Файл: Правовые акты управления: Понятие, виды, юридическое значение (административный акт).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важным юридическим последствием индивидуальных правовых актов является то, что в случае прекращения административно-правовых отношений индивидуальный акт утрачивает силу.

Таким образом, по своей правовой природе индивидуальные правовые акты - это решения компетентного административного органа по конкретным вопросам управленческой деятельности. Они служат формой внешнего выражения правоприменительной функции государственного управления и принимаются в целях реализации закона или подзаконного нормативного акта.

Следует констатировать, что индивидуальные акты управления получили наиболее широкое распространение в деятельности органов исполнительной власти и других исполнительных органов. Так, на федеральном уровне они издаются Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными министерствами, службами и агентствами по вопросам их компетенции.

Нередко в одном акте могут содержаться нормы нормативного и индивидуального характера. Такие акты управления по юридическим свойствам называются смешанными. Индивидуальные предписания в них, как правило, играют служебную, вспомогательную роль по отношению к правовым нормам, содержащимся в этом акте, и призваны обеспечивать их реализацию. Поэтому смешанные акты оформляются так же, как и нормативные. Примером смешанных актов является, например, приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 31 марта 2011 г. № 401 «О Научно-координационном совете федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» , в котором содержатся нормы права и индивидуальные предписания. К нормам права относятся положения, определяющие Регламент Научно-координационного совета, а индивидуальные предписания определяют конкретных должностных лиц, которые входят в состав этого Совета. «Наличие в акте наряду с нормами права индивидуальных предписаний не лишает его свойств источника права. Оно делает его лишь не чисто нормативным актом».

Правовые акты управления Президента РФ

Особое значение в регулировании отношений в сфере исполнительной власти имеют правовые акты, издаваемые Президентом РФ как главой государства.

Исходные начала правовой природы и юридической силы актов Президента РФ закреплены в ст. 90 Конституции РФ, в соответствии с которой он издает два вида правовых актов: указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. При этом правовые акты управления Президента РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам.


Таким образом, указанные акты занимают свое место в общей правовой системе РФ. Обладая высокой юридической силой, они стоят после Конституции РФ и федеральных законов. Именно поэтому Президент РФ вправе отменять акты Правительства РФ в случае, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам главы государства (ст. 115 Конституции РФ). По этим же основаниям он может также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ.

Указы Президента РФ являются важнейшим источником административного права, в которых содержатся правовые нормы, рассчитанные на длительное применение. Глава государства издает нормативные указы в соответствии с его компетенцией, установленной Конституцией РФ (гл. 4). Это, например, указы о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, положения о федеральных органах исполнительной власти, которыми он руководит, многочисленные указы по вопросам государственной службы, положения о структурных подразделениях Администрации Президента РФ. Его указами регулируются отношения в сфере обороны, общественной безопасности, укреплении правопорядка и законности, вопросы приобретения гражданства РФ, в административно-политической сфере, закрепляющие в том числе задачи и содержание деятельности органов исполнительной власти и иных государственных органов и организаций, направленные на реализацию положений таких актов. К их числу можно, например, отнести Указ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»8.

Названные программные документы признаются в качестве источников права, поскольку для них характерны следующие признаки: нормативность; общеобязательность, основанная на обще-принятости и общепризнанности; государственное закрепление или санкционирование; формально-юридическое закрепление как источника международного частного и публичного права9.

Указанными признаками, на наш взгляд, обладает также новая Военная доктрина Российской Федерации, принятая Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-297610, которая не была утверждена ни его указом, ни распоряжением. Это, по сути, новая форма актов Президента РФ, специфику которой еще предстоит уяснить, определить статус и юридическую силу подобных документов.

Данные вопросы исследовались наукой административного права относительно правовых доктрин, утвержденных указами главы государства. Были сделаны выводы о том, что для административно-правовой доктрины в качестве источника права характерны следующие признаки: нормативность; общеобязательность, основанная на общепринятости и общепризнанности; государственное закрепление или санкционирование; формально-юридическое закрепление как источника международного частного и публичного права.