Файл: Функции физической культуры в процессе становления государства и общества. Физическая культура эпохи Возрождения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На рубеже XIV-XV вв. в развитии культуры Западной Европы наступила новая эпоха - Возрождение (по франц. «ренессанс»). Основой для ее возникно­вения были развитие образования и достижения культуры средневековых городов. Философско-педагогическим фундаментом Возрождения являлось новое идейное течение «гуманизм», зародившееся в конце XIV в. в Италии. Характерная черта гуманизма - выдвижение на первый план, в противовес цер­ковным воззрениям, человека, стоящего в центре всех систем ценностей и норм поведения. Идеалом гуманистов была всесторонне развитая, нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой. Гуманисты придава­ли большое значение возрождению античной культуры Греции и Рима, в кото­рой видели образец для подражания.

В первой половине XV в. гуманизм получил широкое распространение в среде городских интеллектуалов, университетских преподавателей, образо­ванных аристократов. Возрождение античности определяет стиль жизни и творчества ученых-гуманистов. Вырабатывается концепция гражданского гуманизма, связанная не с происхождением, а с воспитанием человека, с разви­тием его личных качеств и добродетелей.

В XV-XVI в. Возрождение распространилось на северные страны, террито­риально близкие к Италии, но в то же время существующие в более суровых климатических условиях, а также не забывшие свое «варварское» прошлое. В XVI - нач. XVII в. Ренессанс достигает Германии, Англии, Нидерландов, олицетворяя собой Северное Возрождение.

Следует отметить, что на образ жизни и мироощущение людей данной эпохи значительное влияние оказывали новые открытия науки и техники: использо­вание паруса и компаса в кораблевождении, книгопечатание, изобретение огне­стрельного оружия, производство стекла и пр.

В связи с использованием в военной практике легковооруженных пехотин­цев снизилось военное значение рыцарства, что привело к ослаблению роли физического воспитания. На рыцарских турнирах физическая подготовка не играла доминирующей роли. Рыцарское звание передается по наследству и ста­новится привилегией закрытого дворянского сообщества, что также уменьша­ет распространение рыцарства.

Время от времени в некоторых городах Центральной и Восточной Европы (Кельне, Брюсселе, Граце) рыцарские турниры еще проводятся, но на них уже не допускаются, даже в качестве зрителей, жители деревень, а позднее и горо­жане. Изменяются правила турниров с целью сделать поединки более мягки­ми, безопасными и не требующими больших физических усилий. С городских площадей или окраин городов турниры переместились в дворянские парки и усадьбы, становясь частью развлечения дворянского сословия. Таким обра­зом, военно-физический характер рыцарской системы воспитания трансформировался в формальный дворянский этикет, потеряв свое значение для разви­тия физической культуры.


Итальянское Возрождение

 Искусство Итальянского Возрождения ха­рактеризуется возвращением к культу красоты человеческого тела, показывае­мого скульпторами, художниками, поэтами. Предметом восхищения становят­ся мастера фехтования, в честь лучших из них устанавливаются скульптуры во многих итальянских городах.

Умение хорошо владеть мечом и кинжалом являлось необходимым атрибу­том жизни многих сословий жителей итальянских городов. Это привело к необходимости практического совершенствования в фехтовании, а также к разработке его теоретических основ. В течение XVI в. в ряде итальянских городов была создана единая система подготовки мастеров фехтования. Напи­саны пособия, раскрывающие техническую, тактическую и психологическую стороны подготовки фехтовальщика. Известный мастер того периода Ахилле Мароццо считается отцом итальянского фехтования. В течение 1536-1616 гг. он написал пять книг с многочисленными иллюстрациями, в которых обобща­ет все виды фехтования, существовавшие в Италии, описывает позиции в ходе поединков, советует психологически настраиваться на поединок. Это произве­дение Мароццо пять раз переиздавалось и длительное время занимало видное место среди специальной литературы.

В середине XVI в. вышла книга Камилло Агриппы из Милана, посвященная искусству фехтования. Строитель и математик по профессии, Агриппа вычле­няет оптимальные направления ударов с исходных позиций и вырабатывает точные способы защиты, закладывает научные основы этого вида единоборств.

Физическая культура итальянского Возрождения включала танцы, игры в мяч и различные формы состязаний, в которых принимали участие многие горожане. Устраняются религиозная обрядность в упражнениях, более гуман­ным становится отношение к побежденным - их не лишают орудий поединка. Вместе с тем существует и некоторая условность в сословном этикете занятий конным спортом, греблей, фехтованием.

