Файл: Правовые акты управления: Понятие, виды, юридическое значение (административный акт).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Правовой акт управления (административный акт) – одностороннее, основанное на законе юридически властное требование органа власти или его должностного лица, направленное на установление или изменение норм административного права, на возникновение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации функций и задач органов исполнительной власти.

Виды правовых актов управления:

По юридическому содержанию: нормативные или правоустановительные. Всегда содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращенные к конкретным лицам, и рассчитаны на многократное применение.

Основная часть

По кругу лиц:

1.акты общего значения: межведомственные акты и внутриведомственные;

2.индивидуальные правоприменительные акты - решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. В основном эти акты порождают, изменяют и прекращают конкретные правоотношения. Индивидуальные акты могут быть:

а) правонаделительные;

б) оперативно-распорядительные;

в) правоохранительные или юрисдикционные.

Поэтому же критерию некоторые авторы выделяют еще 2 вида актов:

в) общие акты, которые содержат общие кратковременные предписания либо общие требования (акт о переносе выходного дня);

г) смешанные акты, которые одновременно содержат нормы права и правоприменительные решения.

По субъектам, принимающих акты:

1.органов исполнительной власти и должностных лиц (все субъекты ИВ);

2.акты субъектов, которые не находятся в составе исполнительной власти (Указы и распоряжения ПРФ, постановления судей по делам об административных правонарушениях, приказы председателей судов и прокуроров, имеющих внутриаппаратное значение);

3. акты общественных организаций, которым делегированы властные полномочия.

Деление актов по форме:

1.письменные;

2.устные - приказы в военизированных организациях;

3.иногда конклюдентные действия - знаки дорожного движения, свисток мента, светофоры (большинство авторов их не выделяет).

Деление актов по функциональной роли:

1.финансовые;

2.методические;

3.кадровые и т.д.

Деление актов  в зависимости от объема полномочий субъекта власти:

1.Акты, которые принимаются на основе дискреционных полномочий (на усмотрение субъекта власти). Такая свобода предоставляет субъекту выбрать один вариант из нескольких.


2.Акты принимаемые на основе альтернативных полномочий, в основном связаны с вопросом адм. ответственности, применяются тогда, когда субъекту предлагается выбрать один из нескольких ограниченных вариантов.

3. Акты которые принимаемые при отсутствии возможности выбора (назначение пенсии).

Различаются акты, принимаемые в зависимости от срока полномочий субъекта:

1.постоянные полномочия;

2.принимаемые на основе временных;

3.делегированных полномочий.

В зависимости от даты начала действия:

1.после официального опубликования;

2.с даты, указанной в самом акте;

3.после государственной регистрации.

Виды правовых актов управления классифицируются: по юридичес­ким свойствам; по органам, издающим акты, и их компетенции; по наименованию актов; по территории и сроку их действия 

Нормативный правовой акт — это письменный официальный доку­мент, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Например, ст. 4 Правил, ут­вержденных постановлением Правительства от 4 сентября 1995 г., ус­танавливает, что проект перечня сведений, составляющих государст­венную тайну, разрабатывается экспертной комиссией и представляет­ся на утверждение руководителю соответствующего государственного органа, который решает вопрос о целесообразности засекречивания самого перечня. А постановлением Правительства от 6 ноября 1998 г. внесены изменения в ряд постановлений Правительства в связи с при­нятием Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».

Нормативные акты управления детализируют законы, содержат ме­ханизм их реализации, организуют функционирование органов испол­нительной власти, регулируют их взаимоотношения с другими участ­никами управленческих отношений. Нормативные акты управления устанавливают или изменяют общие правила поведения, которые носят безличный характер и рассчитаны на многократное применение ко всем предусмотренным ими случаям, например, правила привати­зации государственных предприятий, правила дорожного движения, правила противопожарной безопасности, правила стандартизации и определения качества продукции, правила воинского учета, таможен­ные правила и многие другие. В ряде случаев на основе нормативных актов управления возникают правоотношения других отраслей права (финансового, трудового, природоохранительного и др.) Особо следу­ет выделить нормативные акты управления, предусматривающие ад­министративную санкцию за их нарушение. Все эти нормативные акты являются одним из важнейших источников права Без них невозможно функционирование органов исполнительной власти и всего государст­венного аппарата в целом.


Нормативные акты служат правовой основой для издания индиви­дуальных актов — актов правоприменения. Четкое определение свойств и признаков нормативных и индивидуальных (ненорматив­ных) актов позволяет правильно оценить роль и значение того или иного вида акта в механизме правового регулирования. Без уяснения четкого отличия нормативных актов от индивидуальных (ненорматив­ных) немыслимы должное качество актов исполнительной власти, сис­тематизация, публикация и введение в действие правовых норм, учет действующего нормативного материала

Индивидуальные акты исполнительной власти не содержат общих правил, норм права. К таким актам относятся решения органов испол­нительной власти по конкретным вопросам, входящим в их компетен­цию. Это — акты применения норм права к конкретным лицам и слу­чаям. Они выступают в качестве юридических фактов, если законода­тельство связывает с ними возникновение, изменение или прекраще­ние конкретных административно-правовых отношений. С их помо­щью формируется персонал аппарата управления, обеспечивается оперативное устранение недостатков, осуществляется воздействие на на­рушителей государственной дисциплины и т. д. Например, юридичес­ким фактом является издание приказа (распоряжения) о назначении гражданина России на государственную должность государственной службы, так как с этим фактом связывается возникновение у него оп­ределенного объема полномочий. Значение юридического факта имеет постановление соответствующего органа (должностного лица) о нало­жении административного взыскания на лицо, виновное в совершении правонарушения.

