Файл: Влияние родительских установок на развитие личности ребенка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы: Воспитание применяется как термин, в процессе

которого происходит целенаправленное воздействие на воспитанников,

чтобы у них сформировывались конкретные качества, убеждения, взгляды и

желаемое отношение к людям.

Особенного внимания требует такая социальная группа как родители.

Ведь именно они закладывают с детства в своих детей все знания, умения и

свое видение на мир, помогая формировать в детях отношение на

происходящее вокруг. В воспитании детей большую роль играют

родительские установки, которые влияют на дальнейшее формирование

сознания детей. Родительские установки – это стереотипные правила

поведения, которые могут выражаться в действия, жестах, словах и т.д.

родителей. Они играют большую роль в эмоционально-личностном развитии

ребенка, так как родители – значимый авторитет, особенно на раннем этапе

психического развития. В родительском отношении к детям проявляются

родительские установки, они в основном основываются на чувствах, оценках

и ожиданиях по отношению к детям.

Родительские установки: понятие, виды, функции

Термин «родительские представления» является чрезвычайно широким

и включает целый ряд разнообразных понятий, таких, как установки,

ценности, восприятия ребенка и самих родителей, представления и

ожидания, связанные с развитием ребенка.

Родительские представления включают оценку того, что ребенок

может или не может делать, знание о процессах его когнитивного и

социального развития, роли родителей в жизни детей, целях обучения

ребенка, предпочитаемых способах его дисциплинирования. Родительские

представления оказывают большое влияние на родителей и детей, являясь

источником воспитательных стратегий. Они обеспечивают родителей

средствами для защиты их собственной самооценки, создавая некие

стандарты и эталоны, в соответствии с которыми оценивается выполнение

родительской роли и устанавливаются ограничения для различных аспектов

родительской ответственности. На основе родительских представлений

строятся причинные объяснения детского поведения.

Ключевым институтом воспитания является семья. То, что ребенок с

детства приобретает в семье, он сохраняет на всю дальнейшую жизнь.


Значимость семьи как института воспитания определена тем, что ребенок в

ней находится в течение немалой значительной части своей жизни, и по

длительности своего влияния на личность, никакой институт воспитания не

сравнится с семьей.

Семья может выступать как в виде позитивного фактора воспитания,

так и негативного. Позитивный фактор воздействия на личность ребенка

состоит в том, что никто из людей не относится к нему так же хорошо, не

любит его и не заботится о нем так, как его родители. Семья - это коллектив,

который играет в воспитании основную и важнейшую роль.

Главное в воспитании ребенка - достичь душевного единения,

высоконравственной связи родителей с ребенком. Именно в семье ребенок

будет получать свой первый жизненный опыт, научится делать первые

наблюдения и как вести себя в разных ситуациях. Важно, чтобы то, чему мы

учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что

у взрослых теория не расходится с практикой.

Семейное воспитание - это осознаваемые усилия, которые

предпринимаются старшими членами семьи, которые направлены на то,

чтобы младшие члены семьи могли соответствовать имеющимся у старших

представления о том, каким должен быть их ребенок.

Содержание семейного воспитания будет зависеть от имеющихся

ресурсов семьи:

1. Состав семьи: родители, родственники, братья, сестры;

2.Старшие члены семьи - их характеристика: уровень образования,

состояние здоровья, увлечения, ценности, вкусы).

К целям семейного воспитания относятся:

1. Обучение навыкам культуры общения от старших к младшим.

2. Привитие младшими социально-бытовых навыков.

3. Подготовка к выпуску из дошкольного образовательного учреждения

и переход в среду школу.

Надо хорошо знать своего ребенка: понимать его поступки; как, в

каких обстоятельствах и с кем он может повести себя; иметь представление о

его интересах. Это позволит определить какой прием воспитания можно

будет применить, чтобы он оказал на ребенка желаемый, положительный

результат и воздействие. Родители, которые использую данное

преимущество, скорее всего совершают меньше ошибок в воспитании своих

детей.

Родительство - социально-психологический феномен,

представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность

знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя,

реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей


родительства.

Родительство- это надиндивидуальное образование. Оно не является

суммой материнства и отцовства, а их интеграцией. Формирование

родительства включает несколько уровней.

1. Субъективно-личностный. Представляет процессы интериоризации

опыта, полученного в родительской семье и социуме. Складывается до

начала семейной жизни, до рождения ребёнка.

2. Надиндивидуальный. С момента рождения ребёнка. Представляет

процесс интеграции субъективно-личностных уровней отца и матери.

Становлению данного уровня свойственна неустойчивость

компонентных структур супругов. Происходит корректировка

составляющих родительства.

Развитая форма родительства характеризуется осознанностью,

относительной устойчивостью и стабильностью. Она реализуется в

согласованности представлений супругов о родительстве,

комплементарности динамических проявлений родительства.

Межличностные отношения - вид психологических отношений,

который основан на взаимной готовности субъектов к определенному типу

взаимодействия и общения и сопровождающийся чувством симпатии или

антипатии. В данном виде отношений участвуют механизмы понимания и

восприятия друг друга [33].

