Файл: Факторы, влияющие на стоимость торговой организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Кризисные ситуации, для преодоления которых не были приняты соответствующие профилактические меры, способны привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия. Оно может оказаться неспособным продолжать финансовое обеспечение хозяйственного процесса, что квалифицируется как банкротство.

Повышение рыночной стоимости предприятия, находящегося в кризисной ситуации, способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкурентном рынке. Процесс оценки бизнеса предприятий служит основанием для выработки его стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них обеспечит компании максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену.

Оценка является одним из этапов реализации процедуры антикризисного управления, которое в свою очередь призвано обеспечить эффективное функционирование предприятия. Оценка стоимости предприятия не только обосновывает разумные цены при купле-продаже бизнеса или оценке его как действующего, но и может быть использована для принятия лучших управленческих решений на предприятии.

Оценочная деятельность состоит в получении представления о стоимости объекта или о величине доли собственника на конкретный момент времени. И бизнес в зависимости от целей оценки и обстоятельств может оцениваться по-разному.

Целью данной работы является рассмотрение факторов, влияющих на стоимость торговой компании.

Основная часть

В основе оценки бизнеса лежит предположение, что его сегодняшняя стоимость равна стоимости будущих выгод (доходов), которые собственник может получить в результате владения данной собственностью (бизнесом).

Действительно, разумный покупатель согласится инвестировать в компанию только в том случае, если текущая стоимость ожидаемых доходов от собственности будет по меньшей мере равна цене приобретения. Точно так же рационально мыслящий продавец в нормальных условиях не будет продавать свою собственность, если текущая стоимость тех же ожидаемых доходов больше, чем продажная цена. Таким образом, продажа в принципе может произойти только по цене, равной приведенной стоимости доходов, которые обеспечивают владение этой собственностью.[1]

На современном этапе проблема максимизации стоимости компании (бизнеса) в условиях рыночных отношений приводит к необходимости выявления факторов развития компании, как в стоимостном, так и качественном измерении. Осуществление качественного измерения роста компании затруднено в связи с отсутствием четких критериев, в то время как количественное измерение роста или потенциала можно отразить через понятие стоимости. Стоимость компании в данном случае можно считать универсальной величиной, позволяющей отображать как текущие достижения, так и перспективы развития бизнеса.


Оценка бизнеса предприятия (оценка стоимости бизнеса) — это определение стоимости компании как имущественного комплекса, способного приносит прибыль его владельцу. При проведении оценочной экспертизы определяется стоимость всех активов компании:[2]

  • недвижимого имущества
  • машин и оборудования
  • складских запасов
  • финансовых вложений
  • нематериальных активов.

Наибольший интерес представляет собой изучение факторов, влияющих на стоимость бизнеса, их выявление, классификация и степень влияния на конечный результат.

На величину стоимости торгового предприятия (бизнеса) и его отдельных частей влияет ряд факторов, которые должны быть учтены в процессе оценки.

В экономической литературе основные группы факторов стоимости бизнеса рассматривают со следующих позиций:

  • Факторы, влияющие на стоимости бизнеса с позиции изменения организационной структуры, в том числе изменения денежного потока и совокупного риска предприятия;
  • Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса с позиции сочетания микро- и макроэкономических позиций, имеющих как внутреннюю, так и внешнюю природу по отношению к предприятию.

Рассмотрим данные группы факторов подробно.

Факторы, влияющие на стоимость бизнеса с позиции изменения организационной структуры:

  • Факторы с позиции изменения денежного потока

Эффект монополии

Эффект разницы между рыночной ценой компании и стоимость ее замещения

Эффект по налогам

Аккумулирование денежных средств, в целях их дальнейшего инвестирования

  • Факторы, влияющие на капитализированную стоимость бизнеса с

позиции изменения совокупного риска предприятия

Следующей группой факторов, влияющих на величину стоимости бизнеса с позиции сочетания микро- и макроэкономических позиций, имеющих как внутреннюю, так и внешнюю природу по отношению к предприятию. [3]

  • макроэкономические – факторы, связанные с общей конъюнктурой рынка (налоги, пошлины, динамика курса доллара, инфляция, безработица, уровень и условия оплаты труда, потребность в имущественных объектах, развитие внешнеэкономической деятельности и т.д.);
  • микроэкономические – факторы, характеризующие объективные параметры конкретных сделок.

