Файл: ГК_1-3_комм_Ершов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6054

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Комментарий к статье 1186


Осложненность правоотношения иностранным элементом (участие в качестве одной из сторон иностранного физического или юридического лица) предполагает, как правило, необходимость решения коллизии, то есть выбора права, применимого к данному правоотношению. Раздел VI ГК РФ содержит ряд коллизионных норм, призванных решить данные коллизии в случае их возникновения. Кроме того, применимое право может определяться коллизионными нормами других законов (например, КТМ РФ), а также правилами международных договоров и обычаев, являющихся важнейшим источником МЧП.


Статья 1187. Квалификация юридических понятий при определении права, подлежащего применению


Статья 1188. Применение права страны с множественностью правовых систем


Статья 1189. Взаимность


Статья 1190. Обратная отсылка


Статья 1191. Установление содержания норм иностранного права


Статья 1192. Применение императивных норм


Статья 1193. Оговорка о публичном порядке


Статья 1194. Реторсии


Глава 67. ПРАВО, ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ

ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ


Статья 1195. Личный закон физического лица



Статья 1196. Право, подлежащее применению при определении гражданской правоспособности физического лица


Статья 1197. Право, подлежащее применению при определении гражданской дееспособности физического лица


Статья 1198. Право, подлежащее применению при определении прав физического лица на имя


Статья 1199. Право, подлежащее применению к опеке и попечительству


Статья 1200. Право, подлежащее применению при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении физического лица умершим


Статья 1201. Право, подлежащее применению при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью


Статья 1202. Личный закон юридического лица


Комментарий к статье 1202


Личный закон юридического лица (lex societatis) определяет правовой статус юридического лица, включая:

- статус организации в качестве юридического лица;

- организационно-правовая форма юридического лица;

- требования к наименованию юридического лица;

- вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

- содержание правоспособности юридического лица;

- порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

- внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

- способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

Правовой статус юридического лица определяется законом того государства, принадлежность которого имеет данное юридическое лицо. Эта принадлежность может определяться по принципам:

- инкорпорации (закон страны, на территории которой создано юридическое лицо);

- оседлости (закон страны, на территории которой находятся органы управления юридического лица);


- места ведения деятельности (закон страны, на территории которой юридическое лицо в основном осуществляет свою деятельность).

Юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, не известное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о таком ограничении.


Статья 1203. Личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву


Статья 1204. Участие государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом


Комментарий к статье 1204


Статус государства определяется прежде всего его юридической природой, в силу которой оно выступает формой суверенной организации власти на соответствующей территории. Однако статус его как субъекта МЧП обладает определенной двойственностью. С одной стороны, ввиду характерного для частноправовых отношений равенства сторон, государство (во всяком случае, формально) является равным, не привилегированным по отношению к другим субъектам, участником международных частноправовых отношений. С другой стороны, природа государства не могла не обусловить некоторых исключений из принципа равенства сторон, выразившихся в установлении государственного иммунитета.

Основной юридической особенностью статуса государств как субъектов МЧП является иммунитет. Данное качество основывается на государственном суверенитете и закрепленном в Уставе ООН принципе суверенного равенства всех государств.

Иммунитет государств как субъектов МЧП включает два аспекта: материально-правовой и процессуальный, которые выражаются соответственно в иммунитете государственной собственности и юрисдикционном иммунитете.

Основополагающим международно-правовым источником, закрепляющим иммунитет государств и регулирующим отношения, связанные с его реализацией, является Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (принята Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 2004 года).

Юрисдикционный иммунитет государств и иммунитет их собственности не следует путать с теми привилегиями и иммунитетами, которыми в соответствии с международным правом государства наделены в отношении дипломатических представительств, консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях или делегаций в органах международных организаций или на международных конференциях и относящихся к ним лиц.

К названным отношениям Конвенция не применяется. Также она не затрагивает привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с международным правом главам государств ratione personae.

Кроме того, Конвенция не наносит ущерба иммунитетам, которыми в соответствии с международным правом пользуются государства в отношении принадлежащих или эксплуатируемых ими воздушных судов или космических объектов.


Статья 5 Конвенции устанавливает, что государства обладают иммунитетом, в отношении себя и своей собственности, от юрисдикции судов другого государства.

При этом в качестве суда в соответствии с Конвенцией признается любой орган государства, независимо от названия, правомочный осуществлять функции правосудия, а термин "государство" может означать:

- государство и его различные органы управления;

- составные части федеративного государства или политические подразделения государства, которые правомочны совершать действия в осуществление суверенной власти и действуют в этом качестве;

- учреждения или институции государства либо другие образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства;

- представителей государства, действующих в этом качестве.

Государства - участники Конвенции обеспечивают иммунитет других государств, воздерживаясь от осуществления юрисдикции при разбирательстве в своих судах дел, возбужденных против другого государства, и с этой целью обеспечивают, чтобы его суды по своей собственной инициативе выносили решение о соблюдении иммунитета другого государства в соответствии со статьей 5 Конвенции.

Разбирательство в суде государства рассматривается как возбужденное против другого государства, если это другое государство:

- указано в качестве стороны в таком разбирательстве;

- не указано в качестве стороны в разбирательстве, однако это разбирательство фактически преследует цель затронуть собственность, права, интересы или деятельность такого другого государства.

