Файл: Основные теории научения (Основные моменты теории научения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 560

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Ключевым понятием в поведенческой психотерапии является научение, под которым понимают изменения в поведении, возникшие в процессе жизнедеятельности или в результате тренировки. В отличие от обучения, суть которого состоит в передаче и направленной организации знаний, научение - относительно постоянное изменение в потенциальной возможности поведения, являющееся результатом подкрепляющей практики.

Основное подтверждение теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения. Например, любая психопатология понимается как усвоение неадаптивного поведения или как неудача при усвоении адаптивного поведения. Вместо того, чтобы говорить о психотерапии, сторонники теорий научения говорят о модификации поведения и о поведенческой терапии. Нужно модифицировать или изменять конкретные действия вместо того, чтобы разрешать внутренние конфликты, лежащие в основе этих действий, или реорганизовывать личность. Так как большинство видов проблемного поведения было когда-то усвоено, от них можно отказаться или как-то их изменить, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения. Представленное определение в настоящий момент наиболее приемлемо, так как подчеркивает ключевые звенья процесса научения:

  • результат научения всегда виден в поведении;
  • изменение в поведении носит относительно постоянный характер;
  • ожидаемые изменения не обязательно должны следовать сразу за опытом научения;
  • потенциальное поведение всегда является следствием какой-либо практики или опыта;
  • приобретенный опыт или практический навык необходимо подкреплять, имеем ввиду тот факт, что усвоится лишь подкрепляемый опыт.

Целью данного исследования является изучение основных теорий научения.

Задачи исследования:

  • рассмотреть теорию классического обусловливания И. П. Павлова;
  • изучить теорию оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера;
  • рассмотреть теорию социального научения А. Бандуры.

Основные моменты теории научения

Чтобы понимать позицию теорий научения по отношению к личности, мы должны быть готовы к принятию новых допущений и к рассмотрению новых стратегий исследования. Подход теорий научения к личности опирается на два основных утверждения, из которых следует целый ряд принципиальных моментов. Первое подтверждение заключается в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения, а второй — в том, что решающим условием успеха явля­ется объективность и научная строгость при проверке четко сформулированных гипотез.


Айзенк и Кэттэлл рассматривали научение как часть более широкой области изучения личности, теоретические подходы исходят из того, что, наоборот, изучение личности — это всего лишь ответвление общей психологии научения.

Существуют три основные теории научения:

  • теория классического обусловливания И. П. Павлова;
  • теория оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера;
  • теория социального научения А. Бандуры.

Сторонники теории научения манипулируют параметрами внешней среды и наблюдают последствия этих манипуляций в поведении. Теории научения иногда называют психологией стимула – реакции. Из этого следует, что теории научения в психологии содержат ряд закономерностей:

  • закон готовности: чем сильнее потребность, тем успешнее научение;
  • закон эффекта: поведение, которое приводит к полезному действию, вызывает снижение потребности и поэтому будет повторяться;
  • закон упражнения: при прочих равных условиях повторение определенного действия облегчает совершение поведения и приводит к более быстрому выполнению и снижению вероятности ошибок;
  • закон недавности: лучше заучивается тот материал, который предъявляется в конце серии. Этот закон противоречит эффекту первичности - тенденции к лучшему заучиванию материала, который предъявляется в начале процесса научения. Противоречие устраняется при формулировке закона «эффект края». Зависимость степени заученности материала от его места в процессе научения отражает этот эффект и называется «позиционной кривой»;
  • закон соответствия: существует пропорциональное отношение между вероятностью ответа и вероятностью подкрепления.

