Файл: Основные теории научения (Основные моменты теории научения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 562

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, позитивное и негативное подкрепление закрепляют конкретное поведение, повышая вероятность его повторения в будущем, а наказание, напротив, ослабляет его.

Чтобы продемонстрировать оперантное обусловливание в действии, Фредерик Скиннер провел очень простой опыт с использованием изобретенной им знаменитой экспериментальной камеры, которую теперь называют «ящиком Скиннера».

Голодную подопытную крысу помещали в специально оборудованный ящик – «ящик Скиннера». При нажатии на рычаг, установленный внутри, животное получало порцию еды. Скоро крыса понимала, что, нажав на рычаг, сможет полакомиться (позитивный результат), поэтому вследствие позитивного подкрепления такая форма поведения закреплялась. Далее крысу снова помещали в ящик и воздействовали на ее лапки через решетку в полу слабым разрядом электрического тока. Когда животное нажимало на рычаг, разряд прекращался, и так далее. Разряд, нажатие на рычаг и прекращение подачи тока. Таким образом, каждый последующий раз, когда на крысу воздействовали током, она закрепляла поведение, которое клало конец неприятным ощущениям. Это пример негативного подкрепления, поскольку животное приучали к определенной форме поведения, чтобы прекратить действие негативного фактора.

И последнее: крысу помещали в ящик, не давая ей еды и не воздействуя на нее электрическим током, сколько бы она ни жала на рычаг. В этом случае в мозге животного не формировалась связь между нажатием на рычаг и позитивными либо негативными последствиями, поэтому постепенно такая форма поведения затухала.

Рассмотрим основные достоинства и недостатки концепции Скиннера. Ее плюсы заключаются в следующем:

  • строгая проверка гипотез, контроль дополнительных факторов, влияющих на эксперимент;
  • признание важности ситуативных факторов, параметров внешней среды;
  • прагматический подход, который позволил создать эффективные психотерапевтические процедуры для преобразования поведения.

Минусы теории Скиннера:

  • редукционизм;
  • поведение, демонстрируемое животными, полностью сводится к анализу поведения человека;
  • низкая валидность по причине проведения опытов в лабораторных условиях;
  • результаты экспериментов сложно перенести в условия естественной среды;
  • не уделяется внимание когнитивным процессам в процессе формирования определенного вида поведения;
  • теория Скиннера не дает стабильных, устойчивых результатов на практике.

С точки зрения Скиннера, личность представляет собой тот опыт, который приобретается индивидом в течение жизни. В отличие, к примеру, от Фрейда, сторонники концепции научения не считают необходимым задумываться над психическими процессами, которые скрываются в разуме человека. Личность в теории Скиннера – это продукт, по большей части сформированный внешними факторами. Именно социальное окружение, а не явления внутренней психической жизни, определяют личностные особенности. Человеческую психику Скиннер считал «черным ящиком». Невозможно детально исследовать эмоции, мотивы и инстинкты. Поэтому их необходимо исключить из наблюдений экспериментатора.

Теория оперантного научения Скиннера, над которой ученый работал в течение многих лет, должна была подытоживать его обширные исследования: все, что делает человек, и чем он является в принципе, определено историей полученных им наград и наказаний.

Теория социального научения А. Бандуры

Теория социального научения или социального когнитивизма Альберта Бандуры является одной из самых влиятельных теорий обучения.

Согласно Альберту Бандуре, та картина действительности, на базе которой мы действуем, является результатом нашего опыта, полученного от других людей. Таким образом, мы обучаемся ежедневно. У каждого из нас есть люди, являющиеся примером для подражания в различных жизненных сферах: наши родители, преподаватели, коллеги по работе, друзья, публичные люди и «звёзды», которые нас вдохновляют и т.д. Мы повторяем поведение других людей, практически не отдавая себе в этом отчёт. Тем не менее, это не происходит автоматически. Мы выбираем модель для подражания, внимательно наблюдаем, запоминаем, оцениваем, имеет ли смысл подражать или нет и т.д.

В рамках теории викарного обучения эта оценка крайне важна. По сути, это то, что отличает теорию Альберта Бандуры от других теорий обучения, и то, из-за чего впоследствии его теорию назовут социально-когнитивной.

С помощью нашей памяти мы мысленно воспроизводим картины поведения, которые мы наблюдали у нашего объекта для подражания. Мы также используем внутренний диалог и вспоминаем, что происходило в тот момент. Затем мы принимаем решение, хотим ли мы повторить увиденную модель поведения или нет, сделаем ли мы это идентично или внесём изменения. Мы даже можем менять эту модель в зависимости от наших целей. Тут уже вступает в игру мотивация каждого человека и его заинтересованность в данном виде поведения.


