ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6136
Скачиваний: 1
3. Государственным заказчиком в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о поставках могут быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона о государственном материальном резерве государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, а государственными заказчиками на поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв являются также и иные федеральные органы исполнительной власти.
Государственными заказчиками по формированию федерального фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров Постановлением Правительства РФ от 13 марта 1995 г. N 241 определены в зависимости от вида продукции Федеральная продовольственная корпорация при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, само это министерство, Комитет РФ по государственным резервам.
Для государственного заказчика является обязательным заключение договора на поставку продукции для государственных нужд с победителем конкурса по размещению госзаказа, а также с поставщиком, принявшим заказ при его размещении.
Статья 528. Порядок заключения государственного или муниципального контракта
Комментарий к статье 528
1. Комментируемая статья детально регламентирует заключение государственного контракта. Она содержит правила, определяющие порядок и сроки направления проекта контракта государственным заказчиком или поставщиком, возвращения подписанного контракта другой стороной, согласования разногласий, возникающих при заключении контракта и передачи несогласованных разногласий на рассмотрение суда.
Этот порядок применяется независимо от того, существует ли обязанность одной или обеих сторон заключить государственный контракт, в то время как правила, установленные ст. 445 ГК, определяют порядок заключения договора лишь для случаев, когда заключение договора обязательно для одной из сторон.
2. Пункт 3 статьи возлагает на сторону, получившую государственный контракт с разногласиями, обязанность принять активные меры к их согласованию, а также обязанность уведомить сторону, составившую протокол разногласий, о согласии заключить государственный контракт в ее редакции либо об отклонении представленных разногласий.
Нарушение этого требования влечет последствия, предусмотренные п. 2 ст. 507 (см. коммент. к ст. 507).
3. Установление ГК порядка и сроков заключения государственного контракта означает, что нормы законов о поставках для государственных нужд о порядке и сроках заключения государственных контрактов, в соответствии с п. 2 ст. 527, применению не подлежат.
Статья 529. Заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
Комментарий к статье 529
1. Из ст. ст. 529 и 531 вытекает, что стороны могут выбрать один или несколько вариантов порядка поставки товаров для государственных нужд, предусмотренных этими статьями:
передача товаров (поставка) может осуществляться непосредственно государственному заказчику одним из способов, установленных ст. ст. 458, 510 ГК;
товары могут передаваться (поставляться) лицам, указанным в отгрузочной разнарядке государственного заказчика;
поставщик по государственному контракту может осуществлять поставку товаров на основании договора поставки, заключаемого с другим лицом - покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении.
При заключении государственного контракта стороны согласовывают применение того или иного варианта порядка поставки.
2. Комментируемая статья предусматривает порядок и сроки заключения договора поставки поставщиком с покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении, направляемом им поставщику не позднее 30 дней со дня заключения государственного контракта.
Заключение лицом, указанным в качестве покупателя, договора поставки товаров для государственных нужд с поставщиком по государственному контракту способствует согласованию количества и ассортимента товаров и иных условий договора с лицом, являющимся непосредственным исполнителем договора, и позволяет отразить в договоре фактические потребности в товарах.
3. Извещение о прикреплении покупателя к поставщику по государственному контракту, направленное государственным заказчиком, не порождает обязанности поставщика заключить договор поставки, если государственным контрактом не предусмотрено право государственного заказчика направлять извещение о прикреплении. Таким образом, обязанность поставщика заключить договор поставки товаров для государственных нужд с покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении, вытекает из добровольно принятого им на себя обязательства по государственному контракту (см. ст. 421 ГК). Извещение о прикреплении не порождает и обязанности покупателя заключить договор. Таким образом, извещению о прикреплении не присущ характер планового акта.
4. В случаях, когда из государственного контракта возникла обязанность поставщика заключить договор поставки с лицом, указанным в извещении о прикреплении, однако поставщик уклоняется от заключения договора или отказывается заключить договор, возможен иск покупателя о понуждении поставщика заключить договор.