Однако государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве в суде другого государства в отношении какого-либо вопроса или дела, если оно явно выразило согласие на осуществление этим судом юрисдикции в отношении такого вопроса или дела в силу:

- международного соглашения;

- письменного контракта; или

- заявления в суде или письменного сообщения в рамках конкретного разбирательства.

При этом согласие государства на применение законодательства другого государства не должно пониматься как согласие на осуществление юрисдикции судами этого другого государства.

Кроме того, государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве в суде другого государства, если оно:

- само возбудило разбирательство; или

- приняло участие в разбирательстве существа дела или предприняло какое-либо иное действие по существу дела. Однако, если государство докажет в суде, что ему не могло быть известно о фактах, могущих служить основанием для заявления об иммунитете, до тех пор пока оно не предприняло такого действия, оно может ссылаться на иммунитет на основании этих фактов при условии, что оно сделает это в ближайшее, по возможности, время.


Государство не рассматривается как согласившееся на осуществление юрисдикции судом другого государства, если оно вступает в разбирательство или предпринимает какое-либо другое действие с единственной целью:

- сослаться на иммунитет; или

- привести доказательства своего права или интереса в отношении собственности, которой касается разбирательство.

Явка представителя государства в суд другого государства для дачи свидетельских показаний не должна пониматься как согласие первого государства на осуществление юрисдикции этим судом.

Неучастие государства в разбирательстве в суде другого государства не должно пониматься как согласие первого государства на осуществление юрисдикции этим судом.

Если государство заключает коммерческую сделку с иностранным физическим или юридическим лицом и в силу применимых норм международного частного права разногласия относительно этой коммерческой сделки подлежат юрисдикции суда другого государства, это государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве дела, возникшего из этой коммерческой сделки.

Данное правило, однако, не применяется:

- в случае коммерческой сделки между государствами; или

- если стороны коммерческой сделки явно договорились об ином.

Если государственное предприятие или другое образование, учрежденное государством, которое обладает независимой правосубъектностью и способно:

- предъявлять иск или являться ответчиком по иску; и

- приобретать имущество, иметь его в своей собственности или владеть и распоряжаться им, включая имущество, которое это государство передает в его пользование или под его управление, участвует в разбирательстве, которое связано с коммерческой сделкой, заключенной этим образованием, - то иммунитет от юрисдикции, которым пользуется это государство, не затрагивается.

Под коммерческой сделкой Конвенция понимает:

- любой коммерческий контракт или сделку о купле-продаже товаров или о предоставлении услуг;

- любой контракт о займе или иную сделку финансового характера, включая любое обязательство по гарантии или компенсации в отношении любого такого займа или сделки;

- любой иной контракт или сделку коммерческого, промышленного, торгового или профессионального характера, за исключением трудовых договоров.

При определении того, является ли контракт или сделка коммерческой сделкой в понимании Конвенции, следует прежде всего исходить из природы этого контракта или сделки, однако следует также учитывать их цель, если стороны контракта или сделки договорились об этом, или если, согласно практике государства суда, эта цель имеет отношение к определению некоммерческого характера этого контракта или сделки.

Юрисдикционный иммунитет государства включает также иммунитет от принудительных мер, принимаемых обычно до вынесения судебного решения либо после такового.


Никакие принимаемые до вынесения судебного решения принудительные меры, такие как обращение взыскания или арест, в отношении собственности государства не могут быть приняты в связи с разбирательством в суде другого государства, за исключением случаев, когда и в той мере, в какой:

- государство прямо согласилось на принятие таких мер, которые указаны:

а) в международном соглашении;

б) в арбитражном соглашении или в письменном контракте; или

в) в заявлении перед судом или в письменном сообщении после возникновения спора между сторонами; либо

- государство зарезервировало или обозначило собственность для удовлетворения иска, являющегося объектом этого разбирательства.

Никакие принимаемые после вынесения судебного решения принудительные меры, такие как обращение взыскания, арест и исполнение решения, в отношении собственности государства не могут быть приняты в связи с разбирательством в суде другого государства, за исключением случаев, когда и в той мере, в какой:

- государство прямо согласилось на принятие таких мер, которые указаны:

а) в международном соглашении;

б) в арбитражном соглашении или в письменном контракте; или

в) в заявлении перед судом или в письменном сообщении после возникновения спора между сторонами; либо

- государство зарезервировало или обозначило собственность для удовлетворения иска, являющегося объектом этого разбирательства; либо

- было установлено, что собственность непосредственно используется или предназначается для использования государством для иных целей, чем государственные некоммерческие цели, и находится на территории государства суда при условии, что принудительные меры после вынесения судебного решения могут быть приняты только в отношении собственности, которая имеет связь с образованием, против которого было направлено судебное разбирательство.

Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности основывается на доктрине ограниченного (функционального) иммунитета. Исходя из нее, государство пользуется иммунитетом только при осуществлении суверенных функций (jure imperie) и не пользуется при осуществлении действий коммерческого характера (jure gestionis). На концепции ограниченного иммунитета основывается регулирование соответствующих вопросов законодательством США, а также Великобритании.

Концепция абсолютного иммунитета строится на том, что любое государство и принадлежащая ему собственность всегда абсолютно иммунны от юрисдикции других государств.

Законодательство РФ, хотя она и является участником Конвенции ООН 2004 года, руководствуется концепцией абсолютного иммунитета.

Так, в соответствии со статьей 251 АПК РФ иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в РФ, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.