Файл: Влияние родительских установок на развитие личности ребенка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

установок, они рассматриваются как некая абстрактная воспитательная цель

(например, воспитать счастливого ребенка). Восприятие ребенка (например,

насколько труден ребенок) связано непосредственно с реакциями на его

поведение. Наконец, важным является также то, как родители воспринимают

себя в своей роли и свои отношения с ребенком.

Э. Берн считает, что через родительские установки формируется

профессиональный и жизненный сценарий, которые относятся к своему полу

и браку, а также к выбору партнера. Э. Эриксон отмечает, что родительские

установки могут ограничивать ребенка и препятствовать его развитию,

проявлению творческого начала и искренности. Большинство сценариев

ребенок впитывает исходя из родительской семьи, наследуя тем самым

модели поведения из-за восприятия родительских инструкций и установок.

По мнению Р.В. Овчаровой родительские установки и ожидания

включают три уровня:

1. Мы - родители - это репродуктивные установки супругов в аспекте

их отношений.

2. Мы - родители нашего ребенка - установки в детско-родительских

отношениях.

3. Это - наш ребенок - ожидания и установки по отношению к ребенку.

В своей работе В.В. Бойко рассматривает составляющие

репродуктивной установки:

1. Элемент установки - поведенческий. Он выражается реальным и

планируемым репродуктивным поведением.

2. Эмоционально - оценочный аспект. Он представляет собой

совокупность суждений, взглядов, позиций человека относительно

численности его собственной семьи.

3. Когнитивный элемент установки - те стороны поведения и суждения,

которые обуславливаются наличием конкретных знаний об объекте, по

отношению, к которому применяется установка [36].

А. С. Спиваковская вводит понятие «родительская позиция», понимая

под этим совокупность родительских установок. Родительская позиция – это

целостное образование, реальная направленность воспитательной

деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания.

То, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с

ребенком, зависит прежде всего от соотношений между осознаваемыми и

неосознаваемыми мотивационными тенденциями. Родительские позиции как

совокупность установок родителей во взаимодействии с ребенком

существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом.

Существует восемь типов родительской любви по А.С. Спиваковской,


которые являются установками и отражают отношение родителей к детям:

• Действенная любовь, сюда входят симпатия, близость и уважение;

•Отстраненная любовь - симпатия и уважение, но присутствует

большая дистанция в общении;

• Действенная жалость - близость и симпатия, но отсутствие уважения;

• Отторжение - неуважение и апатия, присутствует большая дистанция

в общении;

• Презрение - неуважение, антипатия и малая дистанция в общении;

• Преследование - уважение, близость, антипатия;

• Отказ - большая дистанция в отношениях, антипатия, уважение;

• Снисходительное отторжение - симпатия, большая дистанция,

неуважение.

А.Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер предложена широкая классификация

стилей семейного воспитания, являющегося по своей сути способом

передачи родительских установок:

1. Гипопротекция: нехватка опеки и контроля за поведением доходит

иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток

внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, дел,

интересов, тревог. Скрытая гипопротекция наблюдается при формальноприсутствующем контроле, реальной нехватке тепла и заботы, невключении в жизнь ребенка. В основе этого типа психопатического развития ребенка

может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности,

эмоциональное отвержение ребенка, невключение его в семейную общность.

2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о

ребенке сочетается с мелочным контролем, большим количеством

ограничений и запретов, усиливает несамостоятельность,

безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Такое

отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его

«Я».

3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир

семьи», потворство всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и

обожание, непомерно высокий уровень притязаний к ребенку, неудержимое

стремление к лидерству, которое сочетается с недостаточным упорством и

рассчетом на собственные ресурсы.

4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей ребенка,

нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение

проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении

родителей, что он не «тот», не «такой». Иногда оно маскируется

преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением,


недостаточной искренностью в общении, бессознательным стремлением

избежать тесных контактов, а при случае освободиться от «бремени».

Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей.

5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие

возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной

честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка

ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания

больших успехов в жизни - все это естественно сочетается с игнорированием

реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным

вниманием к его психофизическим особенностям.

Одним из важных аспектов является влияние метрических установок

на психическое развитие детей. На этапе новорожденности наука о

материнстве выходит из собственного опыта. Само становление

родительских установок и поведения закладывается задолго до рождения

ребенка.

В клинической ориентированной литературе описываются феномены

родительский позиция или отношений, присущие им стили воспитания, а

также их последствия; формирование индивидуальных особенностей ребенка

в рамках нормального и отклоняющегося поведения. Описываются

исследования и наблюдения, которые посвящены влиянию нарушенных или

неправильных родительских отношений. Все это сказывается на ребенке в

виде общих нарушений психического развития, эти нарушения нередко

бывают необратимы.

Начальное развитие будущих отношений между матерью и ребенком

закладывает внутриутробно при беременности матери, закладывая на основе

первых эмоционально-конфликтных отношений матери с плодов в период

младенчества. Существует три типа материнских отношений к ребенку:

матери первого типа ограниченно и легко могут приспособиться к

потребностям ребенка; матери второго типа стараются сознательно

приспособиться к своему ребенку; третьего типа - не проявляют интереса к

ребенку; четвероного типа - плохо понимают потребности и поведение

ребенка, а также непоследовательны и противоречивы.

Описание типы родительского (материнского) отношения к ребенку

инициируется самим ребенком-младенцем, а именно в необходимости

удовлетворения базовых потребностей и безопасности. Все эти базальные

потребности могут находится в континууме принятия или отвержения.

Можно выделить более сложные тип родительского воспитания, где одним


из важных социализирующих моментов будет выступать параметр

воспитательного контроля.

Под стилем семейного воспитания понимается способы отношений

родителей к ребенку, применяющих определенные методы и средства

психологического воздействия, которые выражаются в манере своеобразного

взаимодействия и словесного обряжения, общения.

Существует два стиля родительского воспитания: контролирующий

(ограничение в поведении детей; четкое объяснение ребенку смысла его

ограничений, при этом присутствует отсутствие конфликтов и разногласий

между родителями и детьми на почве дисциплинарных мер) и

демократический (определяется высоким уровнем общения между родителем

и ребенком; включенность детей в обсуждении грядущих семейных проблем,

учитывается мнение ребенка; если потребуется помощь ребенку, то родители

будут готовы дать ее ему, одновременно веря в успех самостоятельной

деятельности ребенка; ограничение собственной субъективности в видении

ребенка).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и

способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они

помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные

инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя

и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и

передаваемых из поколения в поколение положительных установок,

охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с

мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны

стойкость, вера в себя и свои силы.

Родительские установки играют важную роль, сознательно или

неосознанно, они непросто влияют на поведение

дошкольников. Неспособность родителей воплотить свою функцию как

наставников и учителей ведёт к деформации детской личности. Не всегда

взрослые оказываются мудрыми людьми и грамотными психологами для

своих детей. Но если по-настоящему авторитетные мама и папа найдут

верные слова и научат ребёнка доброму и вечному, это обязательно найдёт

отклик в его душе и даст свои плоды в будущем.

Заключение:

Резюмируя изучение такого понятия как родительские установки,

можно сделать вывод о том, что под данным термином употребляется

формирование под влиянием социального окружения и предыдущего опыта