Файл: Иллюстрации и их значение в книжном издании (Значение иллюстрации в оформления книги).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
Рис. 5. Пример фронтисписа
Рис. 6. Пример заставки
Рис. 7. Полосная иллюстрация
Рис. 8. Полуполосная иллюстрация
Рис. 9. Разворотная иллюстрация
Рис. 10. Оборочная иллюстрация
Рис. 11. Полуполосная иллюстрация и рисунки на полях
Рис. 12. Концовка в конце главы
Вид завёрстки иллюстрации на полосе зависит от формата иллюстрации и от формата полосы. Выделяют открытую вёрстку (иллюстрация устанавливается вверху или внизу полосы и соприкасается с текстом одной или двумя сторонами) (см. рис. 13). Закрытая вёрстка, при которой иллюстрация завёрстывается внутрь текста и соприкасается с текстом двумя (завёрстка иллюстрации вразрез) или тремя сторонами (завёрстка в оборку) (см. рис. 14). Глухая вёрстка, при которой иллюстрация закрыта текстом с четырёх сторон (двухсторонняя оборка). Иллюстрация полосная - занимает всю полосу (рис. 15). Форматная - весь формат (рис. 16).
Рис. 13. Открытая верстка иллюстраций
Рис. 14. Закрытая верстка иллюстраций
Рис. 15. Полосная иллюстрация
Рис. 16. Форматная иллюстрация
Особенно важна познавательная (или пояснительная) иллюстрация в изданиях справочных, научно-технических и учебных. Познавательные иллюстрации могут быть двух видов: правдоподобное воссоздание внешнего облика объекта или рисунок-схема. В первом случае иллюстрация апеллирует к наглядно-чувственному восприятию, во втором, демонстрируя принципиальную структуру объекта или поясняя механизм его действия, - к способности логического мышления читателя. Познавательная иллюстрация должна быть документальной, точной. В дидактических и научных изданиях применяют занимательные иллюстрации, дающие читателю необходимую психологическую разрядку. В учебниках продуктивно использовать игровые иллюстрации, с помощью которых ученик в игровой форме получает и выполняет то или иное задание. Художественно-образная иллюстрация не является обязательным элементом книги. Но если издатель решает издать литературно-художественное произведение с иллюстрациями, он должен осознать всю ответственность подобного решения. Ничто так не вредит изданию, как «облегченное» иллюстрирование, основанное на поверхностном чтении и потому дискредитирующее, оглупляющее сочинение писателя. Привлекать к работе стоит лишь такого художника, который способен и хочет вникнуть в суть писательского текста и воплотить его дух в изобразительной форме. Предназначение образной иллюстрации не сводится к узко пояснительной функции: она должна воздействовать на зрителя как полноценное художественное произведение, быть исполненной с высоким графическим мастерством. Кроме того, она должна быть органично «встроена» в книгу, стать частью ее общей типографической архитектоники.
СОЗДАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
В ходе работы над изданием ведется подготовка оригиналов иллюстраций к репродуцированию и размещению в тексте. При создании иллюстраций опираются на следующие критерии:
Все рисунки должны быть выполнены в пропорциях, соответствующих дизайн-проекту издания. Именно макет книги позволяет достаточно точно определить окончательные размеры иллюстраций.
Объем используемого иллюстративного материала, а также способ его рационального размещения определялся совместно с автором на начальной стадии работы над книгой.
Требования, которым должен удовлетворять иллюстративный материал можно свести к следующим для штриховых и полутоновых изображений:
Штриховые оригиналы:
- рисунки должны быть выполнены на гладкой белой художественной бумаге;
- исправления должны быть выполнены с помощью закрашивания ярким белым цветом;
- рисунок должен быть выполнен в масштабе 1:1, 1,5:1, 2:1 по отношению к будущей иллюстрации в книге и иметь соответствующую толщину штрихов. Нельзя допускать слишком тонких штрихов, которые могут пропасть при уменьшении размера;
- штриховка пунктиром или перекрестными штрихами должна быть однородной, с постепенным переходом, и не иметь слишком тонких или коротких штрихов в текстуре. Они могут быть потеряны при уменьшении размера.
Одноцветные полутоновые оригиналы:
- черно-белые отпечатки на глянцевой бумаге (не тонированной, не матовой, не рельефной);
- допустима широкая гамма тонов, но с постепенным переходом оттенков, без слишком явных контрастов;
- возможность использования примерно полуторного размера для получения печатного размера;
- не должны иметь сгибов, повреждений.
- необходимо, чтобы рисунок был на гибкой подложке, чтобы можно было его сканировать.
Работая над иллюстрацией, художник решает самые разнообразные профессиональные проблемы: композиционной организации, декоративности, эмоциональной выразительности, стилистического соответствия духу литературного произведения, изображаемой эпохе. Книжная иллюстрация -- часть книги. Художник должен учитывать вид издания, способ воспроизведения, формат, соседство со шрифтовой полосой, наличие графических украшений, чтобы найти гармоническое решение, создать художественный образ иллюстрированной книги.
Замысел художника касается главным образом изобразительной системы в иллюстрациях, задача которой - повести к наилучшему познавательному и пояснительному результату. Художник решает не только вопросы изобразительно-пластической стороны будущей серии иллюстраций, но и - это главное - вопросы образного строя, истолкования произведения и его художественных особенностей, создания композиционного целого из отдельных рисунков, которые войдя в книгу и сливаясь органически с текстом, незаметно подводили бы читателя-зрителя к тому аспекту истолкования образов, который задуман художником, чтобы наиболее полно и ярко довести мысль произведения до читателя. Такая особенность замысла оформления художественного произведения оказывает глубокое влияние на тематический план иллюстрирования.