таких деяний (если не по форме, то по существу, что проявляется практически в игнорировании ряда законодательных актов международного значения). В этом случае речь должна идти о борьбе за международную законность.
Конечно же, перечень рассматриваемых преступлений не может быть исчерпывающим. Поскольку в условиях нестабильности международных отношений, вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, а также нарушений против человека их число будет возрастать, что, несомненно, отразится и на их классификации.
В заключение нужно сказать, что все приведенные выше классификации носят условный характер. При постоянном росте международной преступности и неутешительных прогнозах специалистов в этой области перечень рассматриваемых преступлений не может быть исчерпывающим. Поэтому их число будет возрастать в условиях нестабильности международных отношений, вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, а также нарушений прав человека.
2 Характеристика отдельных преступлений международного характера
Международный терроризм - самое тяжкое преступление международного характера, "влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами". Это деяние используется как орудие политической борьбы наиболее реакционных кругов, партий и преступных организаций. В настоящее время в мире действует около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние десять лет ими совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибло 15 тыс. человек и 11,5 тыс. пострадало. Террористические акты стали совершаться не только по политическим мотивам, но и в целях вымогательства крупных денежных сумм и по другим обычным преступным мотивам. Что касается объектов посягательства, то ими все чаще становятся не только лица, пользующиеся международной защитой, но и обычные граждане.
Международным уголовным преступлением теракт квалифицируется в следующих случаях:
а) преступник и потерпевшие являются гражданами одного государства или разных стран, но преступление совершено за их пределами;
б) теракт направлен против лиц, пользующихся международной защитой;
в) подготовка к преступлению ведется в одном государстве, а совершается преступление в другом;
г) совершив теракт в одном государстве, террорист укрывается в другом, и встает вопрос о его выдаче.
Международное сотрудничество в борьбе с международным терроризмом начало складываться в 1930-х гг. Сегодня все ведущие мировые державы официально признают необходимость объединения усилий в борьбе с международным терроризмом. Условиями успешной антитеррористической стратегии являются:
- упреждающий характер действий;
- активность;
- соответствие задач, правомочий и ресурсного обеспечения;
- вариативность, наличие различных моделей антитеррористической деятельности в зависимости от решения задач по предупреждению, пресечению, реагированию и смягчению последствий;
- обеспечение единства в действиях в международном, межгосударственном и государственном масштабах, объединения усилий ведомств всех уровней;
- дифференциация задач, форм и содержания антитеррористической деятельности в обычной, чрезвычайной обстановке, при ведении боевых действий.
Сотрудничество государств в защите их общих интересов от акций международного терроризма, естественно, способствует предотвращению нанесения ущерба и для каждого из них в отдельности.
В различных источниках к актам международного терроризма относят: захват заложников, пиратство, акты, направленные против безопасности гражданской авиации, а также незаконный захват и использование ядерного материала. Однако в силу их особой международной опасности, распространенности и многообразия форм совершения для борьбы с ними государства принимают специальные конвенции, выделяя их в отдельные преступления международного характера. К настоящему времени на уровне мирового сообщества, а также на региональном уровне принят ряд конвенций о противоправности различных проявлений международного терроризма, которые были названы выше.
Несмотря на обилие международно-правовых актов и органов, координирующих борьбу с международным терроризмом, в международном праве до настоящего времени нет единого универсального соглашения, определяющего понятие международного терроризма, его юридическую природу и ответственность. Нет и исчерпывающего перечня актов международного терроризма.
Ряд норм международно-правовых актов трансформированы в российское уголовное законодательство. Так, диспозиция ч. 1 ст. 205 "Террористический акт" УК РФ гласит: "Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях".
Рассмотрим еще одно преступление против стабильности международных отношений - захват заложников.
Согласно упоминавшейся выше Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (ст. 1) преступление - захват заложников совершает любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать заложника для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве условия для освобождения заложника, а также попытка совершения вышеуказанных действий или соучастие в них.
В соответствии с названной Конвенцией Российская Федерация осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении преступления, совершенного:
1) любым лицом на территории Российской Федерации или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в Российской Федерации;
2) чтобы заставить Российскую Федерацию совершить какой-либо акт или воздержаться от его совершения;
3) в отношении заложника - гражданина Российской Федерации;
4) гражданами Российской Федерации или лицом без гражданства, обычно проживающим на территории Российской Федерации.
Конвенцией предусмотрена возможность выдачи правонарушителя. В выдаче может быть отказано, если есть основания полагать, что просьба о выдаче обусловлена целью преследования правонарушителя по расовым, религиозным, национальным, этническим или политическим мотивам.
Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (ст. 13) не применяется в РФ в случаях, когда преступление совершено в пределах РФ, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами РФ и когда преступник находится на территории РФ (иными словами, когда в деле нет "иностранного элемента").
Трансформация международно-правовых норм о захвате заложников в национальное законодательство является важным вкладом в дело борьбы с этими преступлениями на территории Российской Федерации.
Уголовная ответственность за захват заложника в российское законодательство была введена относительно недавно, в 1987 г. после ратификации СССР Международной конвенции о борьбе с захватом заложников.
Преступления, связанные с захватом заложников, угрожают жизни и здоровью людей, иногда приводят к их гибели, уничтожению имущества, нарушению нормальной деятельности государственных органов и учреждений, вызывают негативный общественный резонанс. При определенных условиях захват в качестве заложников представителей дипломатического корпуса, духовенства, журналистов, бизнесменов и других лиц может нанести ущерб делу мира и мирного сотрудничества, нарушить нормальный ход международных контактов и встреч. Вследствие этого общественная опасность захвата заложника очень высока. Она определяется тем, что это деяние посягает на общественную безопасность, общественный порядок и личную свободу.
По характеру и степени общественной опасности рассматриваемое преступление отнесено ч. 4 ст. 15 УК РФ "Категории преступлений" к категории тяжких, а при наличии отягчающих и особо отягчающих обстоятельств ч. 5 этой статьи - особо тяжких.
Общественная опасность захвата заложника заключается в том, что в результате его совершения имеется реальная угроза жизни и здоровью неопределенно широкому кругу граждан, парализуется нормальная деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, нарушается деятельность транспорта и т.п.
Под захватом в качестве заложника понимается тайное или открытое противоправное задержание человека и лишение его возможности по своему усмотрению свободно принимать решение о месте пребывания или передвижения с последующим объявлением этому лицу либо заинтересованным в его судьбе гражданам, а также органу власти, руководителю организации, предприятия или учреждения о выдвигаемых требованиях в качестве условия освобождения захваченного.
В целом, международное право уже традиционно рассматривает захват заложников в качестве разновидности международного терроризма.
Одним из важных средств борьбы с преступностью является предупреждение возможности легализации доходов от преступной деятельности и обеспечение их конфискации.
Согласно Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности "доходы" означают любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления. При этом под материальными ценностями понимаются ценности любого вида, вещественные и невещественные, движимые и недвижимые, юридические акты и документы, дающие право на имущество.
Конвенция дает определение преступлений, связанных с незаконным отмыванием доходов, к которым относятся совершенные умышленно:
1) конверсия или передача материальных ценностей (о которых известно, что эти ценности представляют собой доход от преступления) с целью скрыть их незаконное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических последствий деяния (например, конфискации имущества);
2) утаивание или искажение природы происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике их происхождения;
3) приобретение, владение или использование ценностей, о которых известно в момент их получения, что они добыты преступным путем.
Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудий преступления и незаконных доходов и, в частности, идентифицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или отчуждение этих материальных ценностей.