ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6064
Скачиваний: 1
Индоссамент является односторонней сделкой и выполняет не только трансфертную функцию (передачу прав), но и, как правило, гарантийную, т.е. устанавливает ответственность передающего за исполнение по ценной бумаге. При этом все индоссанты по ордерной ценной бумаге несут солидарную ответственность перед управомоченным по бумаге лицом. Ответственность индоссанта может быть исключена лишь в случае особой оговорки к передаточной надписи (например, "без оборота на меня").
Пункт 3 комментируемой статьи говорит о трех возможных видах передаточных надписей по ордерным ценным бумагам - бланковом, ордерном и препоручительном. Если бланковый индоссамент не содержит указания лица, в пользу которого (или приказу которого) должно быть произведено исполнение, то в ордерном (именном) индоссаменте такое лицо указывается. Если же последняя передаточная надпись на ордерной ценной бумаге бланковая, то такой документ переходит как бумага на предъявителя до тех пор, пока один из приобретателей не превратит бланковую надпись в именную, вписав туда свое имя или имя другого лица, либо же не передаст ее по именной передаточной надписи.
Если индоссамент препоручительный, приобретателю (индоссату) не переходят права, содержащиеся в ордерной ценной бумаге. Ему поручается осуществление этих прав. Индоссат выступает в таких отношениях в качестве представителя. Эти отношения, помимо норм об индоссаменте, регулируются положениями ГК о представительстве (см. ст. 182 и коммент. к ней).
Статья 147. Исполнение по ценной бумаге
Комментарий к статье 147
1. Пункт 1 коммент. статьи содержит один из случаев солидарной ответственности, установленной ст. 322 ГК. Несмотря на отсутствие специальной оговорки, речь в этом пункте фактически идет об ответственности должников по ордерным ценным бумагам, права по которым согласно п. 3 ст. 146 ГК передаются посредством индоссамента и которые изначально предназначены для передачи от одного лица к другому. Лицо, выдавшее ордерную ценную бумагу, и все лица, совершившие на ней передаточные надписи (индоссанты), несут перед законным владельцем такой бумаги солидарную ответственность (за исключением лиц, сделавших оговорки, освобождающие их от ответственности). О солидарной ответственности см. ст. ст. 323, 325 ГК и коммент. к ним.
2. От лиц, выдавших ценную бумагу, и всех индоссантов, несущих обязательство по ценной бумаге, о которых говорится в п. 1 ст. 147 ГК, необходимо отличать других должников по ордерным ценным бумагам. К таковым, в частности, относятся лица, совершившие на переводных чеках поручительства (аваль). Эти лица в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного поручительством обязательства несут наряду с последним солидарную ответственность (п. 1 ст. 885 ГК).
3. Поскольку ценные бумаги на предъявителя передаются посредством простого вручения, а по именной ценной бумаге лица, передавшие права по ней, несут ответственность только за недействительность соответствующего требования, но не за его исполнение, то по таким ценным бумагам ответственность несут лица, эмитировавшие их.
4. В абз. 1 п. 2 комментируемой статьи содержится правило, не позволяющее обязанному по ценной бумаге лицу не исполнять обязательство, ссылаясь на отсутствие оснований ее выдачи. Иначе говоря, обязанное по ценной бумаге лицо должно производить исполнение, доверившись лишь формальным признакам (необходимым реквизитам) и не проверяя исходных положений, по которым эта бумага выдана.
5. В случае обнаружения заведомо ложных сведений (подлог) или фальшивости (подделка) ценной бумаги ее владелец вправе предъявить к лицу, передавшему эту бумагу (независимо от его добросовестности), требование не только о надлежащем исполнении обязательства, содержащегося в ценной бумаге, но и возмещении причиненных убытков. В свою очередь, это лицо имеет право предъявить аналогичные требования к тому лицу, от которого оно получило подложную либо поддельную бумагу.
От названной ответственности, направленной на защиту владельцев ценных бумаг, нужно отличать ответственность по убыткам, возникшим вследствие исполнения обязательства по подложной или поддельной ценной бумаге. Об этом, в частности, говорится в п. 4 ст. 879 ГК, согласно которому убытки, возникшие вследствие оплаты подложного чека, возлагаются на плательщика или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены.
Статья 148. Восстановление ценной бумаги
Комментарий к статье 148
Порядок восстановления прав по утраченным ценным бумагам установлен главой 34 ГПК РФ.
Лицо, утратившее ценную бумагу на предъявителя или ордерную ценную бумагу (документ), вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными утраченных ценных бумаг и о восстановлении прав по ним. Права по утраченному документу могут быть восстановлены также и при утрате документом признаков платежности в результате ненадлежащего хранения или по другим причинам.