Статья 530. Отказ покупателя от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
Комментарий к статье 530
1. Покупатель вправе отказаться полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, без сообщения каких-либо мотивов, т.е. извещение о прикреплении никаких обязанностей для покупателя не порождает. Об отказе покупателя государственного заказчика уведомляет поставщик. В этом случае государственный заказчик не позднее тридцати дней с момента получения уведомления должен выбрать один из вариантов исполнения государственного контракта, т.е. либо выслать поставщику извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направить отгрузочную разнарядку, либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары.
2. При уклонении государственного заказчика от совершения одного из действий, указанных в п. 1 статьи, поставщику предоставлена альтернатива: либо требовать от государственного заказчика принятия и оплаты товаров, предусмотренных государственным контрактом, либо продать товары по своему усмотрению с отнесением на государственного заказчика возможных при продаже товаров убытков (разумных расходов).
Статья 531. Исполнение государственного или муниципального контракта
Комментарий к статье 531
1. Если государственным контрактом предусмотрена передача товаров поставщиком государственному заказчику либо получателям (другим лицам), указанным в отгрузочной разнарядке, то при исполнении государственного контракта стороны руководствуются правилами, установленными для исполнения договора поставки, а при их отсутствии - основными положениями о купле-продаже (см., например, ст. 509 и коммент. к ней).
2. Особенностью исполнения такого договора является оплата переданных получателям товаров непосредственно государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не определен государственным контрактом.
Статья 532. Оплата товара по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
Комментарий к статье 532
1. Статья устанавливает непосредственное воздействие государственного контракта на содержание договора поставки, заключаемого на основе извещения государственного заказчика о прикреплении покупателя к поставщику.
Цена товаров, согласованная при заключении государственного контракта, должна применяться сторонами при заключении договора поставки. Покупатель товаров, заключивший договор поставки, сам оплачивает товары, в отличие от получателя, которому поставка производится на основании отгрузочной разнарядки.
Однако эта норма диспозитивна и не лишает стороны договора возможности определить иной порядок расчетов и согласовать иную цену, чем цена, установленная в государственном контракте.
2. Более тесная связь государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд установлена ч. 2 комментируемой статьи.
В случаях, когда в соответствии с договором поставки товаров для государственных нужд оплата осуществляется покупателем, государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству. Такое правило означает, что при отказе покупателя от оплаты либо нарушении им сроков оплаты поручитель - государственный заказчик несет перед поставщиком солидарную с покупателем ответственность, если госконтрактом не предусмотрена иная (ст. 363 ГК).
Статья 533. Возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта
Комментарий к статье 533
1. Пункт 1 статьи устанавливает тридцатидневный срок для возмещения государственным заказчиком убытков, которые причинены поставщику выполнением государственного контракта. Срок для возмещения убытков исчисляется со дня передачи товаров.
2. Нарушение государственным заказчиком обязанности по возмещению поставщику убытков, вызванных выполнением государственного контракта, дает поставщику право отказаться от дальнейшего исполнения государственного контракта и потребовать возмещения не только убытков, причиненных исполнением государственного заказа, но и убытков, вызванных расторжением договора. Об отказе от исполнения договора поставщик обязан уведомить государственного заказчика. В соответствии со ст. 523 (см. коммент. к ней) с момента уведомления государственного заказчика об отказе от исполнения государственного контракта контракт считается расторгнутым.
3. Расторжение государственного контракта в связи с невозмещением убытков порождает право поставщика односторонне отказаться и от исполнения договора поставки товаров для государственных нужд, заключенного на основании извещения о прикреплении.
Требование о возмещении убытков, причиненных как исполнением, так и расторжением договора поставки, поставщик предъявляет к государственному заказчику.
