Файл: ГК_1-3_комм_Ершов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве продавца по договору розничной купли-продажи выступает юридическое лицо или гражданин, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Предметом этой деятельности является не любая продажа товаров, а только продажа в розницу.

Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он обычно предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Этот критерий позволяет выделить сферу применения норм ГК о договоре розничной купли-продажи, т.к. отношения по поводу товаров, которые используются только в предпринимательских целях, ими не регулируются (например, промышленное оборудование, строительная техника и т.п.).

Статья не определяет специальных требований к другой стороне договора - покупателю и, в отличие от поставки (см. коммент. к ст. 506) и контрактации (см. коммент. к ст. 535), целей, в которых товар, приобретенный по договору, должен использоваться. Поэтому следует прийти к выводу, что по договору розничной купли-продажи товары могут приобретаться гражданами и юридическими лицами, в том числе и для использования в предпринимательской деятельности.

2. На договор розничной купли-продажи распространяются правила ст. 426 ГК о публичном договоре и ст. 428 ГК о договоре присоединения, т.к. в большинстве случаев продавец определяет его условия в одностороннем порядке.

3. К отношениям, возникающим из договора, применяются общие правила ГК о сделках, исковой давности, обязательствах, договоре, а также купле-продаже, если они не противоречат специальным нормам, установленным для розничной купли-продажи. К ним относятся, в частности, положения о форме сделок (ст. ст. 158 - 165 ГК), их недействительности, общем трехгодичном сроке исковой давности и порядке его исчисления (ст. ст. 196, 200 ГК), возмещении убытков в полном объеме при нарушении договора (ст. ст. 15, 393 ГК), принципах исполнения обязательств (ст. ст. 309, 310 ГК) и порядке заключения договора (ст. ст. 432 - 443, 445, 446 ГК), его прекращении и изменении (ст. 450 ГК), сроке исполнения (см. коммент. к ст. 457), количестве, качестве и комплектности товара (см. коммент. к ст. ст. 465, 466, 469, 478 - 480), приемке товара (см. коммент. к ст. 474), основаниях ответственности по законной и договорной гарантиям качества (см. коммент. к ст. 476) и др.

4. Отношения по договору розничной купли-продажи, не урегулированные ГК, регламентируются Законом о защите прав потребителей и правовыми актами, которые принимаются в соответствии с этим Законом. Так, Правительство РФ утвердило 13 апреля 1993 г. Правила производства и реализации продукции (услуг) общественного питания (СА РФ. 1993. N 16. Ст. 1354); 8 октября 1993 г. - Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, а также Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования потребителя о немедленном безвозмездном предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара, и Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену на аналогичный товар, если товар не подошел по форме, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам не может быть использован по назначению (СА РФ. 1993. N 43. Ст. 4092); 9 сентября 1993 г. - Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит (СА РФ. 1993. N 39. Ст. 3613); 12 февраля 1994 г. - Правила продажи новых автомототранспортных средств (СА РФ. 1994. N 8. Ст. 601); 24 мая 1994 г. - Правила продажи меховых товаров (СА РФ. 1994. N 7. Ст. 62); 15 июня 1994 г. - Правила продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (СЗ РФ. 1994. N 9. Ст. 1006); 19 августа 1994 г. - Правила продажи товаров по образцам (СЗ РФ. 1994. N 19. Ст. 2209); 26 сентября 1994 г. - Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами (СЗ РФ. 1994. N 23. Ст. 2569); 26 сентября 1994 г. - Порядок розничной торговли алкогольными напитками и пивом на территории Российской Федерации (СЗ РФ. 1994. N 23. Ст. 2567); 14 марта 1995 г. - Правила распространения периодических печатных изданий по подписке (СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1061); 20 февраля 1995 г. - Правила продажи товаров по заказам и на дому у покупателей (СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 761).


Закон о защите прав потребителей и принятые в соответствии с ним правовые акты Правительства применяются к договору розничной купли-продажи в части, не противоречащей ГК. В одних случаях они конкретизируют и детализируют положения ГК о розничной купле-продаже (например, об информации, предоставляемой покупателю, и способах ее доведения), в других - устанавливают правила, не предусмотренные ГК (например, сроки удовлетворения требований покупателя, право покупателя на взыскание неустойки с продавца в случае просрочки их удовлетворения и др.), в-третьих, - предусматривают иные правила, чем ГК, когда ГК допускает возможность их установления (определения) иными законами (например, о взыскании неустойки сверх убытков).


Статья 493. Форма договора розничной купли-продажи


Комментарий к статье 493


1. По общему правилу договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю товарного или кассового чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Однако это не означает, что для данного договора обязательна письменная форма. Ни кассовый, ни товарный чек, ни иной документ, подтверждающий оплату товара покупателем, не являются письменной формой договора, предусмотренной ст. 160 ГК, т.к. не отвечают предъявленным к ней требованиям. По смыслу комментируемой статьи кассовый и товарный чек - письменные документы, подтверждающие факт заключения договора и его условий (кассовый чек - цену, а товарный - предмет и цену). Если кассовый чек всегда подтверждает оплату товара, то товарный - только в том случае, если на нем стоит отметка об оплате (например, штамп "оплачено").

2. Договор розничной купли-продажи может заключаться в любой форме, предусмотренной для сделок, - устно, если он исполняется при совершении, или путем конклюдентных действий (см. коммент. к ст. 498). Но для некоторых его разновидностей предписана обязательная письменная форма. Так, согласно Правилам продажи товаров по образцам, доставка товара покупателю оформляется квитанцией или иным документом установленной формы и содержания, которые в соответствии со ст. 160 ГК подпадают под письменную форму договора.

3. Статья закрепляет сложившуюся судебную практику, в соответствии с которой отсутствие у покупателя товарного или кассового чека либо другого документа само по себе не может служить основанием к отказу в защите его прав. Поскольку договор купли-продажи в системе розничной торговли, как правило, заключается в устной форме на основании п. 2 ст. 159, ст. 161 ГК, покупатель вправе доказывать факт покупки с помощью свидетельских показаний, которые оцениваются судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ N 7). Т.к. при судебном разбирательстве существенное значение имеет не только наличие договора, но и его условия, в частности цена, ст. 493 допускает свидетельские показания и при доказывании условий договора розничной купли-продажи.


4. Иные правила о надлежащей форме заключения договора розничной купли-продажи могут определяться законом, договором, в том числе условиями договора присоединения, изложенными в формулярах или иных стандартных формах. Так, в соответствии с п. 2 ст. 498 ГК договор с использованием автоматов считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара. Правилами распространения периодических печатных изданий по подписке, документ, выдаваемый подписчику, должен удостоверять, помимо оплаты, срок подписки, наименование периодического печатного издания и адрес его получателя.


Статья 494. Публичная оферта товара


Комментарий к статье 494


Статья конкретизирует ст. 437 ГК о публичной оферте применительно к договору розничной купли-продажи, т.к. этот договор заключается только на основе публичной оферты. Она определяет, какие действия продавца, обращенные к неопределенному кругу лиц, признаются предложением заключить договор. В зависимости от того, где и в какой форме оно делается, различаются требования к его содержанию.

Если предложение сделано не в месте продажи товаров, а в рекламе, каталогах, описаниях, то оно признается публичной офертой при наличии в нем всех существенных условий договора розничной купли-продажи. Предложение, сделанное в месте продажи товаров, путем выставления их на прилавках, в витринах, демонстрации образцов или представления сведений о них (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.) признается публичной офертой независимо от того, указаны ли в нем цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи. Из этого правила предусмотрено исключение для товаров, в отношении которых продавец явно определил, что они не предназначены для продажи, например, товары, которые служат художественным оформлением торгового зала, витрины, прилавка, являются торговым оборудованием и т.д.


Статья 495. Предоставление покупателю информации о товаре


Комментарий к статье 495


1. Пункт 1 статьи возлагает на продавца обязанность представить покупателю информацию о товаре, предлагаемом к продаже, и определяет требования к этой информации - она должна быть необходимой и достоверной.

Под необходимой информацией понимается ее полнота. Продавец должен предоставить информацию в таком объеме, чтобы у покупателя сложилось четкое представление о свойствах товара, правилах пользования им, хранения и т.п., и он на основе этих сведений мог выбрать необходимый ему товар. При рассмотрении споров, связанных с предоставлением недостаточно полной информации о товаре, суд должен исходить из предположения об отсутствии у покупателя специальных познаний о свойствах и характеристиках этого товара, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей информация, предоставляемая продавцом, должна обеспечивать возможность компетентного выбора товара покупателем (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ N 7).