Территориальная подсудность рассмотрения соответствующих заявлений определяется местом нахождения лица, выдавшего документ, по которому должно быть произведено исполнение.
В заявлении о признании недействительными утраченных ценных бумаг должны быть указаны:
- признаки утраченного документа;
- наименование лица, выдавшего его;
- обстоятельства, при которых произошла утрата документа;
- просьба заявителя о запрещении лицу, выдавшему документ, производить по нему платежи или выдачи.
В порядке досудебной подготовки судья, принявший указанное заявление к рассмотрению, выносит определение о запрещении лицу, выдавшему документ, производить по нему платежи или выдачи и направляет копию определения данному лицу, а также регистратору.
На отказ в вынесении определения может быть подана частная жалоба.
Этим же определением суд возлагает на заявителя обязанность опубликовать в местном периодическом печатном издании за счет заявителя сведения, содержащие:
- наименование суда, в который поступило заявление об утрате документа;
- наименование лица, подавшего заявление, и его место жительства или место нахождения;
- наименование и признаки документа;
- предложение держателю документа, об утрате которого заявлено, в течение трех месяцев со дня опубликования подать в суд заявление о своих правах на этот документ.
Держатель документа, об утрате которого заявлено, обязан до истечения трех месяцев со дня опубликования указанных сведений подать в суд, вынесший определение, заявление о своих правах на документ и представить при этом подлинные документы.
В случае поступления заявления держателя документа до истечения трех месяцев со дня опубликования указанных сведений суд оставляет заявление лица, утратившего документ, без рассмотрения и устанавливает срок, в течение которого лицу, выдавшему документ, запрещается производить по нему платежи и выдачи. Этот срок не должен превышать два месяца.
Одновременно судья разъясняет заявителю его право предъявить в общем порядке иск к держателю документа об истребовании этого документа, а держателю документа его право взыскать с заявителя убытки, причиненные принятыми запретительными мерами.
На определение суда по указанным вопросам может быть подана частная жалоба.
Дело о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги и о восстановлении прав по ним суд рассматривает по истечении трех месяцев со дня опубликования указанных сведений, если от держателя документа не поступило заявление о правах на документ.
В случае удовлетворения просьбы заявителя суд принимает решение, которым признает утраченный документ недействительным и восстанавливает права по утраченным ценной бумаге на предъявителя или ордерной ценной бумаге. Это решение суда является основанием для выдачи заявителю нового документа взамен признанного недействительным.
Держатель документа, не заявивший по каким-либо причинам своевременно о своих правах на этот документ, после вступления в законную силу решения суда о признании документа недействительным и о восстановлении прав по утраченным ценной бумаге на предъявителя или ордерной ценной бумаге может предъявить к лицу, за которым признано право на получение нового документа взамен утраченного документа, иск о неосновательном приобретении или сбережении имущества.
Статья 149. Бездокументарные ценные бумаги
Комментарий к статье 149
1. Из п. 1 комментируемой статьи, а также ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг следует, что ценные бумаги могут существовать не только в традиционной документарной, но и в бездокументарной форме. Особенность последней заключается в том, что обязательство их эмитента выражено не в документе в смысле п. 1 ст. 142 ГК, а в виде записи на особом счете, именуемым счетом депо, или лицевым счетом в системе реестра владельцев ценных бумаг. Объем прав, предоставляемый владельцам бездокументарных ценных бумаг (БЦБ), определяется в решении об их выпуске. Статьей 16 Закона о рынке ценных бумаг предусмотрено, что БЦБ могут быть только именными.
2. В настоящее время в такой форме выпускаются только акции и облигации. Выпуск бездокументарных векселей запрещен ст. 4 Закона о переводном и простом векселе. Среди бездокументарных облигаций наиболее известными являются государственные облигации (ГКО, ОФЗ - ПК) и облигации РАО "Высокоскоростные магистрали".
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) выпускаются в целях финансирования дефицита государственного бюджета. В соответствии с п. п. 1 и 2 Основных условий выпуска ГКО, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. N 107 (СА РФ. 1993. N 7. Ст. 567), их эмиссия осуществляется Минфином РФ под гарантию ЦБ РФ периодически в форме отдельных выпусков на срок до 1 года. Номинальная стоимость ГКО составляет 1 млн. рублей. Погашение облигаций производится путем перечисления их владельцам номинальной стоимости ГКО. Доходом по ГКО считается разница между ценой их покупки и ценой продажи (погашения). Владельцами ГКО могут быть как юридические, так и физические лица. Иностранные инвесторы вправе приобретать ГКО в порядке, установленном ЦБ РФ.
Облигации федерального займа (ОФЗ) эмитируются Минфином РФ также в целях финансирования дефицита государственного бюджета в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 458 (СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1967). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 455 (СЗ РФ. 1997. N 17. Ст. 2007) номинал ОФЗ установлен в размере 1 млн. рублей. В настоящее время Минфин РФ выпускает облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ - ПК).
