Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
1. Теоретические основы управления развитием организации
Управление предприятием (организацией, фирмой) - деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, регулирования и контроля обеспечивают совместную деятельность персонала для достижения поставленных целей.
Нужно различать в комплексной системе управления:
1. Функционированием
2. Развитием
Управление функционированием организации обеспечивает использование имеющегося у нее производственного потенциала на заданном уровне. Его объектом служит производственный процесс и обеспечивающие его процессы,
Управление развитием организации призвано обеспечивать наращивание потенциала организации и повышение уровня его использования посредством разнообразных инноваций. Объектом здесь выступает процесс преобразования, ориентация - на будущее.
Функция управления - деятельность субъекта управления по отношению к объекту управления и внешней среде. Формулировка функции включает два элемента:
- названия управленческого действия;
- названия объекта, по отношению к которому это действие совершается.
Выделяется четыре основных вида управленческих действий, которым наиболее общими функциями управления развитием организации являются:
1. планирование развития;
2. организация развития;
3. руководство развитием;
4. контроль развития
Чтобы конкретизировать эти функции, нужно конкретизировать объект управления. Эти функции применяются по отношению к следующим сферам организации:
- содержание деятельности;
- производственные технологии;
- организация деятельности;
- материально-техническая база;
- информационное обеспечение.
Как и любая другая деятельность, управление развитием может осуществляться на основе разных подходов. Можно выделить 4 признака различения подходов к управлению развитием:
1. субъект управления развитием;
2. ориентация управления;
3. интегрированность управления;
4. тип реагирования управления на изменения.
Критерии сравнения подходов к управлению развитием:
Подходы |
Признаки сравнения |
Партисипативный - административный |
- участвует ли реально персонал в разработке целей и планов организации; - выступает ли рядовой персонал только в роли тех, кто «одобряет» разработанные наверху решения; - в какой мере и как персонал может влиять на эти решения и их содержание. |
Целевой - нецелевой |
- существует ли четкая и поддающаяся контролю общая цель развития организации; - определены ли цели каждого планируемого нововведения; - согласованы ли между собой частные цели; - увязаны ли частные цели и общая цель развития организации. |
Системный - несистемный |
- существует ли прогноз изменений условий деятельности организации; - определены ли требования к организации в перспективе; - предусматривает ли обновление комплексный учет практически всех факторов; - служит ли каждое частное нововведение реализации общего замысла; - являются ли изменения регулярными и непрекращающимися. |
Реактивный - опережающий |
- существуют ли детальные планы реализации каждого нововведения; - определен ли порядок реализации планов развития; - определены ли в этих планах контролируемые промежуточные результаты, позволяющие выявлять отклонения от желаемого хода работ; - осуществляется ли периодически сбор информации о реальном состоянии работ по освоению новшеств, получают ли ее руководители; - является ли периодичность контроля достаточной для своевременного обнаружения возможных сбоев. |
Системы управления развитием предполагает:
1. определение состава функций, которые должна реализовать система;
2. выбор методов и средств реализации функций;
3. определение состава должностных лиц и подразделений, которые будут осуществлять функции управления развитием, их полномочий и ответственности;
4. определение типов управленческих действий;
5. определение форм контроля над этой деятельностью.
1.2 Элементы процесса управления развитием предприятия
В области управления развитием выделяют следующие три фазы:
1. Набор массы. В этой фазе цель развития - используя существующую структуру, увеличить количественные показатели (охват рынков сбыта, объем продаж). Здесь нарабатывается опыт в новых сегментах рынка, и
происходит переход к более глубокому освоению уже существующих рынков (интенсивное развертывание вглубь, вертикальная интеграция и горизонтальная диверсификация). При этом принципиальных изменений в структуре фирмы не происходит.
2. Дублирование структуры фирмы. Реализация первой фазы приводит к усложнению структуры фирмы. Это вызывает потерю устойчивости и надежности. Здесь главной целью развития является стабилизация структуры за счет ее деления, дублирования принципов и способов управления. Создается несколько подобных структур.
3. Консолидация. В процессе набора массы новыми элементами структуры и увеличения их количества резко падает управляемость и устойчивость всей системы управления в целом - одни элементы начинают проявлять излишнюю самостоятельность, другие пассивность. Цель управления развитием на этой фазе - перейти от управления отдельными элементами к управлению комплексом в целом. Успешное прохождение третьей фазы позволяет получить новую систему управления с новыми качественными характеристиками. После этого процесс возобновляется - происходит возврат к первой фазе 1, но уже на ином уровне
Управление развитием опирается на три базовых принципа.
1. Профессионализм руководителя. При профессиональном управлении функция развития становится одним из самостоятельных направлений деятельности. Другими словами, руководитель специально выделяет свое время, для освоения и управления функцией развития. В случае управления функционированием руководитель выполняет функции менеджера, поскольку он зачастую управляет только уже существующими функциями и процессами. А вопросы развития решаются от случая к случаю или под давлением изменяющихся условий.