В 1463 г. Доменико да Феррара написал «Трактат об искусстве пляски и танца», в котором впервые разграничивает искусство художественного и бытового танца, закладывает основы хореографии (балета). Он обозначает ритм, темп, согласованность шагов, координацию движений руками и ногами, распределение пространства для танца.

Его последователи Фабрицио Карозо да Сермонета и Чезата Негри в XVI в. описали десятки основных прыжков и поворотов на основе математических расчетов. Таким образом, танец из неуправляемой стихии становится выверен­ной и точной дисциплиной.


Приблизительно такие же качественные изменения происходили и с игра­ми в мяч. Уже в 1511 г. во Флоренции вышло первое в Европе пособие по игре в мяч. Автором его был Паоло Кортезе. Он описывает четыре вида игр с наби­тым мячом: игра кулаком, игра с щитком на кисти или руке, игра с лунками, игра ногами. Последний вид был известен еще в древности и назывался «гар-пастум».

Антонио Скайяно из Венеции в «Трактате об игре в мяч» описывает строгие правила для сомнительных случаев, возникающих в играх.

Методику подготовки игры в кальчо описывает Джованни ди Барди в посо­бии, изданном в 1580 г. Он рекомендует игрокам круглогодично тренировать­ся, в то же время избегая монотонности в работе. Барди советует также ввести определенную цикличность в проведении соревнований по кальчо согласно временам года: основные состязания проводить весной и осенью, а летом и зимой снижать нагрузки. Как дополнительные, «прислуживающие» кальчо виды подготовки он рекомендует плавание летом, верховую езду осенью, акро­батические упражнения, танцы, борьбу и бег зимой. Можно говорить, что Барди закладывает основы современной периодизации соревновательного футбола.

В Венеции по праздникам устраивались парады и регаты различных катего­рий судов. Праздничные шествия в городах организовывались с участием спе­циальных режиссеров торжеств.

Вместе с тем на физическую культуру итальянских городов большое влия­ние оказывало социально-политическое положение. Утрата независимости в XVII в. городов Италии привела к упадку физической культуры. Фехтоваль­ные и танцевальные мастера разъехались по дворам монархов Европы. Спор­тивная сторона состязаний заменялась массовыми театрализованными пред­ставлениями в Цеховой день - основной городской праздник XV в.

Северное Возрождение 

 французское, германское, английское - не было столь категорично к идеалам Средневековья, как итальянское. Здесь рыцар­ские турниры постепенно заменялись их более мягкими аналогами. Городские жители часто устраивали пародии на рыцарские турниры.

Цеха фехтовальщиков получали право преподавать свое искусство по всей стране. Лишь избранные цеха поставляли специалистов для императорских и княжеских дворов. Другие фехтовальщики разъезжали по городам, за деньги показывая свое мастерство на праздниках.

Как и в Италии, наиболее популярными были игры с мячом. Во мно­гих городах для них оборудовались специальные залы, собиравшие город­ское общество. Примечательным фактом является то, что английские короли Генрих VII и Генрих VIII были страстными поклонниками игры в мяч (конец XV - первая половина XVI вв.). При дворе были оборудованы специальные площадки, на которых они играли вместе с придворными и богатыми горожа­нами. В середине XV в. в Англии создана специальная мануфактура «Айенмон-джерс Компани» по производству мячей. Даже послы Англии и Франции обме­нивались мячами в качестве подарков. В XVI в. центр игры в мяч переместился во Францию. Как писал английский педагог Роберт Даллингтон, посетивший Францию в 1598 г.: «Игры в мяч распространены во Франции более, чем во всем христианском мире. Страна усеяна игровыми площадками, и их количество превышает число церквей. Французы рождаются с ракеткой в руках. Там игра­ют все: женщины, дети, ремесленники...»


В Англии изменения произошли также и со стрельбой из лука. Потеряв свое значение как средства воинской подготовки, стрельба из лука стала чисто состязательным занятием.

В 1583 г. королевой Елизаветой учреждены постоянные состязания для лон­донцев по стрельбе из лука, в которых принимали участие не менее тысячи человек из аристократов, богатых торговцев и других почетных горожан.

Стрелковые праздники были любимым развлечением жителей европейских городов в этот период. Организовывали их стрелковые общества, пришедшие на смену цеховым объединениям. Первые упоминания о состязании по стрель­бе из лука относятся к 1387 г., когда жители Магдебурга пригласили к себе на праздник представителей других городов, с которыми состояли в хороших отношениях.

XV-XVI вв. считаются расцветом стрелковых праздников в Германии. Сорев­нования проводились по стрельбе как из лука или арбалета, так и из ружей. Мише­нями для стрельбы служили фигурки птиц: деревянные, серебряные и даже позо-лоченые. В середине XVI в. распространилась стрельба в подвижную мишень.

Во второй половине XVI в. в ряде немецких земель стало традицией завер­шать стрелковые праздники танцами. Составной частью стрелковых праздни­ков были так называемые «открытые игры», в которых могли принять участие все желающие, в том числе и женщины. Программу «открытых игр» составля­ли соревнования по борьбе, бегу, фехтованию, прыжкам, метанию камней, езде на неоседланном коне. Однако в XV в. существовало еще сословное разделение соревнующихся людей: дворяне отдельно, мещане отдельно, слуги отдельно. В XVI в. в открытых играх принимали участие уже лишь представители про­стого народа, соревнования утратили свой состязательный характер и носили вид забав и развлечений.

Во второй половине XVI в. стрелковые праздники становятся привилегией высших кругов общества. Они проводились в течение продолжительного вре­мени - обычно от двух до пяти недель. Поэтому интерес к стрелковым праздни­кам в XVII в. постепенно падал, что в конечном итоге привело к их отмиранию.

В Голландии любимым развлечением были коньки. Ими увлекались все, от священника до ремесленника. В зимнее время коньки служили средством пере­движения от одного населенного пункта до другого по многочисленным речкам и озерам. Исторические памятники показывают, что в Голландии дополнитель­но к катанию на льду впервые появились мяч и кегли.

Конный спорт наибольшее развитие получил в Англии. При самых извест­ных конезаводах строились площадки для состязаний лошадей. Английские породистые скакуны славились на всю Европу.


Формирование научно-теоретических основ физического воспитания

Физическое воспитание молодежи в период Возрождения также стало пред­метом обсуждения и заботы ведущих гуманистов - врачей, педагогов, свя­щенников. Если в средневековых школах игры детей вызывали раздражение воспитателей, запрещались и считались «делами дьявола», отвлекающими от учения, то теперь прогрессивные люди по-иному относились к процессу физического воспитания.

Одним из первых итальянских педагогов, обративших внимание на необхо­димость физического воспитания детей, был Витторино да Фельтре (1378-1446) (в монографии Л. Куна: 1398-1466). Он преподавал в школе в Мантуе, основанной в 1425 г. под патронатом знатного итальянского рода Гон-зага. Сам да Фельтре воспитывал только детей из рода Гонзага, и слава о его спо­собностях быстро разнеслась по Италии. Гордые этим, Гонзага основали в Ман-туе Академию физики, литературы и этики, где Витторино да Фельтре имел большие возможности для применения своих методов обучения. Да Фельтре стремился сделать это учебное заведение «школой радости». Оно находилось в красивом загородном парке, большие светлые учебные комнаты постоянно проветривались, а широкие коридоры освещались естественным светом. В школе поощрялась любознательность, умственная и физическая активность детей. Да Фельтре отменил телесные наказания, зубрежку заменил нагляд­ными методами обучения. В детях он воспитывал смелость, отвагу, силу, спо­собность переносить боль и неудобства. Наряду с уроками изучения трудов античных классиков, математики, логики, метафизики он занимался с ними музыкой, танцами, борьбой, фехтованием, верховой ездой, стрельбой из лука, играми в мяч. Да Фельтре организовывал купания и обучал плаванию, прово­дил соревнования по бегу и прыжкам на лоне природы. Он также следил за опрятностью одежды и поведением учащихся.

Впоследствии, вместе с детьми богатых семей в школе учились и талантли­вые дети бедняков. Да Фельтре предоставлял им свое жилище и пищу, иногда в его доме одновременно проживало до 70 таких учеников из бедных семей.

Витторино да Фельтре не оставил письменных трудов. Однако его принци­пы обучения, учитывающие взаимосвязь умственного и физического воспита­ния, переняли многие другие итальянские педагоги: Пьетро Верджерио, Маф-фео Веджо, Гварино де Верона, основатель Феррарского университета Николо Перотти и др.