Их правовой режим определяется указанными выше Генеральными условиями, Условиями выпуска облигаций Федерального займа с переменным купонным доходом, утв. Минфином РФ 13 июня 1995 г., и Положением об обращении облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утв. Приказом ЦБ РФ от 9 июня 1995 г. N 02-123.
Владельцами ОФЗ-ПК могут быть юридические и физические лица как резиденты, так и нерезиденты Российской Федерации. Однако иностранные инвесторы вправе приобретать их только в порядке, установленном ЦБ РФ.
Размещение, обращение и погашение ОФЗ-ПК осуществляется по правилам, установленным для ГКО. Доход по ним выплачивается в виде купонного дохода.
Облигации выпускаются также Российским акционерным обществом "Высокоскоростные магистрали" (облигации РАО ВСМ), контрольный пакет акций которого принадлежит государству.
Облигации РАО ВСМ являются именными, с переменным купонным доходом, номиналом 100 тыс. рублей. Срок обращения - 12 месяцев, в течение которых четыре раза выплачивается купонный доход в виде процента от номинальной стоимости. Рассчитывается он с 10% надбавкой по сравнению с расчетом купонных ставок по ОФЗ. Размещаются облигации в порядке, установленном для ГКО. Владельцами могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Правительство РФ обязалось погасить по номинальной стоимости все выпускаемые РАО ВСМ облигации и выплатить по ним купонный доход, если эмитент не сможет выполнить свои обязательства.
3. Деятельностью по учету прав владельцев БЦБ (ведению реестра владельцев ценных бумаг) или по учету прав владельцев и хранению сертификатов ценных бумаг (депозитарная деятельность) могут заниматься только юридические лица, имеющие лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ст. ст. 7, 8, 39 Закона о рынке ценных бумаг).
В соответствии с п. 4 Протокола согласования разногласий по вопросам регулирования рынка ценных бумаг от 29 мая 1997 г., утв. первым заместителем Председателя Правительства РФ 30 мая 1997 г. (ЭЖ. 1997. N 24), лицензирование и текущий контроль за профессиональной деятельностью (кроме деятельности по организации торговли, регистратора и деятельности фондовой биржи) кредитных организаций на рынке ценных бумаг будет осуществляться Банком России на основе генеральной лицензии ФКЦБ РФ.
4. Правила ведения учета депозитарных операций кредитных организаций в Российской Федерации утверждены Приказом ЦБ РФ от 25 июля 1996 г. N 02-259 (ФГ. 1996. N 33, 34, 37, 39).
5. Пункт 1 комментируемой статьи распространяет на БЦБ правовой режим соответствующих документарных ценных бумаг, если этому не препятствуют присущие им особенности. Используемый здесь правовой прием следует рассматривать как юридическую фикцию.
Главной особенностью бездокументарных облигаций, например, является то, что они не могут существовать вне соответствующего счета депо, их нельзя снять со счета (как деньги). Пункт 2.5 Генеральных условий выпуска и обращения облигаций федеральных займов прямо предусмотрено, что владельцы облигаций федеральных займов не имеют права требовать выдачи их на руки. Эта особенность БЦБ является главным препятствием для распространения на них в полной мере правового режима документарных ценных бумаг.
На БЦБ распространяются следующие правила правового режима документарных ценных бумаг:
1) хотя БЦБ и не являются предметом материального мира, закон распространяет на них положения права собственности. Право собственности на БЦБ принадлежит: в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг - владельцу лицевого счета, открытого у держателя реестра; в системе учета прав у депозитария - владельцу счета депо (ст. 28 Закона о рынке ценных бумаг);
2) хотя БЦБ невозможно передать из рук в руки, законодательство приравнивает к передаче этих ценных бумаг их перевод как по счетам депо, так и по лицевым счетам в системе ведения реестра. Последний влечет за собой передачу права собственности от продавца к покупателю (ст. 29 Закона о рынке ценных бумаг, п. 3.3 Положения о порядке депозитарного учета на организованном рынке ценных бумаг, утв. Приказом ЦБ РФ от 28 февраля 1996 г. N 02-51).
6. Реестродержатель и депозитарий обязаны по требованию клиентов предоставлять им выписки по соответствующим счетам, которые являются подтверждением их прав на БЦБ. Так, в соответствии со ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг держатель реестра обязан предоставить такую выписку в течение пяти рабочих дней с момента получения требования владельца счета или его представителя. Выпиской из системы ведения реестра является документ, выдаваемый держателем реестра с указанием владельца лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом счете в момент выдачи выписки, фактов их обременения обязательствами, а также иной информации, относящейся к этим бумагам.