Еще более существенной чертой этих подходов является ориентация на объективность и научную строгость, на проверяемость гипотез и эксперимен­тальный контроль переменных. Это привело к тому, что главным местом изу­чения поведения стала лаборатория. В дальнейшем ориентация на тщательные манипуляции с объек­тивными переменными привела к смещению акцентов на силы, внешние по отношению к организму, в отличие от внутренних сил. Следуя теориям науче­ния, вы манипулируете параметрами внешней среды и наблюдаете послед­ствия этих манипуляций в поведении. В то время как психодинамические теории выделяют причины поведения, которые кроются внутри организма (на­пример, инстинкты, защитные механизмы, Я-концепция), теории научения подчеркивают причины, находящиеся во внешнем окружении. В центре внима­ния оказываются внешние стимулы, которыми можно манипулировать в экс­перименте, такие, например, как пищевое вознаграждение, в отличие от по­нятий, которыми манипулировать нельзя, — таких, как Я-концепция, Я-эго и бессознательное.


Предпочтение, которое бихевиоризм отдает внешним, средовым детерми­нантам, связано также с акцентом на ситуативную специфичность поведения. Вместо того чтобы признавать стабильные характеристики, проявляющиеся в широком диапазоне ситуаций, на которые делают ставку теория черт и психо­динамическая теория, бихевиористы считают, что, какая бы согласованность в поведении ни обнаруживалась, этим мы обязаны сходству условий среды, в результате которых и возникают данные действия.

Взгляды Джона Уотсона во многом определили направление развития американской психологии и некоторых разделов психологии личности. Он был основателем подхода к психологии, полу­чившего название бихевиоризм. Он начинал учиться в Чикагском университете на факультете философии и затем переключился на психологию. На протяже­нии этих лет он прослушал курсы неврологии и физиологии и принял участие в большом количестве исследований, проведенных на животных. Некоторые из этих исследований были посвящены усложнению поведения крыс и, связанно­му с этим, развитием их центральной нервной системы. За год до получения докторской степени Уотсон пережил эмоциональное потрясение и много не­дель страдал от бессонницы. Он писал, что этот период был очень полезен, поскольку подготовил его к принятию большой части учения Фрейда. Учеба в аспирантуре в Чикаго завершилась диссертацией, посвя­щенной обучению животных и связанной с появлением важной установки в отношении использования людей в качестве испытуемых.

Теория классического обусловливания И. П. Павлова

Классическое обусловливание справедливо называют павловским, т.к. оно впервые было продемонстрировано научному сообществу именно И.П. Павловым. Ученый внес основополагающий вклад в теорию классических условных рефлексов. Он в процессе исследования секреции желудочного сока у собак обратил внимание на то, что после нескольких опытов подопытная собака начинает выделять слюну на определенные стимулы (появление миски с едой) еще до того, как пища попадает ей в рот. Это наблюдение натолкнуло И.П. Павлова на идею проведения выдающихся исследований, которые привели к открытию процесса классического обусловливания.

Типичный эксперимент И.П. Павлова заключался в том, что собаку закрепляли в специальном станке ремнями, ограничивающими ее движения, в темной комнате, и затем включали свет. Через 30 секунд в рот собаки клали немного пищи, что вызывало рефлекс слюноотделения. Вся процедура повторялась несколько раз, и каждый раз включение света соединялось с появлением пищи во рту у собаки. Через какое-то время свет, изначально не имевший никакого отношения к слюноотделению, сам по себе начинал вызывать тот же рефлекс. Реакция собаки оказывалась обусловлена включением света.


По терминологии И.П. Павлова, появление пищи во рту было безусловным раздражителем; ученым не требовалось обучать животное реагировать слюноотделением на пищу. Свет, наоборот, являлся условным раздражителем; его эффект зависел от процесса обусловливания. Слюноотделение на пищу было названо безусловным рефлексом, а слюноотделение на свет — условным рефлексом. Сам процесс получил название классического обусловливания. Этот термин характерен для англоязычной литературы. И.П. Павлов называл этот процесс «выработкой условных рефлексов».

Павлов также открыл еще несколько принципов обусловливания, и некоторые из них мы сейчас кратко рассмотрим.

  1. Угашение.

