ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6102
Скачиваний: 1
2. Независимость гарантии сохраняется даже при наличии в ней ссылки на основное обязательство, что часто имеет место на практике. На независимость гарантии не влияет и то обстоятельство, что при представлении требования по гарантии бенефициар согласно п. 1 ст. 374 ГК должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства.
3. Юридическая самостоятельность банковской гарантии, предусматриваемая ГК, получила четкую характеристику и признание в протесте заместителя Председателя ВАС РФ по иску китайской торговой корпорации в связи с неоплатой гарантии к коммерческому банку "Презенткомбанк", который был удовлетворен 11 марта 1997 г. Президиумом ВАС РФ (см. Комментарий судебно-арбитражной практики. 1997. Вып. 4. С. 105 - 12).
Статья 371. Безотзывность банковской гарантии
Комментарий к статье 371
1. Из существа и назначения гарантии вытекает, что она должна быть безотзывной, ибо при ином положении обеспечительное значение гарантии резко снижается.
2. Однако ГК позволяет предусмотреть в выданной гарантии возможность ее отзыва, причем такой отзыв может быть связан с наступлением определенных обстоятельств в сфере гаранта или бенефициара. Возможность и порядок отзыва (уведомление бенефициара и принципала) должны быть прямо и недвусмысленно выражены в тексте самой гарантии, но не в сопутствующей ей переписке.
Статья 372. Непередаваемость прав по банковской гарантии
Комментарий к статье 372
1. Характер и обеспечительное назначение гарантии предполагают в виде общего правила невозможность передачи бенефициаром его требования к гаранту другим лицам, однако в гарантии может быть оговорена возможность такой передачи.
2. Если гарантия допускает передачу права требования бенефициара к гаранту и такая передача осуществляется, следует руководствоваться общими правилами ГК о цессии, содержащимися в § 1 гл. 24, поскольку они не противоречат сущности гарантии как односторонней сделки.
Статья 373. Вступление банковской гарантии в силу
Комментарий к статье 373
1. День выдачи гарантии должен быть обозначен в ней указанием календарной даты ее составления, с которой гарантия и вступает в силу.
2. В гарантии может быть предусмотрено иное решение этого вопроса и оговорено, что она вступает в силу с иной даты или при наступлении определенного условия. В последнем случае гарантия приобретает характер сделки с отлагательным условием (см. ст. 157 ГК и коммент. к ней).
3. О сроке прекращения действия гарантии см. п. 1 ст. 378 ГК и коммент. к ней.
Статья 374. Представление требования по банковской гарантии
Комментарий к статье 374
1. Содержание статьи шире ее наименования: помимо представления требования по гарантии (п. 1) в ней содержатся правила о сроке гарантии и его правовом значении (п. 2).
2. Требование бенефициара о платеже по гарантии является внесудебным и может быть заявлено только в пределах суммы, на которую выдана гарантия (см. п. 1 ст. 377 ГК и коммент. к ней), а также до окончания определенного в гарантии срока ее действия (п. 2 ст. 374).
3. Согласно п. 1 бенефициар должен обозначить в своем требовании к гаранту характер нарушения основного обязательства, допущенного принципалом. Однако неполнота и даже неправильность такой информации на обязательства гаранта произвести платежи не влияют (см. п. 2 ст. 376 ГК и коммент. к ней).
Статья 375. Обязанности гаранта при рассмотрении требования бенефициара
Комментарий к статье 375
1. Правила п. 1 относятся к взаимоотношениям принципала и гаранта и их несоблюдение последним на юридическую силу гарантии не влияет.
2. Называемый в п. 2 разумный срок для рассмотрения гарантии должен определяться с учетом всех обстоятельств конкретной ситуации. Несоблюдение разумного срока дает бенефициару право возложить на гаранта ответственность сверх суммы гарантии по правилам п. 2 ст. 377 (см. коммент. к ней).
3. В случае отказа гаранта произвести платеж бенефициар вправе предъявить к нему иск в суде с соблюдением срока исковой давности, который следует исчислять по правилам гл. 12 ГК.
Статья 376. Отказ гаранта удовлетворить требование бенефициара
Комментарий к статье 376
1. Статья допускает в п. 1 лишь два основания, при наличии которых в удовлетворении требования бенефициара может быть отказано: а) требование и приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии, например выходят за пределы ее суммы, б) требование представлено по истечении срока гарантии.
2. Правила п. 2 являются следствием сущности гарантии как безусловного одностороннего обязательства, а также объясняются тем, что исполнение основного обязательства может оказаться ненадлежащим, а прекращение или недействительность основного обязательства - только предполагаемым, и по этим вопросам возможны длительные споры, в том числе судебные. Такие обстоятельства не должны ослаблять юридическую надежность гарантии как способа обеспечения, если бенефициар повторно заявляет требования о платеже по гарантии.