В психолого-педагогических исследованиях, чаще всего, используют

для определения анализа родительского отношения два критерия: степень

теплоты и эмоциональной близости родителей к ребенку (тепло, принятие,

любовь, холодность) и степень контроля его поведения (высокая - с большим

количеством ограничений и низкая - с минимальными запретами от

родителей).

Понятия родительская позиция, родительская установка и реакция

используются как синонимы родительского отношения, но будут отличаться

между собой степенью осознанности. Родительская позиция связывается с

принятыми и осознанными взглядами, намерениями и установка будет менее

однозначна.

Впервые в психологический и научно - популярный обиход, это понятие ввели

психотерапевты Роберт и Меры Гоулдинг под названием «родительские

директивы». Они выделили комплекс установок, каждая из которых имела

свои виды. Поэтому так обширен спектр путей влияния, руководства, а

иногда и шантажа, взрослых на ребёнка. Например, роль быть

хорошим, послушным, прилежным, не пререкаться, не перечить, слушать

старших и уважительно молчать в их присутствии.

Как правило, делают установки в воспитании родители, которые сами в


детстве подвергались такому влиянию и не сумели освободиться от тяжести

авторитета старших. За непослушание или невыполнение не будет открытого

наказания, но ребёнок все равно будет наказан косвенно – собственным

чувством вины. Оно будет напоминать о себе, формируя по крупинке

ощущение неполноценности, неправильности, в отличие от других, более

послушных, а значит, правильных детей. Кодовые фразы-установки, прочно

укореняясь в мыслях детей, не позволяет вырасти им полноценными и

свободными людьми. Поступая в согласии с директивами, мы жертвуем

собственными интересами, желаниями, мечтами. Послушание

дисциплинирует капризного малыша. Но чрезмерное навязывание в

воспитании этих установок делают человека, уже самостоятельного и

взрослого, серой мышью, не умеющей возразить, выразить личную точку

зрения и отстоять своё мнение. Его роль в семье трансформируется в

сценарий всей жизни.

Родительские представления происходят из нормативных, культурно

заданных идей и ожиданий, а также из конкретной социально-психологической ситуации жизни родителей. Нет сомнения в том, что

детские характеристики, такие, как пол, возраст, физическая

привлекательность, и др. влияют на родительские представления. Однако

такое влияние просто иллюстрирует наличие нормативных культурных

представлений относительно пола, физической привлекательности ребенка и

т. д. С другой стороны, исследования свидетельствуют, что родительские

представления приспосабливаются к конкретному ребенку (точнее, к

родительскому восприятию ребенка), если поведение ребенка отклоняется от

нормы. В этом случае родители изменяют имеющиеся представления или

конструируют новые.

По мере взросления ребенка родительские представления

автоматизируются, стереотипизируются и становятся более доступными для

актуализации. В этом смысле родительское поведение становится более

прогнозируемым и лучше понимается ребенком, что уменьшает его стресс и

обеспечивает ребенку некую модель для интерпретации каждодневных

событий.

Правильные воспитательные позиции родителей будут выражаться в

восприятии ребенка как личности, которая определит позицию ребенка в

семье и к потребностям которого будут относиться с уважением.

Таким образом, динами и характер эмоционального отношения в

семейной жизни имеют существенное значение для формирования личности


ребенка.

Родительские позиции или установки - это один аспектов детско-родительских отношений. Под данным термином понимается совокупность

эмоционально-родительского отношения к ребенку, как родители

воспринимают ребенка и проявления способ поведения с ним.

Родительские установки выходят из предыдущего опыта, а проявление

этих обстановок определяется средой, в которой находится индивид. Мы все

родом из детства, поэтому наши установки находятся под влиянием наших

родителей. Родительские установки - это взгляд на свою роль в материнстве

и отцовстве, который основан н эмоциональном, поведенческом и

когнитивном компонентах.

Родительские представления выполняют две взаимосвязанные

функции: функцию интерпретации и прагматическую функцию. Так,

воспринимая конкретную ситуацию взаимодействия с ребенком, родитель

интерпретирует ее, опираясь на собственные представления. Например,

нарушение ребенком родительских норм может рассматриваться родителем

как акт непослушания или, напротив, как попытка ребенка достичь

независимости и автономии.

Прагматическая функция родительских представлений состоит в том,

что они помогают родителям планировать свои воспитательные действия.

Обе функции – интерпретации и прагматическая – взаимосвязаны. Например,

когда родитель общается с ребенком, он нуждается в умственной

репрезентации эпизода общения для того, чтобы понять его. Далее он

прогнозирует, какие его действия наиболее подойдут для данной ситуации.

Представления являются начальной точкой для принятия решений или для

того, чтобы сделать вывод о ситуации.

В родительских установках принято выделять три компонента:

оценочный, когнитивный и интенциональный. Оценочный компонент - это

оценка родителями объекта или ситуации воспитания. Когнитивный

компонент состоит в системе знаний или идей, которые рассматриваются как

достоверные и используются для построения стратегии и тактики воспитания

ребенка. Наконец, поведенческий компонент родительских установок

заключается в намерении или интенции вести себя определенным образом по

отношению к ребенку. Другими словами, это конкретная практика

воспитания ребенка.

Кроме этих трех базовых компонентов установок, выделяют еще

ценности родителей, восприятие ребенка родителем и восприятие

родителями самих себя. Ценности часто используются как синоним