Файл: Комплексные занятия..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные принципы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Физические упражнения оказывают колоссальное влияние на человека. Достаточно сказать, что если систематически использовать физическую на­грузку в течение длительного времени и сделать ее необходимым элементом образа жизни, то положительные результаты выразятся в нескольких показа­телях.

Во-первых, физические упражнения будут совершенствовать приспосо­бительные механизмы организма человека, тем самым он может более адек­ватно реагировать на все изменения, происходящие в общественной жизни без снижения своей работоспособности.

Во-вторых, они снимают нервно­-психическое перенапряжение, тем самым, предоставляя отдых от чрезмерных эмоциональных нагрузок.

В-третьих, улучшают обмен веществ и кровоснаб­жения тканей и органов, что положительно отражается на общем физическом состоянии, самочувствии и работоспособности. Продолжительное выполнение физических упражнений способствует изменению физиологических функций организма, что обеспечивает переход срочных приспособительных реакций в долговременную адаптацию.

В осно­ве долговременной адаптации лежит усиленный адаптивный синтез белка, ведущий к увеличению мощности функционирующих клеточных структур. Эти изменения происходят в основном в восстановительном периоде после повышенной физической активности. В этот же период наблюдается возрас­тание энергетических потенциалов организма, которое в специальной лите­ратуре характеризуется как суперкомпенсация энергетических ресурсов, за­траченных во время физической работы. Если через определенный период нагрузка не повторяется, усиленный синтез белка прекращается и заменяется расщеплением тех белков, которые интенсивно синтезировались, т. е. воз­вращается исходное состояние.

Так как физическими упражнениями занимаются люди, имеющие разли­чия в физической подготовленности, возрасте, индивидуальных способно­стях, то и нагрузка для них будет различной. Этот принцип выражается в оп­тимальности физических воздействий на организм человека.

Несоблюдение принципа постепенности в физической тренировке может не только не дать желаемого эффекта, но и привести к серьезным нарушени­ям здоровья. Поэтому только строгий индивидуальный подход к постепен­ному повышению нагрузки обеспечит предполагаемый успех. Индивидуали­зация нагрузки – это одно из непременных условий организации самостоя­тельных занятий.


Многие люди, занимающиеся самостоятельно физическими упражне­ниями, ставят перед собой вполне определенные задачи. В большинстве слу­чаев это, как правило, оздоровление организма и повышение физической тренированности. Такие тренировки позволяют увеличивать энергетический потенциал организма человека, совершенствовать окислительные процессы, обеспечивать экономизацию обмена веществ, увеличивать функциональные способности и устойчивость эндокринных систем. В итоге перечисленные факторы являются результатом адаптации организма к продолжительной мышечной работе, а, следовательно, способствуют успеху личности в про­фессиональной и общественной жизни.

Занятия физическими упражнениями вызывают в организме человека процессы анаболизма и катаболизма, что способствует активизации тканей,увеличению потока крови, расходу питательных веществ, микроэлементов и витаминов. Поэтому режим питания позволяет направить ход адаптационных процессов в желаемое русло. Вероятными результатами такой тренировки могут быть (в зависимости от направленности) увеличение массы мышц или уменьшение массы жировой ткани. В первом случае в составе пищи следует предусматривать повышенные нормы полноценного белка. Во втором случае необходимо уменьшить нормы углеводов и жиров.

Конкретные направления и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, об­ще-подготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечеб­ное направления.

Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами. Существует три формы са­мостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.

При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется фи­зическую нагрузку на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения ком­плекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравни­тельно спокойное состояние. Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин.

Для каждого человека существуют различные уровни двигательной ак­тивности, необходимые для нормального развития и функционирования ор­ганизма и сохранения здоровья. Например, минимальный уровень позволяет всего лишь поддерживать функциональное состояние организма. Снижение двигательной активности ниже этого уровня способствует появлению отри­цательных явлений, вплоть до болезней. В свою очередь максимальный уро­вень является пределом, выше которого не целесообразно повышать физиче­скую нагрузку, так как это может вызвать перенапряжение.


В то же время наиболее целесообразно выбрать оптимальную двигатель­ную активность, которая обеспечивает развитие и совершенствование раз­личных процессов жизнедеятельности, поддержание и укрепление здоровья и хорошего самочувствия, компенсацию возрастных изменений в организме. Максимальную двигательная активность в самостоятельных занятиях не ре­комендуется использовать, если вы, конечно, не готовитесь к соревнованиям. Оптимальным уровнем двигательной активности считается тот, который обеспечивает тренирующий эффект.

Представленные уровни двигательной активности зависят от предшест­вующей тренированности человека. Поэтому в процессе занятий необходимо увеличение объема двигательной работы, чтобы выйти на новый оптимальный уровень, позволяющий достичь тренирующего эффекта. Следовательно, постепенное увеличение нагрузки является одним из основных методов тре­нировки.

Исследователи спортивной тренировки выделяют несколько уровней физической нагрузки, которые решают различные задачи:

1. Чрезмерная нагрузка, превышающая функциональные возможности организма и приводящая к перенапряжению и возможным нарушениям в жизнедеятельности человека.

2. Тренирующая нагрузка, обеспечивающая положительные изменения в организме и способствующая его развитию.

3. Поддерживающая нагрузка, позволяющая избежать детренированно­сти организма, но не вызывающая его функционального развития.

4. Восстанавливающая нагрузка, направленная в основном на при веде­ние организма к исходному состоянию после значительных нагрузок.

5. Незначительная нагрузка, не вызывающая никаких изменений в орга­низме.

В самостоятельных занятиях из всего многообразия нагрузок необходи­мо учитывать в большей степени тренирующую и поддерживающую нагруз­ку, так как именно они решают основные задачи предполагаемой трениров­ки.

Главными характеристиками нагрузки выступают объем и интенсивность. Объем нагрузки - это общее количество выполненной работы или об­щий расход энергии. Для более упрощенного толкования допускается харак­теризовать объем, например, общей пройденной дистанцией, временем вы­полнения упражнений, числом повторений и т. п.

Список литературы

  1. Андрющенко Л.Б. Концептуальные основы формирования готовности к развитию у студентов физической культуры / Л.Б. Андрющенко – № 4 / 2006. – 145-151.
  2. Гелецкий В.М. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие / В.М. Гелецкий. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.
  3. Дзержинская Л.Б. Физическая культура: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений ф-тов заоч. Обучения.