Условный раздражитель, однажды упрочившийся, не сохраняет свое действие навсегда. Как показывают эксперименты Павлова, хотя свет и можно превратить в раздражитель, вызывающий слюноотделение у собаки, если затем несколько раз включать свет, не сопровождая его пищей, он начинает терять свою эффективность. Слюны становится все меньше и меньше, пока, наконец, не наступает момент, когда она совсем перестает выделяться. На этом этапе происходит угашение.

  1. Генерализация раздражителя.

Хотя условный рефлекс вырабатывается только на один раздражитель, в дальнейшем не только этот конкретный раздражитель способен вызывать данный рефлекс. По-видимому, выученная реакция распространяется, без дополнительного обусловливания, на некоторый диапазон схожих раздражителей. Например, если у собаки выработался условный слюнной рефлекс на звонок определенного тона, то эта собака будет так же реагировать и на звонок другого тона. Способность близких раздражителей вызывать реакцию зависит от степени их сходства с первоначальным условным рефлексом. Павлов считал, что генерализация стимулов основана на физиологическом процессе, который он назвал иррадиацией.

  1. Дифференцировка.

Происходящая вначале генерализация постепенно уступает место процессу дифференциации. Если собака будет слышать звонки других тонов и не получать при этом пищи, то вскоре ее реакция станет более избирательной, т. е. собака будет реагировать выделением слюны только на звонки, наиболее близкие по тону к первоначальному условному рефлексу. Можно также активно вырабатывать дифференцировку, сочетая один тон с пищей, а другой подавая без пищи. Это будет типичный эксперимент на дифференцировку раздражителей.


  1. Условные рефлексы высших порядков.

Павлов показал, что, после того, как он выработал у собаки прочный условный рефлекс на определенный раздражитель, он мог использовать один этот условный рефлекс, чтобы сформировать связь с новым, прежде индифферентным раздражителем. В одном из экспериментов ученик Павлова вырабатывал у собаки реакцию слюноотделения на звонок и затем сочетал подачу звонка (без пищи) с показом черного квадрата. После некоторого количества проб вид одного черного квадрата также стал вызывать у собаки выделение слюны. Такую реакцию называют условным рефлексом второго порядка. Павлов обнаружил, что в некоторых случаях он мог выработать рефлексы третьего порядка, но дальше в этом направлении ему продвинуться не удалось.

В известном смысле основную идею Павлова нельзя назвать новой. Еще в XVII в. Локк высказал предположение, что знание основано на ассоциациях. Однако Павлов пошел дальше Локка и выявил некоторые законы ассоциации в лабораторных экспериментах. Тем самым он вывел теорию научения из области чисто умозрительных построений. Исследования Павлова, как мы увидим дальше, не раскрывают всего, что нам хотелось бы знать об обусловливании; в частности, тот тип обусловливания, который он изучал, по-видимому, ограничен небольшим количеством врожденных реакций. Однако Павлов был первым, кто поставил теорию научения на твердую научную основу.

Теория оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера

Беррес Фредерик Скиннер был одним из самых известных психологов своего времени. Именно он стоял у истоков направления, которое сегодня в науке называется бихевиоризмом. Даже сегодня его теория научения играет важную роль в психологии, педагогике, менеджменте.

Самым важным итогом научной деятельности Фредерика Скиннера стала концепция оперантного обусловливания (научения), которая заключается в том, что научение какой-либо форме поведения происходит либо методом вознаграждения, либо наказания, ассоциирующихся с этим поведением.  Различается три типа оперантного научения:

  • при позитивном подкреплении (то есть вознаграждении) происходит закрепление определенных форм поведения и повышается вероятность их повторения в будущем, поскольку они привели к позитивным последствиям;
  • при негативном подкреплении определенная форма поведения закрепляется потому, что испытуемый желает избежать негативных последствий либо прекратить их;
  • при наказании нежелательное поведение проявляется реже, и вероятность его повторения в будущем снижается из-за того, что в предыдущий раз оно привело к негативным последствиям. Если же поведение не привело ни к позитивным, ни к негативным последствиям, оно постепенно угасает.