Спрос. Спрос на объект оценки определяется предпочтениями покупателей, которые зависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какое время, с какими рисками это сопряжено, каковы возможности контроля и перепродажи данного бизнеса.


Спрос на предприятие или отдельные элементы его имущества, наряду с полезностью, зависит также от платежеспособности потенциальных инвесторов, ценности денег, возможности привлечь дополнительный капитал на финансовом рынке. Отношение инвестора к уровню доходности и степени риска зависит даже от возраста. Более молодые люди склонны идти на большой риск ради более высокой доходности в будущем.

Важным фактором, влияющим на спрос и стоимость бизнеса, является наличие альтернативных возможностей для инвестиций.

На оценочную стоимость любого объекта влияет соотношение спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то покупатели готовы оплатить максимальную цену. Верхняя граница цены спроса определяется текущей стоимостью будущих прибылей, которые может получить собственник от владения этим предприятием. Особенно это характерно для отраслей, в которых предложение ограничено природными возможностями. Отсюда следует, что наиболее близко к максимальной границе в случае превышения спроса над предложением будут цены на сырьевые предприятия. В то же время в случае превышения спроса над предложением возможно появление в некоторых отраслях новых предприятий, что приведет к увеличению их числа. В долгосрочном плане цены на эти предприятия могут несколько упасть. Если же предложение превышает спрос, то цены диктуются собственником. Минимальная цена, по которой он может продать свое имущество, определяется затратами на его создание.

Спрос зависит не только от экономических факторов. Важны также социальные и политические факторы, такие как отношение к бизнесу в обществе и политическая стабильность. Цены предложения, в первую очередь, определяются издержками создания аналогичных предприятий в обществе. Важное значение имеет и количество выставленных на продажу объектов. Это влияет на доход.

Доход. Доход, который может получить собственник объекта, зависит от характера операционной деятельности и возможности получить прибыль от продажи объекта после использования. Прибыль от операционной деятельности в свою очередь определяется соотношением потоков доходов и расходов.

Время. Большое значение для формирования стоимости предприятия имеет время получения доходов. Одно дело, если собственник приобретает активы и быстро начинает получать прибыль от их использования, и другое дело, если инвестирование и возврат капитала отделены значительным промежутком времени.

Риск. На величине стоимости неизбежно сказывается и риск как вероятность получения ожидаемых в будущем доходов.


Контроль. Одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость, является степень контроля, которую получает новый собственник. Если предприятие покупается в индивидуальную частную собственность или если приобретается контрольный пакет акций, то новый собственник получает такие существенные права, как право назначить управляющих, определить величину оплаты их труда, влиять на стратегию и тактику работы предприятия, продавать или покупать его активы; реструктурировать и даже ликвидировать данное предприятие; принимать решение о поглощении других предприятий; определять величину дивидендов и т. д. В силу того, что покупаются большие права, стоимость и цена, как правило, будут выше, чем в случае покупки неконтрольного пакета акций.

Ликвидность. Одним из важнейших факторов, влияющих при оценке на стоимость предприятия и его имущества, является степень ликвидности этой собственности. Рынок готов выплатить премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости. Отсюда стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимости аналогичных открытых обществ.

Ограничения. Стоимость предприятия реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например, если государство, ограничивает цены на продукцию предприятия, то стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений.

Выбор решения и покупателя, и продавца зависит от перспективы развития данного бизнеса. Обычно стоимость предприятия в предбанкротном состоянии ниже стоимости предприятия с аналогичными активами, но финансово устойчивого.

Заключение

При расчете стоимости бизнеса оценщик должен принимать во внимание различные внешние и внутренние факторы развития организации — начиная от геополитических и макроэкономических факторов, присущих бизнесу данной организации.

Для того чтобы определить стоимость предприятия, необходимо иметь представление о совокупности факторов, влияющих на стоимость, а также о влиянии каждого конкретного фактора. Оценщик при этом анализирует различные микро- и макроэкономические факторы.

Анализ факторов, влияющих на стоимость предприятия, становится важной задачей, решение которой необходимо для получения обоснованной стоимости бизнеса.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Важно при этом понимание, на каком этапе развития бизнеса собственник начнет получать данные доходы, и с какими альтернативными издержками это сопряжено.