Файл: Информационно-правовые нормы (Дисциплина «Правовые механизмы в сфере информационных систем и технологий»).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 552
Скачиваний: 8
Введение
Информационное право - система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере, то есть в сфере производства, преобразования и потребления информации.
Информатизация открывает для общества все новые и новые возможности в сфере сбора, получения и обработки необходимых сведений, информации. Тем самым общество повышает уровень культуры, информационную осведомленность.
Информационное право – важная, до сих пор формирующаяся отрасль права. Она играет важную роль в развитии нашего общества. И как любое другое право – информационное – держится на общественных нормах и отношениях.
Информационно-правовые нормы
Информационно-правовые нормы — это общественные отношения, возникающие в данной предметной области и подлежащие правовому регулированию, выявляются в результате анализа действий субъектов по поводу создания и распространения разных видов информации.
Нормы права бывают: предписывающие, обязывающие, запрещающие они объединяются в нормативные правовые акты — законы, указы Президента РФ, постановления Правительства России, акты федеральных министерств и ведомств, законы, постановления и другие нормативные правовые акты субъектов РФ.
Понятие информационно-правовых норм, их структура и виды
Нормы информационного права регулируют следующие группы общественных отношений в сфере информационной деятельности:
- отношения, связанные с производством, передачей, распространением, поиском и получением информации;
- отношения, связанные с применением информационных технологий;
- отношения, связанные с обеспечением защиты информации.
Таким образом, под информационно-правовой нормой понимается общеобязательное правило, регулирующее отношения в информационной сфере.
Информационно-правовые нормы направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в информационной сфере. Нормы информационного права также выполняют охранительную и защитную функции, т. е. обеспечивают охрану и защиту общественных отношений в данной сфере от нарушений. Эти нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, а также регулируют отношения, связанные с применением государственно-правового воздействия при посягательстве на отношения, охраняемые информационным правом. В информационно-правовой норме всегда выражается определенное предписание о том, как должны участники рассматриваемых правоотношений поступать в различных ситуациях. Такое предписание, или веление, заключается в любой норме информационного права независимо от
того, выражена она в законодательном акте, в обычае или в ином положении.
Норма информационного права имеет следующие черты:
- Во-первых, нормы информационного права, в отличие от других правовых предписаний (за некоторыми исключениями), сами выступают в виде целостных информационных образований и сообразно воле государства призваны регулировать специфический вид отношений в обществе — информационные отношения.
- Во-вторых, нормы информационного права всегда готовятся и издаются с санкции государства и выражаются в законодательных и иных нормативных правовых актах. Например, они могут выступать в форме норм Конституции, указов Президента, федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства, договоров и т. д.
- В-третьих, нормы информационного права всегда охраняются государством, и оно заинтересовано в их информационно правовом качестве и в действенном исполнении в ходе правового воздействия на информационные отношения.
- В-четвертых, нормы информационного права, в отличие от других социальных норм, всегда содержат общеобязательные установки и предписания. Сама норма в этом свете есть некая информационно-правовая модель, мера, эталон, масштаб поведения тех или иных участников информационных отношений.
Под структурой информационно-правовой нормы понимается ее внутреннее строение, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.
Информационно-правовая норма состоит из (гипотезы, диспозиции и санкции).
- Гипотеза как часть информационно-правовой нормы содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, условия реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности).
- Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения диспозиции информационно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.
- Предписывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения, обязанность совершения ими тех или иных действий.
- Управомочивающие диспозиции определяют в информационном праве обычно функции и правомочия субъектов информационной деятельности.
- Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, которое законом считается правонарушением.
- Санкция как элемент информационно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю.
Нормы информационного права делятся на виды в зависимости от различных критериев — особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения, а также функций.
Нормы информационного права делятся на виды в зависимости от различных критериев
— особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения, а также функций.
1. По назначению информационно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.
- Материальные нормы регламентируют структуру информационного законодательства, систему информационно-правового пространства России, права и обязанности физических и юридических лиц в информационной сфере, их информационное поведение, т. е. закрепляют материальное, информационно правовое содержание прав и обязанностей участников информационных отношений.
- Процессуальные нормы устанавливают порядок действия (реализации) норм материального права.
2. По методу воздействия на поведение субъектов. Информационно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать совершать действия. В соответствии с характером сформулированного в норме правила информационно-правовые нормы подразделяются на обязывающие, запретительные, управомочивающие, рекомендательные и поощрительные.