3. Если бенефициар ошибочно считает исполнение по основному обязательству не произведенным или проявляет недобросовестность и получает удовлетворение дважды (по основному обязательству и в качестве платежа по гарантии), к нему может быть предъявлено требование о возвращении неосновательно полученного, уплате процентов по денежному обязательству и возмещении причиненных убытков.
Статья 377. Пределы обязательства гаранта
Комментарий к статье 377
1. В п. 1 в более ясной форме повторено правило, установленное ст. 368 ГК, о суммовом пределе ответственности по гарантии.
2. Согласно п. 2 уплата гарантом суммы гарантии не освобождает его от ответственности за нарушение его обязательства по гарантии, если иное не предусмотрено гарантией. Поскольку гарантия является денежным обязательством, это означает, что при нарушении гарантом его обязательств должны применяться правила ст. 395 ГК (см. коммент. к ней), предусматривающие уплату процентов за просрочку платежа, а сверх того и возможных убытков. В судебной практике это правило сомнений не вызывает (Вестник ВАС РФ. 1997. N 4. С. 87).
3. В случаях, когда на основании п. 2 статьи ответственность гаранта за нарушение его обязательств будет в гарантии ограничена или вообще исключена, следует учитывать правило п. 4 ст. 401 ГК, согласно которому заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно. В силу ст. 156 ГК эта общая норма договорного права применима к гарантии как односторонней сделке.
Статья 378. Прекращение банковской гарантии
Комментарий к статье 378
1. Названный в статье перечень случаев прекращения гарантии следует считать исчерпывающим, что вытекает из редакции текста статьи и характера гарантии как самого надежного средства обеспечения коммерческих обязательств.
2. Следует считать, что при уплате суммы гарантии, но с просрочкой платежа, за бенефициаром сохраняется право требования к гаранту, вытекающее из его ответственности за своевременный платеж, предусмотренное п. 2 ст. 377 ГК, если в самой гарантии не предусмотрено иное.
3. Отказ бенефициара от своих прав по гарантии возможен согласно п. 1 в двух формах: направления об этом письменного заявления и возвращения гарантии выдавшему ее лицу. Во втором случае имеет место совершение конклюдентного действия, ибо письменного заявления не требуется.
4. Предусматриваемое в п. 2 правило касается взаимоотношений гаранта и принципала и его несоблюдение на правовую силу гарантии как безусловного обязательства не влияет.
Статья 379. Регрессные требования гаранта к принципалу
Комментарий к статье 379
1. Возможность регрессного требования гаранта к принципалу и объем такого требования зависят от условий соглашения гаранта с принципалом или иным лицом, по просьбе которого была выдана гарантия.
2. Особые правила предусмотрены в п. 2 статьи в отношении сумм, уплаченных гарантом бенефициару не в соответствии с условиями гарантии или за нарушение обязательств гаранта (об этом см. п. 2 ст. 377 ГК и коммент. к ней). По общему правилу такие платежи принципалу предъявляться не могут, однако по соглашению сторон может быть предусмотрено иное.
3. Специальное правило о начале течения срока исковой давности (см. п. 3 ст. 200 ГК и коммент. к ней), установленное для регрессных обязательств, действует и в отношении требований по ст. 379 ГК, поскольку называемое в ней требование является регрессным.
§ 7. Задаток
Комментарий к § 7
Задаток по-прежнему остается одним из способов обеспечения обязательств. В отличие от ГК 1964 г. (ст. 186) действующий Кодекс не ограничивает сферу его применения отношениями между гражданами либо с их участием. В настоящее время наиболее широко задаток применяется при организации аукционов и конкурсов (см., например, п. 21 Правил проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ угольной промышленности (угольных компаний), утв. Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1996 г. N 1485 // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5919).
Статья 380. Понятие задатка. Форма соглашения о задатке
Комментарий к статье 380
1. Задаток отличается от других способов обеспечения дополнительными функциями: удостоверяющей, поскольку служит доказательством заключения договора, и платежной, т.к. сумма задатка может приближаться к стоимости товара, приобретаемого по соглашению, обеспеченному задатком.
2. Соглашение о задатке должно быть заключено в письменной форме. Нарушение этого правила не влечет его недействительность в отличие от нарушения формы соглашения о неустойке (ч. 2 ст. 331 ГК), залоге (п. 4 ст. 339 ГК) или поручительстве (ст. 362 ГК).
