Файл: РИМСКИЙ ТЕАТР ИМПЕРАТОРСКОЙ ЭПОХИ (Дисциплина "История театра").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Латиняне были одним из многочисленных племен и народов, населявших древнюю Италию. Они жили по нижнему течению реки Тибра в области, которая называлась Лациум.Столицей их был город Рим, основанный по преданию, в 735г. до н.э.

В древнейшие времена важную роль в Италии играли этруски и греки. Греки с давних пор имели свои колонии в Южной Италии и в Сицилии. Происхождение этруссков до сих пор считается не выясненным, однако, судя по раскопкам в Италии, известно, что это был народ, создавший большую культуру. До начала VI в. до н.э. многие италийские племена, в том числе и латиняне, находились в подчинении у этруссков. После освобождения в VI в. до н.э. римлян от власти этрусков, в Риме установилась республика в форме античного полиса. Вскоре после этого начались завоевания Рима в Италии.

Подчинив себе к середине IV в до н.э. среднюю Италию, римляне все дальше и дальше продвигались на юг и в начале III в. до н.э. завоевали греческие колонии Южной Италии. После этого римляне стали полновластно распоряжаться на Апеннинском полуострове.

По своему культурному развитию римляне стояли значительно ниже этрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческим алфавитом и греческой мифологией.

В III в. до н.э. римляне хорошо знали уже всех греческих богов, которым, однако, они дали римские имена. Греческое ремесло, искусство и архитектура, религия и мифология оказали громадное влияние на культуру латинян.

В области литературы и театрального искусства римляне часто заимствовали готовые формы у греков, но многое, заимствованное у греков, подвергалось радикальной перпеработке в соответствии с потребностями и вкусами римского общества.

Вплоть до III в. до н.э. Рим оставался замкнутой аристократической республикой с консервативным патриархальным укладом жизни и сильно развитой кастой жрецов. Постоянные агрессивные войны обусловили суровый и воинственный характер римского народа.

В Риме существовали, примено, те же обрядовые игры, что и в Греции. Но дальше слабых зачатков драмы дело не пошло. Жанры ранних драматических представлений были заимствованы у римлянами у соседних племен. Это также объясняется общим консервативным укладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов. Поэтому в Риме не сложилось такой богатой поэтическими образами мифологии, которая в Греции послужила основой для становления греческого искуства.


1. Общая характеристика театра императорской эпохи

В I в. до н.э. в результате гражданских войн республика в Риме пала. Падение римской рабовладельческой респуюлики было подготовлено всем предыдущим ходом событий.Начиная от реформ братьев Гракхов и кончая победой Октавиана над Антонием, Рим находился в состоянии почти непрерывных гражданских войн. Эти войны были следствием крайнего обострения противоречий внутри самого класса рабовладельцев. Разоренные крестьяне массами шли в Рим и превращались здесь в люмпен-пролетариев. Многие из разорившихся крестьян вступали в армию и с этого времени (конец II в. до н.э.), В Риме возникла постоянная армия., которая вскоре стала громадной силой в руках того или иного полководца.

Во II и I вв. до н.э. неоднократно происходили восстания рабов. Самое известное из них - восстание (73-71 гг. до н.э.) под руководством гладиатора Спартака. Борьба рабов временами переплеталась и сливалась с борьбой италийских крестьтян против крупных землевладельцев. В таких тсложных условиях проходил в Риме переход к военной диктатуре.

После победы над Антонием в 31 г. до н.э. Октавиан, получивший впоследствии почетное прозвище - Август (священный), стал единодержавным правителем Рима. Режим, установленный Октавианом, был военной диктатурой с огромным бюрократическим аппаратом, возникшем частично еще в предшествующий период. Такая система создавала прочную опору против восстаний рабов и несла с собой гражданский мир. По этой причине правление Октавиана приветствовалось италийским обществом и расценивалось как наступление "Золотого века". После непрерывных гражданских войн, сопровождавшихся конфискацией земель, проскрипциями, принудительными налогами, массовым бегством рабов, повергающим в ужас рабовладельцев, все слои римского общества любой ценой стремились к миру и восстановлению спокойной жизни.

Неограниченная власть Августа превратилась в монархическую власть, которая опираясь на войско, подавляла восстания рабов и движения неимущих слоев свободного населения, управляла многочисленными провинциями, доставлявшими Риму огромные доходы, сдерживала натиск варваров, с каждым десятилетием все сильнее и сильнее теснивших границы империи.

Понимая общественное значение театра, Август способствовал его развитию, нот в тоже время стремился превратить театр в средство отвлечения народных масс от политической борьбы. При Августе и при его преемниках усиленно шло театральное строительство, как в Италии, так и в провинциях.


В правление Августа, представления устраивались часто, но носили, главным образом, развлекательный характер. Общественная роль театра снизилась. Такая тенденция особенно усилилась при преемниках Августа в последующие века, когда временами Римская империя напоминала восточную деспотию.

Снижение идейной роли театра сказалось, прежде всего, на репертуаре. После установления диктатуры Октавиана, римская трагедия переживает упадок.

В римской трагедии не могли ставиться во всей своей сложности политические, религиозно-философские и моральные проблемы, которые затрагивала греческая трагедия, так как, слишком велико было различие в культурном уровне Греции и Рима. Поэтому греческие оригиналы приходилось перерабатывать, и эта переработка шла по линии насыщения трагедии событиями, запутанности действия, усиления внешней патетики и чисто зрелищной стороны. Роль хора в римской трагедии значительно уменьшилась сравнительно с греческой трагедией. Хоровые партии перелагались в монодии и дуэты актеров.

Несмотря на попытки драматургов приспособить греческую трагедию к римским вкусам, она оказывалась для значительной части римской публики сложной по своему содержанию.

Простой народ в Риме с большим удовольствием смотрел комедию, которая была ему понятнее, так как ближе стояла к жизни.

Сначала в комедиях и трагедиях играли любители, затем артисты-профессионалы. Их называли актерами или гистрионами. Римские актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов, и по сравнению с греческими актерами они занимали, в своей массе, низкое общественное положение. Объясняется это тем, что почти с самого своего возникновения римский театр создавался как чисто светское учреждение, и не был связан с каким-либо культом, подобным культу Диониса в Греции. Кроме того, в течение долгого времени театр рассматривался только как одно из развлечений, причем такое, которое вызывало к себе иногда даже презрительное отношение.

Согласно историческим данным, первое драмматическое представление в Риме было поручено греку Ливию Андронику, попавшему в Рим в качестве военнопленного, после взятия Тарента в 272 г. до н.э. В обстановке общественного подъема, вызванного окончанием 1-й Пунической войны, на праздничных играх в 240 г. до н.э. было решено поставить драматическое представление. Андроник был рабом одного римского сенатора, от которогго и получил свое римское имя - Ливий. Ливий Андроник обучал греческому и латинскому языкам сыновей римской знати. Он и поставил на играх трагедию и, вероятно, также комедию, переработанные им с греческого образца и переведенные с греческого языка на латинский.


Далее, с 235 г. до н.э. начинает ставить свои пьесы драматург Гней Невий (ок. 280-201 гг. до н.э.), который, вероятно, принадлежал к римскому плебейскому роду. Гней Невий писал и трагедии, и комедии, в отличие от греческих драматургов, писавших в одном определенном жанре. Трагедии Невия были также переделками греческих пьес. Но он занимался не только переделками пьес с мифологическим сюжетом, но считается и создателем трагедий из римкой истории. Такая трагедия называлась у римлян претекста. Однако, наибольшей славы Невий достиг в области комедии.

Литературная комедия, которая шла в Риме в III и почти на всем протяжении II в. до н.э., представляла собой переработку новоаттической, т.е. бытовой комедии, поскольку аристократический сенат никогда не допустил бы существование в Риме политической комедии, подобной комедии Аристофана. Римскую литературную комедию, являвшуюся переработкой греческих оригиналов, называли паллиатой, так как ее персонажи носили греческий плащ - паллий. Действующие лица паллиаты имели греческие имена, и действие всегда происходило в Греции.

Создателем паллиаты был Невий. Хотя он и придерживался греческих оригиналов, но обрабатывал их гораздо более свободнее, чем Ливий Андроник. Левий первый применил в комедии так называемую контаминацию, т.е. соединение в римской пьесе сцен из двух греческих пьес.

В свои комедии Невий внес некоторые черты современной ему римской жизни, причем проявил демократизм и большую политическую независимость. Драматург заявлял о своем желании говорить свободным языком и рассматривал театр как арену бичевания пороков и раболепства. В результате, Невий попал в тюрьму, и в дальнейшем был изгнан и умер в Северной Африке.

Одновременно с Невием и после него писали и другие поэты. Знаменитыми римскими трагиками III - II в. до н.э. были Энний, Пакувий и Акций. Они брали для переработки произведения трех великих греческих трагиков: Еврипида, Эсхила и Софокла.

Итак, во время правления Октовиана римская трагедия переживает упадок. В эпоху империи, если трагедии и ставились, то только в виде отдельных эффектных сцен, которые давали возможность актерам показать свое мастерство. Эти актеры - трагеды, выступали в костюме и маске, как в настоящей драме. Роль трагедов ограничивалась почти исключительно пением. Актерские арии из трагедий сохранились в Римской империи вплоть до последних дней ее существования.


2. Репертуар римского театра императорской эпохи

Известно, что в последние времена республики роскошная постановка была чуть ли не единственным средством привлечь зрителей на представление трагедий. На сцену выходили большие конные и пешие военные отряды, триумфальные процессии, перед зрителями проплывали корабли, двигались колесницы, военная добыча - белые слоны и жирафы. Постепенно в эпоху империи вместо целой трагедии ставились только отдельные сцены, заключавшие наиболее эффектные места пьесы и дававшее актерам возможность показать свое мастерство. В их ролях заметное место отводилось пению. Нередко актерские арии - монодии составляли главную часть представления. Например, имперавтор Нерон любил выступать на сцене. Римский историк Светоний рассказывает, что Нерон исполнял трагические арии в маске, причем маски богов и героев были сделаны похожими на него, а маски богинь и героинь - на его любовниц. Император выступал в ролях ослепленного Эдипа, матереубийцы Ореста и безумного Геракла. Арии часто исполнялись на греческом языке, понятном не для всех. Это говорит о том, что главное внимание обращалось на вокальное мастерство, а не на содержание текста. Исполнение арий сохранялось в Римской империи вплоть до последних дней ее существования.

От I в. н.э. сохранилось десять трагедий, написанных не для сцены, а для чтения вслух в аристократических домах. Автор девяти из них знаменитый философ-стоик, писатель и мыслитель - Луций Анней Сенека.

Трагедии Сенеки являются единственными сохранившимися римскими трагедиями. Сюжеты их Сенека заимствует из круга греческой мифологии. Так, в "Медее" и "Федре" он обрабатывает те же сюжеты, что и Еврипид в своей "Медее" и "Ипполите". Для "Агамемнона" основным источником послужил Эсхил, для "Эдипа" - "Эдип-царь" Софокла. В выборе темы сказываются философские взгляды Сенеки. Он был приверженцем стоической философии, возникшей еще в IV в. до н.э. Философия стоиков на первый план выдвигала постановку и решение этических вопросов. Она учила, что человек должен закалять себя в добродетели, довольствоваться умеренностью и подавлять свои страсти. Сенека видел цель человека в нравственной свободе, в добродетельной жизни, а добродетельная жизнь - это жизнь сообразно с природой и присущей ей разумной необходимостью. стоическая философия в трагедиях Сенеки служила совершенно определенным политическим целям. Она была средством выразить протест против деспотического режима Нерона и его предшественников. По мнению Сенеки, истинный царь должен быть честным и справедливым, иначе его власть обращается в тиранию.