В подтверждение своей теории Бандура проводил следующий эксперимент: он собирал несколько групп детей и демонстрировал им фильмы с разным содержанием. Дети, которые смотрели фильмы с агрессивным сюжетом (агрессия в конце фильма вознаграждалась), после просмотра кино в своих манипуляциях с игрушками копировали жестокое поведение. Дети, смотревшие фильмы с таким же содержанием, однако в которых агрессия наказывалась, также демонстратировали ярко выраженную враждебность, но уже в меньших объемах. Дети, которые смотрели фильмы без агрессивного содержания, не показывали ее в своих играх после просмотра кино.

Целью исследований было выяснить, как влияет на детей наблюдение за сценами насилия.

Таким образом, экспериментальные исследования, проведенные А. Бандурой, доказывали основные положения теории социального научения. Эти исследования выявили прямую связь между просмотром различных кинолент и поведением детей. Вскоре положения Бандуры были признаны в качестве истинных положений во всем научном мире.

Автор теории социального научения – Бандура – полагал, что личность человека следует рассматривать во взаимодействии его поведения, социального окружения и познавательной сферы. По его мнению, именно факторы ситуационные и факторы предрасположенности детерминируют поведение человека. Ученый считал, что сами люди сознательно могут многое изменять в своем поведении, однако, для этого очень важно их личное понимание сути происходящих событий и желание. Именно этому ученому принадлежит мысль о том, что люди являются как продуктом собственного поведения, так и творцами собственного социального окружения и, соответственно, его поведения.

В отличие от Скиннера, Бандура не указывал на то, что все зависит от внешнего подкрепления поведения человека. Ведь люди могут не просто копировать чье-то поведение, наблюдая за ним, а читать о таких проявлениях в книгах или видеть их в кинолентах и прочее.

Альберт Бандура выделил четыре процесса, которые задействованы в социальном или викарном научении:

  1. внимание - необходимо, чтобы внимание наблюдающего было сфокусировано на модели, за которой он наблюдает. Любой отвлекающий фактор прервёт задание;
  2. сохранение - важнейшую роль играет память. Человек должен сохранить в своей памяти новый тип поведения для того, чтобы воспроизвести его в дальнейшем;
  3. воспроизведение - кроме реализации на практике определённого вида поведения человек должен быть способен воспроизвести это поведение символически;
  4. мотивация - даже если человек запоминает наблюдаемое им поведение, для того, чтобы повторить его, нужно желание это сделать. Мотивы у нас могут быть самые разные, например:
  5. полученное подкрепление/наказание: на основе теории бихевиоризма или поведенческого подхода. Когда мы уже воспроизвели какой-то тип поведение и получили за это что-то хорошее (подкрепление). Это означает, что мы снова будем повторять данный вид поведения, чтобы получить это же подкрепление;
  6. будущие подкрепления/наказания: ожидания того, что мы хотим достичь. Мы представляем последствия;
  7. викарное подкрепление/наказание: то, что получила или достигла модель, за поведением которой мы наблюдали.

Работы Бандуры сыграли чрезвычайно важную роль в разработке новых подходов к терапевтическому вмешательству. Наиболее заметным здесь явилось применение процедур моделирования в целях формирования новой когнитивной и поведенческой компетентности.

Заключение

В заключении хочу сказать, что любая попытка кодифицировать и систематизировать операции и гипотезы относительно основных механизмов этого «относительно постоянного изменения в потенциальной возможности реагирования» может быть названа теорией научения. За эти годы серьезно предлагались почти все мыслимые формы теорий – от чисто периферийного бихевиоризма Уотсона до централистской позиции современной когнитивистики; от тех, которые полностью зависели от подкрепления, например, как теория Скиннера, до тех, которые рассматривали это понятие безотносительно к другим, как теория Гатри; от тех, которые основывались на физиологических функциях, как теория Павлова, до тех, которые избегали всех попыток физиологизировать теорию, как бихевиоризм Скиннера. Говоря обо всех этих вариациях, нужно понять, что реально нет единой теории научения. Теоретизирование относительно научения – это упражнения в обобщении, и часто оно может быть настолько полемическим, насколько пытается быть эмпирическим.

Список используемой литературы

Научная и учебная литература:

  1. Уотсон Дж. Поведение как предмет пихологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999
  3. Бандура А. Теория социального научения. – СПб, 2000
  4. Крэйн У. Секреты формирования личности. – СПб, 2002
  5. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Теории личности и личностный рост. – М., 2004

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Психея. 2006
Интернет-ресурсы:

  1. Статья. Основные положения теорий научения [Электронный ресурс] - https://pedsovet.su/load/193-1-0-53256 (дата обращения 30.03.2020)
  2. Статья. Теории научения [Электронный ресурс] - https://www.psychologos.ru/articles/view/teorii-naucheniya (дата обращения 30.03.2020)
  3. Статья. Теории научения [Электронный ресурс] - https://psy-space.ru/?page=teorii-naucheniya (дата обращения 30.03.2020)
  4. Статья. Теория социального научения [Электронный ресурс] - https://psy.wikireading.ru/13587 (дата обращения 30.03.2020)