Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 8
Введение
Управление - функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
Большой энциклопедический словарь
Сегодня интернет является важнейшим инструментом ведения бизнеса, позволяющим существенно оптимизировать взаимоотношения бизнес-партнеров. Поэтому управление Web-контентом становится первостепенной задачей для повышения эффективности бизнеса. Требуются тщательные планирование и проработка этого процесса, а своевременное и оперативное обновление информационного наполнения ресурса играет одну из главных ролей в успехе компании.
Совсем недавно вышеизложенные задачи решались только специально подготовленным квалифицированным персоналом, знающим языки разметки, но в настоящее время ситуация в корне меняется. Управление контентом, некогда бывшее прерогативой программистов, переходит в руки редакторов, менеджеров, маркетологов - людей, не имеющих специальной подготовки. Этому немало способствует появление программного обеспечения, с помощью которого мы можем наполнять информацией Web-страницы, не задумываясь над тонкостями HTML-верстки.
Предпосылки
Системы управления контентом - наследники средств авторской работы над созданием и развитием сайтов (т. е. визуального редактирования документов и поддержки их структуры) - FrontPage, DreamViewer, PageMill, HomeSite и др. С их помощью можно было легко создавать и модифицировать информационное наполнение, не обладая специальной квалификацией. Но по ряду причин такие системы перестают удовлетворять растущие потребности бизнеса. Анализ этих причин нужно начать с рассмотрения двух основных видов сайтов, встречающихся сейчас в Интернете, - статических и динамических.
Статические сайты
При создании такого вида сайтов специалисты пишут в HTML-формате каждую страницу в отдельности. Однако эти сайты дороги в эксплуатации и не обеспечивают должной гибкости.
Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, смешение дизайна и контента. Как следствие, затруднено редактирование и обновление информационного наполнения, что в свою очередь влечет за собой верстку новых страниц и изменение дизайна, так как очень часто они переплетены большим количеством взаимных ссылок.
Во-вторых, трудность поддержки пользователей. Развитие электронного бизнеса обуславливает необходимость принятия всех мер для привлечения потенциальных клиентов к своему ресурсу.
Наконец, третий (он же основополагающий) фактор - невозможность поддержки бизнес-процессов. Высокие темпы развития сетевых технологий и взаимодействие сетей предприятий приводят к использованию Web-ориентированных решений во внутренней сети предприятия (intranet), с одной стороны, и к взаимодействию на их основе с внешними партнерами (extranet) - с другой.
Примеров использования таких решений в настоящее время очень много. Это Интернет-магазины, где посетитель формирует заказ и хочет видеть динамику его выполнения, онлайновые издания, где материал до публикации проходит несколько стадий - общение с редактором, правку, возвращение автору и т. д. Другими словами, поддержка бизнес-процессов на базе статических сайтов неэффективна и крайне сложна в реализации.
Динамические сайты
Динамические сайты не хранят Web-страницы целиком, а формируют их на лету, по мере обращения к ним пользователя. Вся информация хранится в базе данных, а программы, написанные с использованием языков ASP, PHP, Perl и т. д., генерируют из базы данных HTML-страницы.
Основное отличие динамических сайтов от статических заключается в разделении дизайна и контента. Их несомненное преимущество состоит в возможности привлечения не имеющего специальной подготовки персонала для публикации и обновления контента.
На базе сайтов этого типа наиболее гибко реализуется поддержка пользователей, которая с точки зрения сетевого ресурса подразумевает под собой следующие сервисы и функции:
· регистрацию и аутентификацию - подтверждение достоверности имени пользователя;
· персонализацию - хранение настроек для каждого пользователя;
· возможность общения - разного рода форумы, гостевые книги, комментарии;
· интеграцию со средствами электронной переписки - подписка на новостные блоки, ответы на вопросы.
На основе статических сайтов вся эта функциональность реализована быть не может. Поэтому крупных Web-ориентированных решений на базе статических сайтов сейчас уже не встретишь.
В свою очередь, динамические сайты сложны и дороги в разработке, постановка задачи требует высокой квалификации, к тому же после выполнения заказа часто проявляются неучтенные мелочи, которые могут возникнуть как из-за недоработки программиста, так и из-за смены маркетинговой стратегии предприятия. А при изменении дизайна и структуры сайта количество проблем сразу возрастает и влечет за собой неоправданные затраты.
С другой стороны, нельзя отрицать и того, что при верно поставленной задаче и дальновидной политике динамические сайты наиболее гибки в использовании, недороги в сопровождении и являются мощным инструментом для поддержки бизнес-процессов.
Системы управления контентом
Появившиеся на рынке информационных технологий системы управления контентом (Content Management System - CMS) позволили найти компромисс между низкой гибкостью статических и высокой стоимостью динамических сайтов и в результате повысить управляемость и снизить затраты на администрирование ресурса.
Система управления контентом - это автоматизированный редакторский комплекс, служащий для управления содержанием и структурой Интернет-ресурса в онлайновом режиме. На практике это означает, что любой, даже незнакомый с информационными технологиями пользователь может совершенно самостоятельно управлять содержанием сайта, не прибегая при этом к услугам профессионалов. За счет ограничений, накладываемых на логическую структуру контента, на дизайн и функциональные возможности создаваемых динамических сайтов, при использовании таких систем радикально снижается трудоемкость разработки и поддержки.