3. По субъектам (адресатам) информационно-правовые нормы делятся на регулирующие:
- деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;
- поведение граждан;
- деятельность общественных организаций;
- деятельность государственных служащих.
4. По форме предписания информационно-правовые нормы делятся на императивные (категоричные), рекомендательные и диспозитивные.
Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.
Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами информационного права тех или иных действий.
Диспозитивные нормы предоставляют возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках нормы.
5. По действию в пространстве. Информационно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории Российской Федерации. На территориях субъектов РФ действуют также правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах этих субъектов.
6. По действию во времени информационно-правовые нормы делятся на
срочные, т. е. с заранее определенным сроком действия и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т. е. нормы, обусловленные чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего военным или чрезвычайным положением.
Информационные правоотношения
С реализацией информационно-правовых норм связано возникновение информационных правоотношений. Они являются одним из видов правовых отношений, т. е. общественных отношений в информационной сфере, урегулированных правом и являющихся результатом регулирующего воздействия на общественное отношение правовой нормы. Норма права придает конкретному общественному отношению юридическую форму и регламентирует действия (поведение) сторон этого отношения, их взаимные обязанности и права, а также юридическую ответственность за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой корреспондирующими юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь и образует правоотношение, в рамках которого праву одной стороны (субъекта правоотношения) соответствует (корреспондирует) обязанность другой стороны, и наоборот.
Основаниями возникновения, изменения или прекращения информационных правоотношений являются юридические факты, которые могут возникать как в результате действий лиц и органов, так и в результате тех или иных событий.
Правовые отношения, в том числе информационные, охраняются государством. За нарушение прав и обязанностей, составляющих правоотношения, устанавливается юридическая ответственность. Этим правовые отношения отличаются от других видов общественных отношений, в частности моральных, основанных на традициях и обычаях.
Информационные правоотношения имеют следующие черты:
1. Информационные правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе информационно правовых норм, которые порождают эти отношения и реализуются через них. Эти правовые отношения отличаются строгой регламентацией нормами информационного права поведения сторон, их взаимных прав и обязанностей. Вместе с тем следует иметь в виду, что не любое отношение, сложившееся в информационной сфере, регулируется нормами права, поскольку правовое вмешательство в отдельные сферы жизнедеятельности нецелесообразно. Таким образом, не всякое общественное отношение, сложившееся в связи с поиском, получением, передачей, производством, распространением, преобразованием и потреблением информации, является информационным правоотношением. В этой форме выступают лишь те общественные отношения, которые урегулированы нормами информационного законодательства.
2. Информационные правоотношения складываются в информационной сфере, т. е. в сфере производства, передачи, распространения, поиска и получения информации, применения информационных технологий, а также защиты информации.
3. Для информационных правоотношений характерно то, что в качестве субъекта в них выступает соответствующий государственный орган, коммерческая организация либо физическое лицо, производящее, передающее, распространяющее и получающее информацию.
4. Споры, которые могут возникать между участниками информационных правоотношений, разрешаются обычно в административном (внесудебном) порядке, т. е. путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа государственного управления (должностного лица) либо в судебном порядке.
С учетом изложенного информационное правоотношение можно определить как урегулированное информационно-правовой нормой общественное отношение, складывающееся в сфере производства, передачи, распространения, поиска и получения информации, применения информационных технологий, а также защиты информации.
Необходимо подчеркнуть, что эти информационные отношения в рамках права характеризуются через совокупность следующих специфических признаков: наличие специальных субъектов информационной деятельности государства, его органов, средств массовой информации, организаций, физических лиц; наличие специальных объектов информационной деятельности — информации, информационных технологий и другие; опосредованность через информационные правоотношения указанных субъектов и объектов.
В целом сущность информационных правоотношений в обществе можно охарактеризовать следующим образом:
- Во-первых, данные отношения определяются объективными экономическими отношениями, основанными на многообразии форм собственности, в том числе и на информацию и информационные технологии, и представляющими собой общественные отношения свободных граждан, средств массовой информации, предприятий, фирм, иных субъектов права;
- Во-вторых, информационные правоотношения — это отношения граждан, средств массовой информации, государственных органов и.т.д., предусмотренные и урегулированные нормами информационного права, выражающими идеи свободы и демократии в информационно-правовой сфере;
- В-третьих, информационно-правовые отношения являются средством решения задач в области формирования единого информационно-правового пространства страны, защиты прав журналистов, информационного обмена, укрепления информационной безопасности и многих других.