Устное соглашение о задатке влечет последствия, предусмотренные ст. 162 ГК, т.е. стороны лишаются права в подтверждение заключения сделки ссылаться на свидетельские показания, но могут приводить письменные доказательства. Расписка в получении задатка свидетельствует о заключении договора.
3. Комментируемая статья (п. 3) устанавливает презумпцию, согласно которой в случае сомнения в назначении сумм, выплаченных по договору, эти суммы следует считать авансом, а не задатком. При нарушении формы соглашения о задатке, пока не доказано иное, выплаченные суммы следует рассматривать в качестве аванса.
Статья 381. Последствия прекращения и неисполнения обязательства, обеспеченного задатком
Комментарий к статье 381
1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает правило, которое отсутствовало в ГК 1964 г. Если обязательство аннулировано сторонами до наступления срока его исполнения либо прекращено по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, задаток подлежит возврату в однократном размере.
2. Сохраняется правило о том, что сумму задатка выплачивает сторона, ответственная за неисполнение договора (задаток остается у продавца либо покупатель возвращает задаток в двукратном размере).
3. Если иное не установлено соглашением сторон, уплата задатка не освобождает от возмещения ущерба, причиненного неисполнением обязательства, в сумме, не покрытой задатком. Ответственность контрагента определяется по правилам ст. 401 ГК.
Глава 24. ПЕРЕМЕНА ЛИЦ В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕ
§ 1. Переход прав кредитора к другому лицу
Статья 382. Основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу
Комментарий к статье 382
1. В данной главе ГК в отличие от гл. 18 ГК 1964 г., регулирующей только уступку требования и перевод долга, предусмотрены и случаи правопреемства на основании закона или при наличии определенных обстоятельств, указанных в законе (ст. 387 ГК). Так как многие правила уступки права требования неприменимы к правопреемству по закону (например, ст. ст. 389, 390 ГК), нужно различать уступку требования по соглашению сторон и замену кредитора в обязательстве на основании закона или судебного решения.
2. Уступкой права требования или цессией называют соглашение о замене прежнего кредитора, который выбывает из обязательства, на другого субъекта, к которому переходят все права прежнего кредитора. Кредитора, уступившего свое требование к должнику, называют цедентом. Лицо, которое получило право требования, - цессионарием.
3. Основанием уступки права требования является договор между первоначальным и новым кредитором, т.е. цедентом и цессионарием, который может основываться на дарении, возмездном отчуждении права. В порядке цессии может переуступаться и часть требования к должнику.
Для уступки права требования кредитор должен этим требованием обладать. По конкретному делу, рассмотренному в порядке надзора Президиумом ВАС РФ, было установлено, что отделение Екатеринбургского банка переуступило обществу с ограниченной ответственностью права требования по кредитному договору. Однако эти же требования раньше были переданы "Средуралбанку". Поскольку кредитор на момент передачи обществу этими требованиями не обладал, сделка об уступке требования является ничтожной в силу ст. 168 ГК (Вестник ВАС РФ. 1997. N 5. С. 97 - 98).
4. Передачу прав по цессии нужно отличать от создания кредитором определенных прав в пользу третьих лиц (например, по договору страхования) и случаев, когда кредитор поручает принять исполнение от должника в обязательстве третьему лицу. В таких ситуациях кредитор сохраняет права и обязанности и остается стороной в обязательстве, тогда как при уступке требования он выбывает из обязательства и на его место заступает новое лицо.
5. Часть 2 п. 1 устанавливает, что норма о переходе прав кредитора не применяется к регрессным требованиям, т.е. таким, при которых должник становится кредитором. Регрессное требование предполагает наличие трех сторон и не менее двух правоотношений. Одна сторона, в силу обязательства перед другой, выплачивает ей деньги или передает другое имущество и теперь вправе требовать от третьей стороны возмещения уплаченного. От замены кредитора при цессии регрессное требование отличается тем, что происходит не только замена кредитора, но и возникает новое обязательство с самостоятельными требованиями.
6. В настоящее время уступки требований широко используются в практике коммерческих банков, коммерческих организаций при обороте ценных бумаг. Передача прав по ценной бумаге имеет особенности, которые установлены в ст. 146 ГК (см. коммент.) в ряде специальных нормативных актов. Значительное развитие получили различные формы финансирования предпринимательской деятельности, основанные на уступке требований. Такие операции, как правило, осуществляются банками и другими финансовыми организациями. Предметом договора финансирования под уступку денежного требования являются права требования по различным договорам - купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг (договор факторинга), - которые регулируются специальными правилами (см. гл. 43 ГК). В современных условиях неплатежей в российской экономике такие сделки противозаконны, если они противоречат Указу Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4144).