Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
Введение
В условиях сложившейся в настоящее время в России непростой экономической ситуации перед налоговыми органами нашей страны возникла серьезная проблема — совершенствование контроля за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и других обязательных платежей. В связи с этим выбор налоговыми органами правильных форм и методов налогового контроля способствует не только стабильному пополнению бюджета финансовыми ресурсами, но и соблюдению законодательно установленных прав и свобод налогоплательщиков. На современном этапе развития внутренней финансовой политики РФ формам и методам налогового контроля уделяется немаловажное внимание. Это связано с тем, что обеспечиваемые ими налоговые поступления, являющиеся одной из основных доходных статей бюджета РФ, в существенной степени влияют не только на экономическую, но и на общую национальную безопасность нашего государства. В связи с этим проведение государством эффективной налоговой политики, в частности касающейся обеспечения установления эффективного механизма налогового контроля субъектов налоговых отношений (организаций и физических лиц), будет способствовать систематическому пополнению фондов денежных средств бюджетной системы РФ. Необходимо также отметить, что на рост общественного интереса к налоговым отношениям влияет и возникновение новых институтов государственного управления в налоговой сфере. В частности, на упорядочение и повышение эффективности контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов направлено введение нового вида налоговых проверок — проверок соответствия цен рыночным, уполномоченным органом по проведению которых является ФНС России.
Кроме того, рассмотрение применения форм и методов налогового контроля актуально и в отношении особого субъекта налоговых отношений — консолидированной группы налогоплательщиков. Это обусловлено рядом особенностей данного института, в частности касающихся снижения трудозатрат налоговых органов при применении ими форм и методов налогового контроля, а в отношении налогоплательщиков — предоставления возможности централизации процессов ведения налогового учета и подготовки отчетности по налогу на прибыль.
1. Налоговый контроль в системе финансового контроля
Юридический энциклопедический словарь определяет государственный контроль как одну из форм осуществления государственного управления, обеспечивающую соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых органами государства. Во многих научных работах термины «контроль» и «надзор» употребляются как синонимы. В действующем законодательстве понятия «контроль» и «надзор» не разграничены. Соотношение данных понятий до сих пор вызывает научные споры. Государственный финансовый контроль — это неотъемлемая составная часть деятельности по управлению государством, функция внутренне присущая управлению экономикой и подчиненная решению задач, стоящих перед государственной управляющей системой. Контрольная функция связана с контролем распределения ВВП (валового внутреннего продукта) по существующим направлениям и расходованием их по целевому назначению. Государственный финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, т.е. в процессе собирания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности использования финансовых ресурсов в
деятельности всех государственных, муниципальных органов власти, а также хозяйствующих субъектов, функционирующих на всех формах собственности. В современных условиях происходит не упрощение, а усложнение финансовой деятельности, как следствие — усложнение и финансового контроля, который объективно присущ всем типам экономики, в том числе рыночной экономике. Усложнение связано с тем, что осуществление государством финансовой деятельности охватывает и деятельность хозяйствующих субъектов, основанных на различных формах собственности. Следовательно, финансовый контроль охватывает не только финансовую деятельность государственных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, гражданпредпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов. В литературе финансовый контроль определяется как контроль со стороны уполномоченных государством органов и организаций за законностью действий в процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан. Финансовый контроль является сложной, многоаспектной категорией. С одной стороны, это функция государственного управления, по отношению к которому выступает средством, инструментом реализации политики государства. С другой стороны, сам финансовый контроль можно рассматривать как управленческую деятельность, имеющую свои методы, способы, формы реализации. Раскрытию сущности контроля способствует рассмотрение его во всех аспектах своего проявления. Однако определяющим его назначение в обществе является выявление его соотношения с государственным управлением. Целью государственного управления является достижение в обществе правового порядка, деятельности, строящейся в строгом соответствии с требованиями закона, которая закрепляется в нормативных правовых актах. Для достижения данной цели государство организует проведение контроля в различных сферах и областях общественной жизни, в том числе в сфере финансов, в процессе осуществления финансовой деятельности. Следовательно, финансовый контроль, в том числе государственный финансовый контроль, выступает средством достижения стоящих перед государством целей — установления правопорядка. Соответственно, целью финансового контроля является также достижение правопорядка, а не только соблюдения законности. Для более глубокого понимания финансового контроля, в том числе государственного финансового контроля, необходимо рассмотреть его виды, формы и методы осуществления. Классификация финансового контроля возможна по нескольким основаниям. Финансовый контроль в литературе подразделяют на несколько видов. Вид — составная часть, выражающая (частично) содержание целого и в то же время отличающаяся от других частей конкретными носителями контрольных функций (субъектами), объектами контроля, что, в свою очередь, предопределяет и отличия в методах осуществления контрольных действий. В зависимости от времени проведения финансовый контроль может быть предварительным, текущим и последующим. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет особое значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п. Известно, что предварительный контроль позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов
дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств. Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения финансовых (денежных) операций в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д. Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования предприятием или учреждением денежных средств и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению. По степени императивности также выделяются обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный финансовый контроль осуществляется: а) в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год); б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны органов Федеральной налоговой службы, контроль, проводимый на основе решения правоохранительных органов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов. В зависимости от субъектов, на которых возложен финансовый контроль, он подразделяется также на несколько видов. Н.И. Химичева, например, называет следующие виды контроля: 1) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; 2) Президента РФ или Администрации Президента РФ; 3) исполнительных органов власти общей компетенции; 4) финансово-кредитных органов; 5) ведомственный и внутрихозяйственный; 6) общественный; 7) 7) аудиторский. В зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности финансовый контроль подразделяется на: а) бюджетный; б) налоговый; в) валютный; г) банковский; д) за страховой деятельностью. Таким образом, финансовый контроль классифицируется в зависимости от: времени проведения, он может быть предварительным, текущим и последующим; компетенции органов (субъектов) его осуществляющих, он может быть финансовым контролем представительных органов государственной власти и местного самоуправления, президентским контролем, контролем исполнительных органов власти общей компетенции, финансово-кредитных органов, ведомственным и внутрихозяйственным контролем, общественным контролем, аудиторским финансовым контролем. сферы осуществления финансовой деятельности, он может быть бюджетным, налоговым, валютным, банковским, контролем за страховой деятельностью. Рассмотрев классификацию финансового контроля по его видам, необходимо перейти к характеристике методов его осуществления.