Достоверность информации - это соответствие действительности содержащихся в ней сведений о товаре.

Информация должна предоставляться покупателю при заключении договора либо, по его требованию, до этого момента.

2. Требования к содержанию информации о товаре и способах ее предоставления определяются законом, иными правовыми актами и обычно установленными в розничной торговле правилами.

Статья 8 Закона о защите прав потребителей предусматривает, что информация доводится до сведения потребителя в наглядной и доступной форме на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов России. Передача сведений на иностранном языке без перевода расценивается как непредоставление необходимой информации и влечет последствия, предусмотренные п. п. 3, 4 комментируемой статьи.

3. Статьи 9, 10 Закона о защите прав потребителей определяют требования к содержанию информации. Информация о товарах должна содержать: обозначения государственных стандартов, обязательным требованиям которых соответствуют товары; сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания - о составе, весе или объеме, калорийности, содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями государственных стандартов, противопоказаниях для употребления; цену и условия приобретения товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования; срок службы или годности товара, если он установлен; сведения о необходимых действиях по истечении срока службы или годности товара и возможных последствиях невыполнения этих действий, если товары по окончании таких сроков представляют опасность для жизни, здоровья или имущества либо становятся непригодными для использования по назначению; наименование изготовителя и место его нахождения, а также место нахождения организаций, производящих ремонт и техническое обслуживание товара; сведения о сертификации - для товаров, подлежащих обязательной сертификации; правила продажи товара.

Указанная информация доводится до потребителя в технической документации, прилагаемой к товару, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Сведения о сертификации предоставляются в виде маркировки (в установленном порядке) знаком соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации (номере сертификата, органе, его выдавшем, и сроке действия).

Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны снабжаться информацией о месте их изготовления.

Необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации устанавливаются Правительством РФ. Так, Правила продажи изделий из драгоценных металлов обязывают продавца информировать покупателя об установленных в РФ пробах, порядке клеймения изделий, а также изображениях государственных пробирных клейм.


4. Правовые последствия непредоставления покупателю необходимой и достоверной информации различаются в зависимости от того, заключен договор розничной купли-продажи или нет.

Если продавец не предоставляет информацию до заключения договора, он обязан возместить покупателю убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора.

После заключения договора покупатель вправе:

в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и возмещения др. убытков;

предъявить предусмотренные ст. 503 ГК требования по поводу недостатков товара (см. коммент. к ней), которые возникли вследствие отсутствия у него необходимой или достоверной информации;

потребовать возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие непредоставления необходимой или достоверной информации о товаре при условии, что товар приобретался для использования в личных, семейных или домашних целях, а не для осуществления предпринимательской деятельности (см. коммент. к ст. ст. 1095 - 1097).


Статья 496. Продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок


Комментарий к статье 496


1. Договором розничной купли-продажи может быть предусмотрено, что покупатель должен принять товар в определенный договором срок. Некоторые правила продажи товаров возлагают на продавца обязанность включить, по требованию покупателя, соответствующее условие в договор и предусматривают срок, в течение которого покупатель обязан принять товар. Одни из них обусловливают включение такого пункта отсрочкой оплаты товара до установленного срока; другие не ограничивают его включение в договор какими-либо обстоятельствами. Так, в соответствии с п. 15 Правил продажи меховых изделий (СА РФ. 1994. N 7. Ст. 762) покупатель имеет право отложить оплату отобранных им меховых товаров на 1 час, а с согласия продавца - и дольше, но не более 6 часов в течение дня покупки; согласно п. 11 Правил продажи изделий из драгоценных металлов продавец, по желанию покупателя, обязан отложить отобранные им изделия на срок до конца рабочего дня магазина.

В течение указанного срока товар не может быть продан другому лицу. В противном случае применяются правила ст. 398 ГК.

2. Непринятие покупателем товара в установленный срок по общему правилу является его отказом от исполнения договора. Иные последствия могут определяться законом или договором, например, договор предусматривает, что в случае неявки покупателя за оплаченным товаром он принимается продавцом на хранение со всеми вытекающими из этого последствиями.

3. По общему правилу дополнительные расходы продавца, связанные с передачей товара в установленный срок, включаются в цену товара, т.е. продавец не вправе требовать от покупателя возмещения этих расходов. Иное может предусматривать закон, другие правовые акты или договор.