ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6090
Скачиваний: 1
Статья 270. Утратила силу. - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
Статья 271. Право пользования земельным участком собственником недвижимости
Комментарий к статье 271
Собственник недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, обладает правом пользования данным участком с возможностью перехода данного права в порядке универсального правопреемства в связи с переходом прав на недвижимость.
Статья 272. Последствия утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком
Комментарий к статье 272
Прекращение у собственника "неземельной" недвижимости прав на земельный участок, за исключением изъятия для государственных или муниципальных нужд либо в связи с ненадлежащим использованием, права на недвижимость определяются соглашением между ее собственником и собственником участка либо судом по иску одного из них.
Статья 273. Переход права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений
Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
Комментарий к статье 274
Сервитут является ограниченным вещным правом, представляет собой юридически гарантированную возможность пользования чужим имуществом в определенных целях (при этом ограниченность относится к объему вытекающих из сервитута прав, но не затрагивает его характеристику как абсолютного, связанную с его вещно-правовой природой). Возникновение и развитие сервитута, восходящее к эпохе римского права, обусловлено необходимостью устранения возможных противоречий между интересами собственников (классическим примером является право прохода к своему участку через территорию чужого участка).
Основы регулирования отношений, связанных с обременением чужого имущества сервитутом, определяются статьей 274 ГК РФ, согласно которой собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться, в частности, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. При этом обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
По общему правилу сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим данного обременения, и собственником соседнего участка, в случае недостижения такого соглашения спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
В интересах собственника, чей участок обременен сервитутом, ему предоставлено право (если иное не предусмотрено законом) требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Сервитут, установленный в порядке статьи 274 ГК РФ, является частным.
В то же время законодательство допускает возможность установления публичных сервитутов. Исходя из части 2 статьи 23 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. При этом установление публичного сервитута должно осуществляться с учетом результатов общественных слушаний.
Согласно части 3 указанной статьи публичные сервитуты устанавливаются для:
- прохода или проезда через земельный участок;
- использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
- размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
- проведения дренажных работ на земельном участке;
- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
- прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
- сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
- использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
- временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
- свободного доступа к прибрежной полосе.
Публичный сервитут, как и частный, может устанавливаться бессрочно либо на определенный период времени (соответственно, постоянный и срочный сервитуты).
Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
В случаях если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
Кроме того, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Сервитут, как частный, так и публичный, подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Соответственно, право пользования земельным участком у лица, в пользу которого установлен сервитут, возникает с момента его государственной регистрации.
Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок
Комментарий к статье 275
Положения статьи 275 ГК РФ призваны защитить интересы лиц, не являющихся собственниками земельного участка, но обладающих ограниченным правом его использования в виде сервитута.
Отчуждение земельного участка, обремененного сервитутом, не влечет прекращения сервитута. Обязательства, вытекающие из данного обременения, автоматически возлагаются на то лицо, к которому в результате сделки по отчуждению, перешли права на участок. При этом указание об обременении участка подлежит включению в договор, опосредующий данную сделку.
Сервитут, однако, в отличие от участка, которым он обременен, не может выступать в качестве самостоятельного предмета гражданско-правовой сделки. Переход прав по сервитуту возможен только одновременно с переходом имущественных прав, для осуществления которых он был установлен.
Статья 276. Прекращение сервитута
Комментарий к статье 276
Общим основанием прекращения сервитута является отпадение обстоятельств, обусловивших его установление. Хотя процедура прекращения сервитута и не имеет законодательной регламентации, она производится в том же порядке, в каком сервитут был установлен: по соглашению сторон или по решению суда.
Часть 2 статьи 276 ГК РФ закрепляет специальное основание прекращения сервитута. Таковым является невозможность в результате обременения использования участка его собственником (иным титульным владельцем) в соответствии с целевым назначением. При наличии данной ситуации собственник в целях ее устранения вправе обратиться в суд с иском о прекращении сервитута.
Статья 277. Обременение сервитутом зданий и сооружений
Комментарий к статье 277
В качестве объекта сервитута могут выступать не только земельные участки, но и здания (сооружения). Однако цель установления сервитута может быть только одна - обеспечение собственнику (иному титульному владельцу) участка возможности его полноценного использования. Например, для использования здания при установлении системы водоснабжения участка.
Статья 278. Обращение взыскания на земельный участок
Комментарий к статье 278
По общему правилу обращение на земельный участок взыскания по обязательствам должника, являющегося собственником данного участка, возможно только в судебном порядке. При этом независимо от обращенного на участок взыскания должны учитываться особенности его целевого назначения. Взыскание не должно повлечь ухудшение качества земель либо иное воздействие на них, способное привести к нарушению порядка целевого использования.
Кроме того, взыскание, обращенное судом на земельный участок, не должно по общему правилу нарушать интересы лиц, обладающих какими-либо правами в отношении данного участка (арендаторов, обладателей сервитута).
Статья 279. Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд
Комментарий к статье 279
В соответствии со статьей 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных:
1) с выполнением международных обязательств РФ;
2) с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны и безопасности;
объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов РФ.
Статья 280. Права собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд
Комментарий к статье 280
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации. С этого момента и до момента заключения соглашения либо вынесения судебного решения о выкупе собственник сохраняет свои правомочия. Однако убытки, понесенные им в результате деятельности, необходимой для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, обусловивших изъятие, возмещению не подлежат.
Статья 281. Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд
Статья 282. Выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда
Комментарий к статьям 281, 282
Выкуп земельных участков для государственных и муниципальных нужд производится по цене, согласованной собственником и органом государственной власти или органом местного самоуправления, выступающим от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.
При этом статья 281 ГК РФ устанавливает требование, в силу которого выкупная цена земельного участка должна включать его рыночную стоимость и учитывать размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием участка.
Рыночную стоимость имеют те земельные участки, которые способны удовлетворять потребности пользователя (потенциального пользователя) в течение определенного времени (принцип полезности). Рыночная стоимость земельного участка:
- зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения);
- не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности (принцип замещения);
- зависит от ожидаемой величины, срока и вероятности получения дохода от земельного участка за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании без учета доходов от иных факторов производства, привлекаемых к земельному участку для предпринимательской деятельности (принцип ожидания);
- изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения);
- зависит от изменения его целевого назначения, разрешенного использования, прав иных лиц на земельный участок, разделения имущественных прав на земельный участок;
- зависит от его местоположения и влияния внешних факторов (принцип внешнего влияния);
- определяется исходя из его наиболее эффективного использования, то есть наиболее вероятного использования земельного участка, являющегося физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым и в результате которого расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования). Наиболее эффективное использование земельного участка определяется с учетом возможного обоснованного его разделения на отдельные части, отличающиеся формами, видом и характером использования. Наиболее эффективное использование может не совпадать с текущим использованием земельного участка.
При определении наиболее эффективного использования принимаются во внимание:
- целевое назначение и разрешенное использование;
- преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности оцениваемого земельного участка;
- перспективы развития района, в котором расположен земельный участок;
- ожидаемые изменения на рынке земли и иной недвижимости;
- текущее использование земельного участка.
Убытки, вызванные изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд, подлежат возмещению из средств соответствующего бюджета, включая упущенную выгоду.
Споры, связанные с определением размера подлежащих возмещению убытков, разрешаются в судебном порядке. Также в судебном порядке разрешаются споры, связанные с отсутствием согласия собственника на выкуп у него земельного участка. С иском о принудительном выкупе в суд обращается орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которого производится изъятие участка. Срок для подачи иска составляет три года со дня вынесения собственнику предупреждения об изъятии участка.