Рынок систем управления контентом сравнительно молод, но уже успел занять свою нишу в сфере сайтопостроения. Разработчики контент-систем предлагают своим клиентам продукцию разного уровня сложности в зависимости от объемов фирмы, рода деятельности, количества информации, обслуживающего персонала, максимальной пропускной способности и т. д. Различается и структура систем.
Стоит заметить, что какой бы сложной ни была система, разработчики ориентируются на некоторые общие принципы, в основе которых лежит представление о жизненном цикле контента.
Поддержка разработки контента по сути дела является одним из ключевых компонентов таких программных продуктов. Именно с разработки начинается жизненный цикл любого материала, публикуемого на сайте: ведутся работы по его созданию, редактированию и утверждению контента, а роль системы заключается в автоматизации этих процессов, поддержке совместной работы авторов, редакторов, программистов и менеджеров.
Достижение поставленных целей осуществляется благодаря разделению контента и дизайна. Все компоненты сайта, включая шаблоны и наполнение, хранятся в определенных местах хранилища данных. Система же автоматически обращается в нужные места хранилища, позволяя множеству пользователей, даже не являющихся техническими специалистами, работать над подготовкой контента к публикации, включая проверку его достоверности.
Управление деловыми процессами включает этапы разработки структуры ресурса, предварительного просмотра и публикации подготовленного контента. Определяется внешний вид, подготавливаются шаблоны, распределяются роли пользователей и классифицируется необходимая бизнес-информация (товары, цены, объемы и т. д.). Важными компонентами здесь являются службы, поддерживающие своевременность поступления необходимого контента. При этом ведется аудит событий и сохраняются версии документов, причем при необходимости пользователи могут обращаться к предыдущим версиям.
Когда сайт полностью подготовлен к публикации, в работу вступают средства динамического формирования Web-страниц в зависимости от прямой и косвенной информации о конкретном потребителе. Прямая информация собирается из личных карточек, косвенная - преимущественно на основе поведения пользователя.
Есть три основные формы динамического распространения контента - персонализация, локализация и глобализация. Безусловно, контент может быть статически или динамически сгенерирован и предоставлен посетителям напрямую, без применения какой бы то ни было поведенческой логики.
Персонализация в той или иной мере используется теперь на большинстве Web-сайтов. Здесь вступают в ход личные приветствия, рекламные объявления и особым образом скомпонованные фрагменты контента, все это призвано способствовать привлечению посетителей на сервер.
Существует два метода персонализации: на основе правил и с помощью фильтров.
Персонализация на базе правил - это предоставление контента определенным пользователям или их группам с применением условной бизнес-логики. Для разработки правил обычно служит вводимая пользователем в регистрационную карточку информация о себе и своих предпочтениях.
При персонализации с помощью фильтров применяются сложные алгоритмы категоризации и предоставления контента на основе анализа поведения пользователя - к какой информации он обращается, какие сайты посещает и т. д.
Классификация систем управления контентом
Четкой классификации систем управления контентом в настоящее время не существует, поскольку такой вид программных продуктов еще нов, не слишком распространен и имеет невысокий рейтинг на рынке. По типу разработки их можно разделить следующим образом.
1. Модульные системы. Представляют собой сравнительно недорогие решения, ориентированные на представительские сайты для среднего бизнеса и корпоративные Web-ресурсы, разрабатываемые как "первичные" проекты. Они предназначены для создания и поддержки корпоративных или тематических Web-сайтов. Очень многие производители контент-систем строят свои продукты по модульному принципу. В этом подходе есть преимущества. Производитель может рассчитывать на большую аудиторию в зависимости от потребностей компаний - потенциальных покупателей. В свою очередь, компании-покупатели могут постепенно приобретать модули и повышать функциональность и гибкость своего электронного ресурса. Стоит заметить, что купить сразу полный пакет программ за несколько тысяч долларов может позволить себе далеко не каждая фирма.
2. Специализированные системы. Ориентированы на определенный вид деятельности и отражение ее на электронном ресурсе. Служат для управления Интернет-сообществами, реализации решений для электронной коммерции, СМИ и т. д. Базовой функциональности этих систем достаточно для обслуживания самых сложных процессов определенного типа, чего нет в универсальных продуктах. С другой стороны, их внедрение гораздо дешевле, чем заказная разработка.
3. Заказные системы. Разработка системы ведется с учетом целей, задач и пожеланий заказчика.
Существует также классификация систем управления контентом по назначению.
1. Системы управления Web-контентом. Предназначены для управления Web-контентом на сайте (добавление, удаление, редактирование контента), более сложные разработки обеспечивают функции администрирования существующих Web-ресурсов (изменение структуры Web-сайта, разграничение прав доступа), а также могут являться инструментом для разработки новых Web-ресурсов. С помощью этих систем владелец может самостоятельно управлять содержанием своего ресурса, не прибегая к услугам разработчиков. Данные продукты создаются, как правило, мелкими Web-студиями и отдельными Web-разработчиками. По этой причине их нельзя рассматривать как серьезных конкурентов.
2. Системы электронного документооборота предприятия, использующие Web-интерфейс. К данной категории систем управления контентом относятся системы документооборота масштаба предприятия, в которых имеются функции работы с Web-документами через Web-интерфейс. Системы документооборота часто используются для оптимизации бизнес-процессов средних и крупных предприятий. Они интегрированы с корпоративной информационной системой предприятия и позволяют создавать портальные интранет-решения, системы взаимодействия с поставщиками и сбытовой сетью.