Правовые акты управления могут издаваться федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъ­ектов Федерации и местной администрацией.

По компетенции (характеру разрешаемых вопросов) можно выде­лить акты органов исполнительной власти общей, межотраслевой (функциональной) и отраслевой компетенции.

По наименованию акты органов исполнительной власти и должност­ных лиц весьма разнообразны. Президент России издает указы и рас­поряжения; Правительство — постановления и распоряжения; феде­ральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и иные федеральные органы исполнительной власти — поста­новления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения (нормативные акты), а также акты, изданные в ином виде, не имеющие нормативного правового характера (указания и др.). Руководители высших органов исполнительной власти субъектов Федерации (главы администраций) издают постановления и распоряжения, руководите­ли органов администраций — приказы и указания; местные админи­страции — постановления, распоряжения, приказы.


Юридические свойства нормативных и индивидуальных

актов

Характеристика правовой природы актов государственного управления не может основываться только на признании наличия у всех этих актов общих признаков. Известно, что правовые акты управления ввиду их большого разнообразия неодинаковы по своему назначению, содержанию, субъектам, их издавшим, юридическим последствиям и т.д.

В теории административного права правовые акты управления по юридическому содержанию и юридическим свойствам подразделяются на нормативные и индивидуальные, которые, в свою очередь, классифицируются на виды по различным основаниям2.

Нормативные правовые акты являются важнейшими юридическими источниками права. В этом смысле основная их характеристика как нормативных выражается в том, что такие акты содержат нормы права, т.е. общеобязательные правила поведения, рассчитанные на длительное и неоднократное применение и адресованные неопределенному кругу лиц. Целью принятия нормативных правовых актов является регулирование однотипных общественных отношений в соответствующих областях государственно -го управления. Кроме того, указанные акты служат правовым средством для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, но сами они эти отношения не порождают.

Правовые акты управления характеризуются как подзаконные, поскольку издаются на основании предписаний законов и нормативных правовых актов вышестоящих органов и направлены на их реализацию. В то же время нормативные правовые акты могут быть приняты субъектами управления и по собственной инициативе по вопросам их компетенции, закрепленной законами и иными нормативными актами, превосходящими их по юридической силе.

К нормативным правовым актам следует отнести и такие акты, которые содержат либо кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т.п.),

Юридические свойства нормативных и индивидуальных

актов

Характеристика правовой природы актов государственного управления не может основываться только на признании наличия у всех этих актов общих признаков. Известно, что правовые акты управления ввиду их большого разнообразия неодинаковы по своему назначению, содержанию, субъектам, их издавшим, юридическим последствиям и т.д.

В теории административного права правовые акты управления по юридическому содержанию и юридическим свойствам подразделяются на нормативные и индивидуальные, которые, в свою очередь, классифицируются на виды по различным основаниям2.


Нормативные правовые акты являются важнейшими юридическими источниками права. В этом смысле основная их характеристика как нормативных выражается в том, что такие акты содержат нормы права, т.е. общеобязательные правила поведения, рассчитанные на длительное и неоднократное применение и адресованные неопределенному кругу лиц. Целью принятия нормативных правовых актов является регулирование однотипных общественных отношений в соответствующих областях государственно -го управления. Кроме того, указанные акты служат правовым средством для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, но сами они эти отношения не порождают.

Правовые акты управления характеризуются как подзаконные, поскольку издаются на основании предписаний законов и нормативных правовых актов вышестоящих органов и направлены на их реализацию. В то же время нормативные правовые акты могут быть приняты субъектами управления и по собственной инициативе по вопросам их компетенции, закрепленной законами и иными нормативными актами, превосходящими их по юридической силе.

К нормативным правовым актам следует отнести и такие акты, которые содержат либо кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т.п.),

Нормативные правовые акты издаются только теми субъектами, которые на это уполномочены федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. На федеральном уровне право издавать нормативные правовые акты предоставлено Президенту РФ, Правительству РФ, федеральным министерствам, некоторым федеральным службам и федеральным агентствам, Центральной избирательной комиссии РФ, Центральному банку РФ. В субъектах РФ нормативные правовые акты управления принимают соответствующие органы исполнительной власти и другие исполнительные органы по вопросам их компетенции.

Индивидуальные правовые акты управления в отличие от нормативных актов не содержат правовых норм и не устанавливают каких-либо общих правил поведения, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц. По своим юридическим свойствам они являются распорядительными, в них всегда находит прямое выражение юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, адресованное определенному физическому или юридическому лицу (лицам) и направленное на возникновение, изменение или прекращение конкретных административно-правовых отношений.

Так, в рамках этих отношений у физического или юридического лица возникают права или обязанности (например, право на получение пенсии, обязанность явиться в военкомат по повестке для прохождения военной службы). Этими актами могут временно ограничиваться ранее предоставленные физическому или юридическому лицу права, например право на осуществление строительных работ до устранения выявленных нарушений при их производстве.