Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Наряду с общим делопроизводством, объектом деятельности которого являются официальные документы, поступающие из организаций и направляемые в них, документы, создаваемые внутри организации, существует делопроизводство по обращениям граждан.
Граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, вправе лично или через своих представителей обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к их должностным лицам, к руководителям предприятий, учреждений и общественных объединений, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов.
Особое внимание уделяется работе с обращениями граждан в государственные учреждения РФ и субъектов РФ. Обращения граждан выражаются как в письменной, так и в устной форме. В обращениях могут быть поставлены вопросы, касающиеся прав и законных интересов, как автора обращения, так и других граждан или интересов всего общества. Обращения граждан следует рассматривать как важное средство осуществления и охраны прав личности.
Актуальность данной темы обусловливается необходимостью построения государством качественной работы с обращениями граждан в соответствии с нормами федерального закона.
Государственные учреждения Российской Федерации должны обеспечивать всем гражданам необходимые условия для осуществления конституционных прав, вносить в письмах и в устной форме предложения об их деятельности, критиковать недостатки в работе, обращаться с заявлениями, обжаловать действия должностных день, государственных и общественных органов.
Законодательство РФ предписывает, что государственные и общественные органы, их руководители должны принимать и в соответствии с их компетенцией в установленные сроки рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Объектом данного исследования является работа с обращениями граждан в государственных учреждениях.
Предметом данного исследования является организация делопроизводства по обращениям граждан в государственных учреждениях.
Целью данной курсовой работы является изучение организации работы с обращениями граждан в государственных учреждениях в условиях информатизации общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущностные особенности термина обращение граждан;
проанализировать становление и развитие отечественного делопроизводства по работе с обращениями граждан;
проанализировать нормативно-методические документы, регламентирующие делопроизводство с обращениями граждан в Российской Федерации;
изучить организацию делопроизводства по обращениям граждан в государственных учреждениях России.
Данный реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Обращения граждан в государственных учреждениях.
Обращения граждан: понятия и классификация
Рассмотрим ФЗ №59 от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ. В п. 1 ст. 4 даёт обобщённое обращение гражданина.
Обращение гражданина – направленные в государственный орган, местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления и к должностному лицу.[1]
В законе закреплены три вида обращений: предложение, заявление и жалоба и даны им определения.
Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, по совершенствованию деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, сообщение о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, критика деятельности этих органов и должностных лиц.
С заявлением, к примеру, в государственный орган может обратиться гражданин, нуждающийся в финансовой поддержке на дорогостоящее лечение ребенка. Граждане могут просить изменить или добавить маршрут автобуса, заняться благоустройством придомовой территории и т.п.
Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов прав, свобод или законных интересов других лиц.
Например: жалоба жильцов об отсутствии водоснабжения многоквартирного жилого дома.
При рассмотрении жалобы в административном порядке должностное лицо, принимая решение по жалобе на акты управления, проверяет их не только на соответствие требованиям законности, но и целесообразности. При рассмотрении жалобы в судебном порядке судья проверяет их только на соответствие требованиям законности.
В специальных нормативно-правовых актах, законодательстве субъектов и на практике предусмотрены следующие виды обращений:
Ходатайство – письменное обращение граждан с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, свобод, гарантий, льгот с представлением документов их подтверждающих.
Петиция – вид коллективного обращения граждан к органам государственной или муниципальной власти с целью принятия по ним решения по вопросу, имеющему значение для всего или части населения муниципального образования или региона.
В Российской Федерации разрабатывался Проект Федерального закона «О петициях в Российской Федерации», расценивающий петицию именно как народную правотворческую инициативу, как требующее ответа органа государственной власти коллективное обращение, направленное на их понуждение совершить определенное действие в интересах широкого или неограниченного круга лиц, либо воздержаться от совершения определенного действия для предотвращения нарушения прав широкого или неограниченного круга лиц.
Приведём следующую классификацию обращений:
По форме подачи обращения бывают:
- Устные, в том числе, когда гражданин обращается на личном приеме, по телефону, on-line или на публичных мероприятиях.
По числу лиц, направивших обращение:
единоличные;
коллективные.
Коллективное обращение – это обращение двух или более граждан в письменной форме, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге или собрании, имеющее общественный интерес.
Коллективное обращение – обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей.
По причинам, послужившим основанием для подачи обращения:
гражданская инициатива, направленная на улучшение государственного управления, восполнения пробелов правового регулирования,
выявленные недостатки в качестве и порядке осуществления государственной власти,
получение необходимой информации,
получение государственных услуг,
реализация прав и свобод,
признание за гражданином определенного статуса,
нарушение прав и свобод граждан,
препятствия к реализации прав и свобод,
незаконное привлечение к ответственности,
необходимость проведения общественных реформ или изменения нормативного регулирования,
обозначение своего мнения и др.
Одной из интересных, но нормативно не закрепленных видов обращений является открытое письмо.
Открытое письмо – специфический вид обращения к определенным властным структурам в прессе (в настоящее время в сети Интернет), предназначенный для широкой огласки. С ними выступает гражданин или группа лиц, не обладающие властными полномочиями (работники науки, культуры, представители мелкого, среднего и крупного бизнеса др. категории граждан) с целью повлиять на общественные процессы или публично значимые, по их мнению, ситуации.
В статье 33 Конституции Российской Федерации установлено: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».
Государственные учреждения Российской Федерации должны обеспечивать всем гражданам необходимые условия для осуществления конституционных прав, вносить в письмах и в устной форме предложения об их деятельности, критиковать недостатки в работе, обращаться с заявлениями, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов.
Законодательство Российской Федерации предписывает, что государственные и общественные органы, их руководители обязаны принимать и в соответствии с их компетенцией в установленные сроки рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители, другие должностные лица обязаны систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, совершенствования работы государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Основным нормативным актом, регулирующим работу с обращениями граждан, является в настоящее время Федеральный закон от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Организация работы с обращениями граждан является важнейшей государственной функцией.
Основанием для начала оказания государственной услуги является личное обращение гражданина с сопроводительным документом из других государственных органов для рассмотрения по поручению.
В учреждениях создаются специальные отделы по работе с обращениями граждан, делопроизводство по устным и письменным обращением ведется отдельно от других видов делопроизводства.
Важное значение для укрепления партнерства государства и общества получила такая востребованная форма рассмотрения обращений населения, как прямая линия в телеэфире с руководителем страны.
В настоящее время в стране сложилась целостная, институционально оформленная система рассмотрения обращений граждан в федеральных и региональных органах власти и управления.
Специальные структурные подразделения по работе с обращениями граждан имеются в Администрации Президента Российской Федерации, в Правительстве Российской Федерации, в Государственной Думе и в Совете Федерации, в федеральных министерствах и ведомствах и в их территориальных подразделениях. Аналогичная ситуация в региональных органах власти и управления и в органах муниципального самоуправления.
Глава 2. Организация делопроизводства с обращениями граждан в государственных учреждениях как предметная область исследования
2.1 Прием и регистрация обращений граждан
Основанием для начала первой стадии является:
Поступление письменного обращения гражданина (граждан) в орган государственной власти или местного самоуправления или к должностному лицу (включая обращения в форме электронного документа).
Передача обращений граждан осуществляется различными способами: