Файл: Функции физической культуры в процессе становления государства и общества. Физическая культура эпохи Возрождения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553) известен как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» - памятника французской литературы Возрождения. На примере своих героев Рабле отвергает средневековый аске­тизм и проповедует гуманистические идеалы своего времени. Молодой Гарган-тюа, обучаясь в университете, ежедневно тренируется под руководством учи­теля. Он обучается искусству верховой езды: преодолению препятствий; перепрыгиванию с одного коня на другого, не касаясь земли; вскакиванию на коня, не опираясь на стремена; управлению конем без узды и с копьем в руках. Гаргантюа настолько силен, что копьем ломает двери, пробивает доспехи, вырывает с корнем деревья. Для развития силы ему отлили гантели из олова, которые он поднимал над головой и держал неподвижно не менее часа. Рабле сравнивает своего героя с древнегреческим Милоном.

Рабле советует чередовать физические упражнения с умственными заня­тиями: в физическом воспитании применять не только упражнения, популяр­ные у дворян, но и распространенные среди горожан и крестьян, такие как бег, прыжки, стрельба, метание и др.

Английский просветитель Томас Элиот в своей книге «Правитель», напи­санной в 1531 г., подчеркивал необходимость расширения физического воспи­тания, атлетических игр и танцев. Он говорил, что без здоровья мудрость и уче­ность будут бесполезны.

Большим авторитетом в Европе пользовался испанец по происхождению, живший в Англии, Хуан Луис Вивес (1492-1540). Мыслитель и педагог эпохи Возрождения в трудах, посвященных воспитанию, проповедовал спокойное и ласковое обхождение с учениками, индивидуальный подход к ним. Вивес утверждал, что кроме учебы у учеников должно оставаться время на физиче­ские упражнения и игры, полезные для укрепления здоровья.

Предпосылками для теоретических разработок и практических действий педагогов-гуманистов служили достижения медицины того времени. Еще во II в. на латынь были переведены арабские комментарии к трудам Гиппократа и Галена. Особый интерес вызывала античная лечебная гимнастика. Извест­ный итальянский гуманист, профессор медицины в университетах Падуи, Болоньи и Пизы ИеронимМеркуриалис (1530-1606), увлекавшийся и вопро­сами истории древнегреческой гимнастики, написал 6-томный труд «Искус­ство гимнастики» (1573). Это произведение переиздавалось шесть раз в тече­ние ста лет. Во введении Меркуриалис пишет: «.более всего ошибаются те, кто утверждает, будто физические упражнения не способствуют поддержа­нию здоровья. В отличие от них правильно и разумно вели себя Гиппократ, Платон, Гален и Авиценна, оставившие потомкам учение, согласно которому самый эффективный способ сохранить здоровье - правильное питание и соот­ветствующие физические упражнения».


Первые три тома книги Меркуриалис посвятил истории античной гимна­стики, а в трех последних раскрывает полезность физических упражнений с точки зрения медицины. Меркуриалис подчеркивает необходимость гар­монии в духовном и физическом воспитании, доказывает, что физические уп­ражнения благотворно воздействуют на душу и тело человека, устраняют психическую неуравновешенность. Он считал, что каждое упражнение при­носит пользу человеческому организму, в то же время он подчеркивал, что они должны приносить радость, а не усталость. Меркуриалис выделял воен­ную гимнастику, необходимую в военных походах, атлетическую (или ложную, вредную для здоровья) и истинную (или лечебную). Цель занятий гимнастикой, считал Меркуриалис, - поддержка хорошего физического состояния и укрепление здоровья. Он восхвалял пассивное использование естественных факторов природы на здоровье человека (передвижение в саду в кресле, на носилках, на подвесных постелях, в колыбелях, путешествия в колясках и на кораблях). Заслугой Меркуриалиса является то, что он возродил древнегреческую гимнастику и соединил ее с новыми познаниями медицины.

К этому времени бельгийский профессор медицины Андреас Везалий (1514-1564), имея возможность препарировать человеческие трупы, по-ново­му описал анатомическое строение человеческого тела, находя много расхож­дений с учением древнегреческого врача К. Галена (не имевшего такой возможности).

Немец Иохим Камерариус в своей работе «Диалог о гимнасиях» (1541 г., Лейпциг) первым предначертал основы физического воспитания как учебного предмета.

