Файл: Влияние родительских установок на развитие личности ребенка.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 7
установок, они рассматриваются как некая абстрактная воспитательная цель
(например, воспитать счастливого ребенка). Восприятие ребенка (например,
насколько труден ребенок) связано непосредственно с реакциями на его
поведение. Наконец, важным является также то, как родители воспринимают
себя в своей роли и свои отношения с ребенком.
Э. Берн считает, что через родительские установки формируется
профессиональный и жизненный сценарий, которые относятся к своему полу
и браку, а также к выбору партнера. Э. Эриксон отмечает, что родительские
установки могут ограничивать ребенка и препятствовать его развитию,
проявлению творческого начала и искренности. Большинство сценариев
ребенок впитывает исходя из родительской семьи, наследуя тем самым
модели поведения из-за восприятия родительских инструкций и установок.
По мнению Р.В. Овчаровой родительские установки и ожидания
включают три уровня:
1. Мы - родители - это репродуктивные установки супругов в аспекте
их отношений.
2. Мы - родители нашего ребенка - установки в детско-родительских
отношениях.
3. Это - наш ребенок - ожидания и установки по отношению к ребенку.
В своей работе В.В. Бойко рассматривает составляющие
репродуктивной установки:
1. Элемент установки - поведенческий. Он выражается реальным и
планируемым репродуктивным поведением.
2. Эмоционально - оценочный аспект. Он представляет собой
совокупность суждений, взглядов, позиций человека относительно
численности его собственной семьи.
3. Когнитивный элемент установки - те стороны поведения и суждения,
которые обуславливаются наличием конкретных знаний об объекте, по
отношению, к которому применяется установка [36].
А. С. Спиваковская вводит понятие «родительская позиция», понимая
под этим совокупность родительских установок. Родительская позиция – это
целостное образование, реальная направленность воспитательной
деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания.
То, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с
ребенком, зависит прежде всего от соотношений между осознаваемыми и
неосознаваемыми мотивационными тенденциями. Родительские позиции как
совокупность установок родителей во взаимодействии с ребенком
существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом.
Существует восемь типов родительской любви по А.С. Спиваковской,
которые являются установками и отражают отношение родителей к детям:
• Действенная любовь, сюда входят симпатия, близость и уважение;
•Отстраненная любовь - симпатия и уважение, но присутствует
большая дистанция в общении;
• Действенная жалость - близость и симпатия, но отсутствие уважения;
• Отторжение - неуважение и апатия, присутствует большая дистанция
в общении;
• Презрение - неуважение, антипатия и малая дистанция в общении;
• Преследование - уважение, близость, антипатия;
• Отказ - большая дистанция в отношениях, антипатия, уважение;
• Снисходительное отторжение - симпатия, большая дистанция,
неуважение.
А.Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер предложена широкая классификация
стилей семейного воспитания, являющегося по своей сути способом
передачи родительских установок:
1. Гипопротекция: нехватка опеки и контроля за поведением доходит
иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток
внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, дел,
интересов, тревог. Скрытая гипопротекция наблюдается при формальноприсутствующем контроле, реальной нехватке тепла и заботы, невключении в жизнь ребенка. В основе этого типа психопатического развития ребенка
может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности,
эмоциональное отвержение ребенка, невключение его в семейную общность.
2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о
ребенке сочетается с мелочным контролем, большим количеством
ограничений и запретов, усиливает несамостоятельность,
безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Такое
отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его
«Я».
3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир
семьи», потворство всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и
обожание, непомерно высокий уровень притязаний к ребенку, неудержимое
стремление к лидерству, которое сочетается с недостаточным упорством и
рассчетом на собственные ресурсы.
4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей ребенка,
нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение
проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении
родителей, что он не «тот», не «такой». Иногда оно маскируется
преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением,
недостаточной искренностью в общении, бессознательным стремлением
избежать тесных контактов, а при случае освободиться от «бремени».
Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей.
5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие
возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной
честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка
ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания
больших успехов в жизни - все это естественно сочетается с игнорированием
реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным
вниманием к его психофизическим особенностям.
Одним из важных аспектов является влияние метрических установок
на психическое развитие детей. На этапе новорожденности наука о
материнстве выходит из собственного опыта. Само становление
родительских установок и поведения закладывается задолго до рождения
ребенка.
В клинической ориентированной литературе описываются феномены
родительский позиция или отношений, присущие им стили воспитания, а
также их последствия; формирование индивидуальных особенностей ребенка
в рамках нормального и отклоняющегося поведения. Описываются
исследования и наблюдения, которые посвящены влиянию нарушенных или
неправильных родительских отношений. Все это сказывается на ребенке в
виде общих нарушений психического развития, эти нарушения нередко
бывают необратимы.
Начальное развитие будущих отношений между матерью и ребенком
закладывает внутриутробно при беременности матери, закладывая на основе
первых эмоционально-конфликтных отношений матери с плодов в период
младенчества. Существует три типа материнских отношений к ребенку:
матери первого типа ограниченно и легко могут приспособиться к
потребностям ребенка; матери второго типа стараются сознательно
приспособиться к своему ребенку; третьего типа - не проявляют интереса к
ребенку; четвероного типа - плохо понимают потребности и поведение
ребенка, а также непоследовательны и противоречивы.
Описание типы родительского (материнского) отношения к ребенку
инициируется самим ребенком-младенцем, а именно в необходимости
удовлетворения базовых потребностей и безопасности. Все эти базальные
потребности могут находится в континууме принятия или отвержения.
Можно выделить более сложные тип родительского воспитания, где одним
из важных социализирующих моментов будет выступать параметр
воспитательного контроля.
Под стилем семейного воспитания понимается способы отношений
родителей к ребенку, применяющих определенные методы и средства
психологического воздействия, которые выражаются в манере своеобразного
взаимодействия и словесного обряжения, общения.
Существует два стиля родительского воспитания: контролирующий
(ограничение в поведении детей; четкое объяснение ребенку смысла его
ограничений, при этом присутствует отсутствие конфликтов и разногласий
между родителями и детьми на почве дисциплинарных мер) и
демократический (определяется высоким уровнем общения между родителем
и ребенком; включенность детей в обсуждении грядущих семейных проблем,
учитывается мнение ребенка; если потребуется помощь ребенку, то родители
будут готовы дать ее ему, одновременно веря в успех самостоятельной
деятельности ребенка; ограничение собственной субъективности в видении
ребенка).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и
способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они
помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные
инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя
и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и
передаваемых из поколения в поколение положительных установок,
охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с
мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны
стойкость, вера в себя и свои силы.
Родительские установки играют важную роль, сознательно или
неосознанно, они непросто влияют на поведение
дошкольников. Неспособность родителей воплотить свою функцию как
наставников и учителей ведёт к деформации детской личности. Не всегда
взрослые оказываются мудрыми людьми и грамотными психологами для
своих детей. Но если по-настоящему авторитетные мама и папа найдут
верные слова и научат ребёнка доброму и вечному, это обязательно найдёт
отклик в его душе и даст свои плоды в будущем.
Заключение:
Резюмируя изучение такого понятия как родительские установки,
можно сделать вывод о том, что под данным термином употребляется
формирование под влиянием социального окружения и предыдущего опыта