Под методами финансового контроля понимают приемы, способы или средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового статуса и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, от основания возникновения контрольных правоотношений и др. По методам проведения финансовый контроль можно классифицировать на: а) проверки — на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются некоторые вопросы финансовой деятельности, намечаются меры по устранению обнаруженных нарушений; б) обследования — охватывают более широкий спектр финансово- экономических показателей хозяйствующего субъекта, чем проверки; определяется финансовое состояние и перспективы развития обследуемого хозяйствующего субъекта; в) надзор — осуществляется контролирующими органами за хозяйствующими субъектами, получившими лицензию на проведение какого-либо вида финансовой деятельности; г) анализ финансовой деятельности — предполагает детальное изучение периодической или годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности для определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, а также эффективности его использования; д) наблюдение (мониторинг) — предполагает постоянный контроль, например, за кредитными организациями предприятий-клиентов по поводу использования ими полученной ссуды, за их финансовым состоянием и т.д.; е) ревизия — предполагает полное обследование финансовой и хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности. Таким образом, применяются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансовой и хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.
Налоговый контроль как правовой институт известен и востребован во всем мире. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложилась и достаточно успешно функционирует система налогового контроля и имеется разветвленная сеть контрольных органов. Причем в каждой отдельной стране на различных исторических этапах налоговый контроль имел свои специфические черты с применением своеобразных методов, в зависимости от существующей формы правления, государственного устройства и политического режима. В настоящее время Российская Федерация крайне нуждается в совершенствовании и повышении эффективности налогового контроля, поскольку от результативности контрольной работы налоговых органов по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и сборов во многом зависит эффективное функционирование не только региональной экономики, но и устойчивое развитие страны в целом.
1. Понятие видов, форм и методов финансового (налогового) контроля
В литературе отмечается, что если правовое закрепление в законодательстве формы и методы налогового контроля получили с принятием НК, то о видах налогового контроля в НК не упоминается. Формы и методы налогового контроля закреплены в п. 2 ст. 1 НК, в которой устанавливается система налогов и сборов,
взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов связана с использованием видов, форм и методов налогового контроля. Правильный выбор форм, методов и видов налогового контроля предопределяет эффективность налогового контроля. Формы, методы и виды налогового контроля составляют механизм налогового контроля. Следовательно, для увеличения эффективности налогового контроля должны быть максимально отрегулированы все характеристики (элементы) этого механизма: организационно-технические, экономические и правовые. Исходя из проблематики данного вопроса, нас интересует правовой элемент механизма налогового контроля, т.е. правовое содержание видов, форм и методов налогового контроля. В юридической литературе предлагается рассмотрение следующей классификации налогового контроля по видам, которая может быть осуществлена по различным основаниям44: по времени проведения, по объему проверяемых вопросов, по характеру контрольных мероприятий, по методу проведения проверки, по месту проведения, в зависимости от источников получения информации и по периодичности проведения. По времени проведения налоговый контроль подразделяют на предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль, т.е. положено основание, используемое при классификации финансового контроля. Следует отметить, что в практике работы налоговых органов предварительный контроль носит вспомогательный характер. Его использование ограничено стадией планирования проведения налоговой проверки для принятия оптимальных решений. Под внешним государственным (муниципальным) финансовым контролем в сфере бюджетных правоотношений законодатель предусматривает контрольную деятельность соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Под внутренним государственным (муниципальным) финансовым контролем в сфере бюджетных правоотношений понимается контрольная деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований). Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности. Как видно, законодатель в БК РФ больше не выделяет текущий финансовый контроль в качестве самостоятельного вида контроля. Вместе с тем, согласно положениям части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 No 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»52 (далее — Закон No 41-ФЗ) контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется путем проведения контрольных и экспертно- аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего