Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
Введение
Два-три десятилетия назад глобальная информационно-телекоммуникационная сеть использовалась либо в закрытых технологиях, либо представляла собой «артефакт технической субкультуры».
Но интернет развивается стремительно и динамично. Человечество вступает в новую информационную эпоху, когда значение информации и информационных технологий в жизни цивилизации становится доминирующим. Изменения затронули все сферы общества: появилась информационная экономика, основанная на высоких технологиях, создается электронная демократия и электронные социальные сети. Компания Mediascope подсчитала, что в России интернетом пользуются 78% населения страны. Это стало возможным благодаря повсеместному проникновению мобильного интернета. Согласно данному исследованию, количество пользователей интернета в возрасте от 12 лет в России составило 95,8 миллионов человек. При этом этот показатель за последние два года вырос на 10%.[1]
Происходит врастание государственных структур в интернет-пространство: интенсивно формируется электронное правительство и электронная демократия. Возник интернет-банкинг - дистанционное банковское обслуживание, которое предоставляет в любое время и с любого устройства, имеющего выход в Интернет, доступ клиентам к счетам и операциям по ним. Государство должно охранять свой суверенитет, банки – сохранность вкладов граждан. Вместе с этим право граждан на информацию и их основные конституционные права должны быть незыблимыми.
Стало очевидностью, что интернет – зона, на которую не может не распространяться право. В этой связи встает ряд вопросов: что представляет собой современное пространство интернета с точки зрения права, кто должен отвечать за правовое урегулирование интернет-отношений, каково российское законодательство в сфере интернет-коммуникаций в настоящий момент. Эти вопросы я попыталась рассмотреть в данной работе.
Глава первая
Особенности интернет-отношений
Интернет-отношения имеют ряд особенностей. Одной из них является неопределенность местоположения сторон коммуникации. В сети совершаются сделки между лицами, которые могут находиться в разных странах с разным законодательством. Осложняет ситуацию еще и то обстоятельство, что доступ к сетевым ресурсам возможен из неограниченного количества юрисдикций. В сети сложно идентифицировать участников отношений, которые могут оставаться максимально анонимными. Определить субъектов правоотношений в некоторых случаях чрезвычайно сложно. Это нередко привлекает различного рода мошенников для свершения противоправных действий. Существует мнение в научном сообществе, что классическая теория права находится под «угрозой» от воздействия новых технологий и интернета. Встает проблема индентификации субъекта права, который заменен виртуальной личностью, или цифровым образом. Человек маскирует себя псевдонимом (nickname, сетевое имя). Идентифицируемый IPадрес не всегда «привязан» к определенному субъекту.[2] Верификация пользователей происходит посредством СМС-сообщения, электронных писем, но все равно субъект права остается часто юридической фикцией. В интернет-пространстве появляются такие новые субъекты взаимоотношений, как информационные посредники: операторы связи, провайдеры, различные организации, отвечающие за развитие протоколов интернета. Провайдеры хостинга могут находиться в различных юрисдикциях. Да и информационно-телекоммуникационные сервисы технологически нередко распределяются между различными юрисдикциями (облачное хранение). Электронный характер документооборота в сети предоставляет «большие технические возможности для совершения юридически значимых действий».[3] Теперь для потребителей интерес и ценность представляет уже не доступ к отдельному документу или тексту, а к взаимосвязанным документам, к информационной базе, возможности интерактивного участия в нормотворческих проектах. Таким образом, общественные отношения, складывающиеся в сети интернета, обладают достаточными юридическими особенностями, чтобы их можно было выделить в самостоятельную область общественных отношений и «рассматривать как предмет отдельной области знаний» - интернет-право.[4] Некоторые ученые квалифицируют интернет-право как комплексный правовой институт, так как отношения в сети урегулированы нормами различной отраслевой принадлежности.[5] В.В. Архипов в указанном выше издании выделяет ряд системных правовых проблем, присущих исключительно интернет-отношениям. Появляются пиринговые технологии, в которых пользователь является не только потребителем услуг, но и их производителем (торренты, криптовалюты). В случае с торрентами каждый из пользователей интернета не только выгружает контент, но и разделяет его со всеми остальными пользователями, следовательно, все участники должны разделять ответственность за «пиратство». Интернет отличается от других средств массовой информации наличием интернет-гипертекста, позволяющего пользователям размещать ссылки на материал, не размещая сам материал, что ставит вопрос о степени ответственности за эти действия. Юридическое значение гипертекст имеет не всегда, а например, в случае распространения экстремистских материалов. Разновидностью гипертекста является «кросс-постинг» в социальных сетях, при котором ответственность за копирование информации не снимается с распространителя. Комментарий в социальной сети, репост или просто лайк могут быть квалифицированы как деяние, в котором усматривается состав преступления. Компьютерные программы запрограммированы на определенные действия, но могут выйти из-под контроля, стать вредоносными и причинить убытки, объем которых трудно определить в гражданско-правовом смысле. Возникают вопросы об ответственности за действия роботов (несет ли ее собственник, пользователь или разработчик), о возможностях страхования такой ответственности. Юридическая ответственность информационного посредника - также новое направление «дискурса юридической ответственности». В интернете сложилось игровое пространство, где возникает виртуальная собственность: игроки покупают виртуальные ценности (дополнительные игровые сервисы, услуги) за реальные деньги. Игровые компании получают гигантский доход от виртуальной собственности, которая пока не имеет достаточно разработанной правовой квалификации. Цифровизация ускоряет «стирание граней между отраслями права», между частным и публичным правом.[6] Интернет и информационно-телекоммуникационные технологии - это самостоятельная область правового регулирования и юридической практики.
Глава вторая
Ответственность за правовое регулирование интернет-отношений
В научной литературе существует несколько подходов к регулированию пространства интернета. Одни исследователи полагают, что регулирование интернета и информационно-коммуникационных технологий должно выполняться государством. Другие - что интернет-пространство – это новое социальное пространство, в рамках которого складываются новые нормы и на практике преобладает саморегулирвание. Сторонники третьего подхода указывают на глобальность интернета, поэтому требуют регулирование посредством международного права.[7]
До недавнего времени интернет представлял собой саморегулируемую среду: участники информационного обмена следовали стихийно сложившимся нормам поведения. Существовал «сетевой» этикет (netiquette), основанный на нормах морали, традициях, обычаях. Участники рынка самостоятельно устанавливали формальные правила, регулирующие ту или иную сферу бизнеса.[8] Под саморегулированием обычно понимают деятельность частных компаний, технических сообществ по разработке и принятию стандартов, норм и правил поведения в киберпространстве, а также независимый контроль за их соблюдением и наложение санкций за нарушения. Коллективное нормотворчесто в первую очередь касается провайдеров сети. В 2003 году Комитет министров Совета Европы принял Декларацию о свободе общения в Интернете, где саморегулирование признается одним из принципов онлайн-коммуникации. Во многих странах существуют киберлибертарианцы, отвергающие способность государственных правовых норм эффективно управлять киберпространством. Государство не желает уступать своих позиций в сфере регулирования интернета, оно идет в интернет, чтобы не остаться в стороне от участия в жизни граждан. Как считают некоторые исследователи, глобальным противоречием нашего времени является противопоставленность государственного суверенитета, имеющего территориальный характер, сетям, не имеющими территориальной локализованности[9]. Но никто пока не отменял государственной тайны. Неправомерный доступ к компьютерной информации, содержащей секретную государственную информацию, может подрывать основы государственного строя и нанести вред безопасности страны. В этой связи стоит вспомнить интернет-публикации на сайте WikiLeaks в 2010 году, когда тысячи файлов секретной военной, разведывательной информации США были свободно выложены в интернете. Создание в Российской Федерации единого информационного пространства началось с Указа 27 декабря 1993 г № 2293 «Об информационно-правовом сотрудничестве Российской Федерации с государствами – членами Содружества Независимых Государств».[10] Но оформление интернета в единое информационное пространство на законодательном уровне стало осуществляться с середины 2000-х годов. Одним из главных документов в российском сегменте сети интернет стал закон №149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[11], где законодательно фиксировались такие понятия, как «сайт», «владелец сайта», «провайдер хостинга», «сетевой адрес», который регулирует Рунет технологически, но в нем почти не оговорены права и обязанности пользователей как создателей контента в интернете, а также ответственность за создание и распространения нелегального контента, информационно-коммуникационной отрасли. На развитие электронной демократии в России направлен документ «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» от 7 февраля 2008 года № Пр-212[12]. Он был подготовлен с учетом основополагающих принципов Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной Россией в 2000 году. В нем декларировалось обеспечение равного доступа к информации и информационным технологиям, внедрение этих технологий в образование, медицину, систему социальной защиты населения культуру и экономику.
Также в 2008 году Правительством России была одобрена концепция «электронного правительства», которая давала возможность получать
доступ к информации о деятельности государственных органов и государственных услуг с использованием Интернета. Затем в России была разработана многоплановая Государственная программа «Информационное бщество (2011–2020)»[13], где был взят курс на преодоление цифрового неравенства, компьютеризациию учебных заведений, повышение уровня информационной безопасности. Кроме того, был реализован проект «веб-выборы» для проведения онлайн–трансляций голосований и подсчета голосов.
Важным шагом на пути к созданию единого правого поля в российском сегменте сети Интернет является создание летом 2012 года «Единого реестра
Доменных имен, указателей страниц сайтов в сети « Интернет» и сетевых
адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Реестр был создан на основании Федерального закона № 139-ФЗ от 28 июля 2012 г. Реестр находится в ведении Роскомнадзора.
5 мая 2014 года был принят Закон № 97-ФЗ, который в СМИ прозвали «законом о блогерах»[14]; в соответствии с ним, владельцы популярных блогов и сайтов обязаны регистрировать их в Федеральной службе по надзору в сфере связи, Информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
В настоящее время в Российской Федерации действует программа «О стратегии развития информационного общества в Российской федерации на 2017-2030 годы», одобренная Президентом РФ 9 мая 2017 года. Целью этой стратегии является создание условий для формирования общества знаний, цифорвой экономики развитие свободного, устойчивого и безопасного
взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления.[15] В России, как и в Китае, распространяется концепция цифрового суверенитета, основанная на суверенном праве государства определять информационную, технологическую и экономическую политику в национальном сегменте сети интернет. С усилением контрольных функций государства связана передача контроля за маршрутизацией сетей Роскомнадзору (закон о «суверенном Рунете»), введение «Пакета Яровой» - два законопроекта, имеющие антитеррористическую направленность, были приняты в России в июле 2016 года. Они дают Правительству полномочия обязывать операторов связи хранить записи телефонных разговоров, SMS и интернет-трафик пользователей сроком 6 месяцев и раскрывать персональные данные пользователей спецслужбам (Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»).
В процессе регулирования киберпространства государство должно прислушиваться к мнению гражданского общества при разработке законов, поскольку развитие социальных сетей формирует электронную демократию. Граждане России, как и жители других стран, обладают цифровыми правами, они вытекает из Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Заключение
Право находится на пороге перемен под влиянием технологического фактора. Формируется интернет-право, создаются его институты. Ни одна отрасль права сегодня не в состоянии урегулировать интернет-отношения, которые имеют свою специфику, системные особенности и терминологию. Отношения, складывающиеся внутри системы интернета, по-видимому, должны быть урегулированы с учетом мирового пространства и должны иметь глобальный унифицированный характер. Создать действенные правила урегулирования отношений в киберпространстве возможно только совместными усилиями государства, операторов сети, общественных сообществ и международной кооперации. Экстерриториальность, глобальность интернета посягают на суверенитет государства. Правовые нормы должны не только обеспечивать права пользователей, но и охранять национальную безопасность России. Ни одно государство не способно самостоятельно урегулировать правоотношения в киберпространстве, также, как и интернет-провайдеры и пользователи сети. Только совместные усилия этих акторов могут дать положительные результаты.
Использованная литература
Указа 27 декабря 1993 г № 2293 «Об информационно-правовом сотрудничестве Российской Федерации с государствами – членами Содружества Независимых Государств». http://www.kremlin.ru/acts/bank/5176
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
"Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92004/
Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)" https://digital.gov.ru/ru/documents/4137/
Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 г. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133282/
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" https://rg.ru/2014/05/07/informtech-dok.html Указ Президента Российской федерации №203 от 09.2017 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102431687
Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму“ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201078/
Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201087/
1. Агейчев, А.С. Законодательство в сфере интернет-коммуникаций: российский и международный опыт // Сравнительная политика .- 2016. №2 (23).- С.73 - 84.
2.Архипов, В. В. Интернет-право : учебник и практикум для бакалавриата и магиcтратуры / В. В. Архипов. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 249 с.
3. Балашов, А.Н. Правовое регулирование интернет-отношений: основные проблемы и практика реализации в России // Среднерусский вестник общественных наук. -Т.11, №2/ 2016.- С.113-118.
4. Кирилюк, О.В. Международно-правовые основы саморегулирования в киберпространстве // Право. Журнал Высшей школы экономики.- 2016.№1.- С. 177-188/.
5. Красиков, В.И. Накрыла ли нас сеть: правовые коллизии и социальные трансформации интернета // Вестник Кемеровского государственного университета.- 2015. №1 (61). Т.1.- С.64-67.
6.«Mediascope расширила измерения мобильного интернета до всей России» https://raec.ru/live/branch/11217/ . 7. Талапина, Э.В. Право и цифровизация: новые вызовы и перспективы // Журнал российского права.- 2018. №2- С.6-17. 8. Талапина, Э.В. О возможностях правового регулирования интернета // Труды Института государства и права РАН.-2016. №3.- С.57-69.
-
«Mediascope расширила измерения мобильного интернета до всей России» https://raec.ru/live/branch/11217/
-
Талапина, Э.В. Право и цифровизация: новые вызовы и перспективы // Журнал российского права. - 2018. №2. - С.6-17. ↑
-
Балашов, А.Н. Правовое регулирование интернет-отношений: основные проблемы и практика реализации в России/ Среднерусский вестник общественных наук.-Т.11, №2/ 2016.- С.113-118. ↑
-
Архипов, В. В. Интернет-право : учебник и практикум для бакалавриата и магиcтратуры / В. В. Архипов. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — С.26 ↑
-
Рассолов И.М. Право и интернет. Теоретические проблемы. 2-е изд. Доп. –М.: Норма, 2009 ↑
-
Талапина, Э.В. Указ. статья. - С. 13 ↑
-
Кирилюк, О.В. международно-правовые основы саморегулирования в киберпространстве // Право. Журнал Высшей школы экономики.- 2016.№1.- С. 177-188 ↑
-
Талапина, Э.В. О возможностях правового регулирования интернета //Труды Института государства и права РАН.-2016. №3.- С.57-69 ↑
-
Красиков, В.И. Накрыла ли нас сеть: правовые коллизии и социальные трансформации интернета // Вестник Кемеровского государственного университета.- 2015. №1 (61).Т.1- С.64-67. ↑
-
Агейчев, А.С. Законодательство в сфере интернет-коммуникаций: российский и международный опыт // Сравнительная политика .- 2016. №2 (23).- С.73 - 84. ↑
-
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
-
"Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92004/
-
Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)" https://digital.gov.ru/ru/documents/4137/
-
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей"https://rg.ru/2014/05/07/informtech-dok.html
-
Указ Президента Российской федерации №203 от 09.2017 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102431687 ↑