Статья 534. Отказ государственного или муниципального заказчика от товаров, поставленных по государственному или муниципальному контракту
Комментарий к статье 534
1. Комментируемая статья устанавливает последствия отказа государственного заказчика полностью и частично от товаров, подлежащих поставке по государственному контракту. Государственный заказчик вправе отказаться от товаров для государственных нужд в случаях, когда потребность в товарах соответствующего вида отпала. Однако госзаказчик может воспользоваться своим правом лишь при условии, если он возмещает поставщику все убытки, причиненные отказом.
Убытки исчисляются по правилам, установленным ст. 15 ГК.
2. Полный или частичный отказ государственного заказчика от исполнения государственного контракта порождает право поставщика отказаться от исполнения заключенных на его основе договоров поставки товаров для государственных нужд, а также право предъявить государственному заказчику требования о возмещении убытков, причиненных изменением или расторжением договора поставки.
§ 5. Контрактация
Статья 535. Договор контрактации
Комментарий к статье 535
1. Комментируемая статья не дает полного определения понятия договора контрактации, а лишь устанавливает признаки этого договора, позволяющие отграничить его от других видов договора купли-продажи. К ним относятся состав сторон договора и особенности подлежащего передаче товара (в статье употребляется термин "сельскохозяйственная продукция").
Ранее в ГК 1964 г. вообще отсутствовало определение понятия договора контрактации. Этот договор рассматривался как самостоятельный тип договора и регулировался подзаконными актами - Положением о порядке заключения и исполнения договора контрактации и типовыми договорами. Эти акты не должны применяться к отношениям по договорам, заключенным после 1 марта 1996 г.
Сторонами договора являются производитель сельскохозяйственной продукции и ее заготовитель. Производителями могут быть юридическое лицо (коммерческая организация), выращивающее (производящее) сельскохозяйственную продукцию, либо гражданин, занимающийся этим видом предпринимательской деятельности, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК). Заготовителем также является предприниматель (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель), закупающий сельскохозяйственную продукцию для последующей продажи либо последующей переработки. В первом случае это лицо, занимающееся профессиональной заготовкой (покупкой, закупкой) сельскохозяйственной продукции, во втором - промышленная организация и индивидуальный предприниматель (например, изготовитель молока, масла либо шерстемоющая, льнообрабатывающая организация). Из определения сторон договора вытекает и цель покупки (контрактации) - использование сельскохозяйственной продукции в предпринимательской деятельности или использовании такой продукции не для личного, семейного, домашнего потребления. Как и договор поставки, договор контрактации можно назвать предпринимательским, т.е. договором, применяемым в предпринимательской деятельности.
Второе отличие договора контрактации заключается в особенностях контрактуемого товара и тем самым в сущности самой контрактации. Такие особенности заключаются в следующем: во-первых, это будущие товары, т.е. они еще подлежат выращиванию (зерно, овощи и др.) или производству в условиях сельского хозяйства (живой скот, птица и др.); во-вторых, выращивание связано с различными стадиями сельскохозяйственного производства (посевом, обработкой почвы и др.) и его условиями, иногда не зависящими от воли производителя сельскохозяйственной продукции (засуха, непредвидимые размеры половодья и т.д.). Из этих особенностей вытекает то обстоятельство, что момент заключения договора и его исполнение не только не совпадают, но и отдалены во времени, количество подлежащей передаче сельскохозяйственной продукции не может быть, как правило, выражено точной цифрой, а ассортимент выращиваемых товаров, как правило, должен определяться заготовителем до посева и т.д.
Из этих признаков договора вытекают и особенности условий ответственности производителя за нарушение обязательств по передаче продукции.
2. Признаки договора контрактации сближают его с договором поставки, на чем основаны особенности правового регулирования договора контрактации.
В соответствии с п. 2 статьи, к отношениям сторон по договору контрактации, не урегулированным нормами Кодекса об этом договоре, применяются правила о договоре поставки или о договоре поставки товаров для государственных нужд. При отсутствии же соответствующих норм, регулирующих поставку товаров, в соответствии с п. 5 ст. 454 подлежат применению общие положения о купле-продаже.