В 1570 г. английский гуманист Роджер Эшем написал книгу «Учитель», в которой обсуждает общие проблемы воспитания. Он ратует за включение физических упражнений в программу обучения, прежде всего верховую езду, бег, борьбу и танцы.

Значительный вклад в развитие педагогики внес французский философ-гу­манист Мишель де Монтень (1533-1595). Его книга «Опыты» (1580), прони­занная духом свободы, вызвала большой интерес у читателей. Для укрепления здоровья учеников Монтень рекомендует физическое воспитание. Он говорит, что игра для ребенка является серьезным занятием, и относиться к ней нужно соответственно. Монтень рекомендует проводить занятия без слез и насилия, легко и интересно, в атмосфере радости и веселья.

«Воспитывают, - говорил он, - не душу, не тело, а человека; не должно из них делать двоих; и, как говорил Платон, не должно воспитывать одного без друго­го, но вести их одинаково, как пару лошадей, запряженных в одно дышло». Учебу и чтение произведений классиков Монтень рекомендовал чередовать с танцами, играми, борьбой.


Английский социалист-утопист Томас Мор (1478-1535) написал фантасти­ческую книгу под названием «Утопия» (в переводе с греческого - земля, кото­рой нет). Отсюда последователи Мора получили название «утописты». Одним из них был итальянский монах доминиканского ордена Томмазо Кампанелла (1568-1639), написавший книгу «Город солнца». В своих произведениях уто­писты построили общество, где все равны, нет частной собственности, а воспи­танием молодежи занимается государство. Большое значение в воспитании они придавали гимнастике как средству подготовки к труду и укрепления здо­ровья.

Непосредственно влияние гуманистов на практику физического воспита­ния того времени было достаточно ограниченным. Значительно большая их роль в историческом плане, так как они создали теоретические предпосылки для дальнейшего развития физической культуры в учебных заведениях раз­личных типов.

Одним из практиков, ощутившим требования нового времени, был англий­ский педагог Ричард Малкастер (1530-1611). Он всю жизнь преподавал в городских школах Лондона, был директором лондонской торговой школы, где ввел практические занятия физическими упражнениями. Свой большой практический опыт Малкастер изложил в книге под длинным названием «Исследование всех обстоятельств, обязательных в деле обучения детей, идет ли речь о воспитании духа или тела». Эта книга в большей степени посвящена общим проблемам педагогики, однако частично затрагивает и вопросы физи­ческого воспитания детей, говоря о котором, Малкастер опирался на медицин­ские тезисы Меркуриалиса. Он также подчеркивал важность физических упражнений для кровообращения, питания, настроения и укрепления мышц.

Лучшими упражнениями для этого Малкастер считал ходьбу, бег, прыжки, плавание, борьбу, фехтование, верховую езду, игру в футбол, танцы и пение, а также традиционное увлечение англичан - стрельбу из лука. Особенно защищал игру в футбол. Он говорил, что эта игра не была бы так популярна в народе, если бы не была полезной для здоровья, несмотря на многочислен­ные запреты властителей. Малкастер предложил подчинить ее четким, стро­гим правилам с целью уменьшения жестокости и диких выходок на поле. Он подчеркивал ведущую роль педагога в воспитательном процессе, а также необходимость выбирать физические упражнения согласно поставленным воспитательным задачам.

Однако взгляды Малкастера, носившие новаторский характер, наталкива­лись на сопротивление пуритан и не получили должного отклика в обществе. В последующей английской школьной практике нашли применение лишь отдельные элементы его теории.


Важный вклад в педагогику внес чешский мыслитель-гуманист, проте­стантский деятель Ян Амос Коменский (1592-1670). Родился он в местечке Нивнипа (Южная Моравия) в семье члена протестантской Общины чешских братьев. Рано осиротев, Коменский с детства испытывал большие лишения. Первоначальное образование получил в братской школе, затем учился в ла­тинской школе, Херборнском и Гейдельбергском университетах, куда его на­правила Община для подготовки к проповеднической деятельности. После окончания учебы Я.А. Коменский вначале работал учителем в братской школе, потом стал проповедником, а затем и епископом (главой) протестант­ской Общины чешских братьев. Религиозные гонения со стороны католиков заставили Коменского перебраться в Польшу, в г. Лешно, где он прожил с пе­рерывами 28 лет, занимаясь педагогической деятельностью. Коменский также работал в Венгрии, Англии, Германии, Дании, Голландии, писал книги, учеб­ники для Швеции по заказу их правительств, разрабатывал новые учебные планы и программы для общественных школ нового типа. Учебники Комен-ского являлись основополагающими начиная с XVII в. во многих странах Ев­ропы, Азии и Америки.

Основными трудами Коменского являются «Великая дидактика», «Пред­вестник всеобщей мудрости», «Выход из школьных лабиринтов», «Пансофи-ческая школа», «О развитии природных дарований», «Законы хорошо органи­зованной школы», а также учебники по языкам, физике, астрономии, географии, геометрии, космографии, руководство для семейного воспитания «Материнская школа». В них Коменский разработал систему последователь­ного образования, включавшую в себя умственное, духовное и физическое воспитание, при этом учитывая психофизиологические особенности организма детей и подростков. На полное воспитание и образование Коменский отводил 24 года, разделив их на четыре шестилетних периода:

1) от рождения до 6 лет - материнская школа;

2) с 6 до 12 лет - элементарная, или народная, школа;

3) с 12 по 18 лет - гимназия, или латинская школа;

4) с 18 до 24 лет - академия.

Материнская школа должна быть в каждом доме, семье, где есть дети. Имен­но в сочинении «Материнская школа» Коменский дословно расписывает, как мать должна растить, воспитывать и обучать простейшим навыкам свое дитя. Здесь же Коменский большое внимание уделяет здоровью и крепости матери и детей, считая, что только здоровая физически и психически женщина может родить здоровое потомство. Коменский советует, как вести себя женщине до родов, рекомендует рациональное питание, обращает внимание на гигиену во время беременности.


В воспитании маленьких детей Коменский призывал во всем придержи­ваться умеренности, строго соблюдать распорядок дня. Он рекомендовал выполнять с детьми ежедневные физические упражнения и движения, играть вместе с родителями и сверстниками, не препятствовать их свободному беганью и прыганью в разные стороны, преследованию друг друга, преодоле­нию легких препятствий, метанию различных предметов. Детей он сравнивал с муравьями, которые должны быть всегда заняты: что-нибудь нести, катать, тащить, строить, складывать, перекладывать, только нужно помочь им делать это правильно и безопасно.

В элементарной, или народной, школе, которая, по идее Коменского должна быть в каждом селении или общине, занятия физическими упражнениями уже усложнялись по форме и содержанию. Дополнительно использовались по­движные игры, развивавшие, наряду с физическими качествами, и умственные способности: свойства памяти, воображение и т.д.

Предложив групповую форму обучения в классах, получившую впослед­ствии название классно-урочной, с постоянным составом учащихся, с устано­вленным началом и окончанием учебного года, с нормированным учебным днем от 4 до 6 уроков, Коменский создал стройную дидактическую систему.

В дополнение к учебным занятиям Коменский рекомендовал каждой школе иметь специальные площадки для прогулок, игр, физических упражнений, а также сад с деревьями и цветами, где учащиеся могли бы отдохнуть после уро­ков. Подвижные игры и упражнения являлись развлечением и отдыхом после неподвижных теоретических занятий.

Для этого учащимся отводилось 2-3 часа после уроков. В протестантских школах XVII в. были широко распространены игры в мяч, кегли, обручи, стрельба из лука или полой тростинки, вращение юлы при помощи бича, ката­ние шара по площадке, катание на качелях, ходьба на ходулях, метание шарика через кольцо, плавание и другие упражнения.

Кроме этого, Коменский советовал организовывать походы по пересечен­ной местности с разбивкой лагеря и проведением массовых военных игр, имитирующих боевые сражения. При этом учащиеся должны были самостоя­тельно назначать себе командиров и т.д.

Во время игр Коменский советовал учащимся разговаривать на латыни, чтобы игра приносила пользу не только телу и духу, но и способствовала науч­ным познаниям.

Коменский считал, что человек с хорошим здоровьем при правильном обра­зе жизни может жить до 120 лет. «Если же кто умирает ранее этого срока, то это происходит по вине людей, так как различными излишествами и пренебреже­нием к тому, что поддерживает жизнь, они губят как свое здоровье, так и здоро­вье своих будущих детей, и ускоряют смерть». Гимназии, или латинские школы, Коменский рекомендовал организовывать в городах для лучших уче­ников, а академии как высшие формы образования - в центрах провинций и стран для молодых людей, проявивших особые способности и дарования.