Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2758

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОММЕНТАРИЙ К ВОДНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


(Постатейный)


Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 июня 2010 года


Под редакцией профессора

А.А. ЯЛБУЛГАНОВА


Авторы:


Ялбулганов А.А., доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права ГУ-ВШЭ, ведущий научный сотрудник Центра публично-правовых исследований - вводная часть комментария, ст. 1, ст. 3, ст. 8, ст. 20, ст. 46, ст. 48.

Алпатьева Е.Н. - ст. ст. 39 - 40, ст. 44.

Барыкин Е.А. - ст. ст. 11 - 19, ст. ст. 21 - 23.

Буртасова Е.В. - ст. ст. 41 - 43.

Вобликов В.Ю., научный сотрудник Центра публично-правовых исследований - ст. 51, ст. 53.

Козырин А.Н., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового права ГУ-ВШЭ, директор Центра публично-правовых исследований - ст. 2, ст. 4, ст. 7.

Королева М.Н. - ст. ст. 24 - 27, ст. ст. 55 - 56, ст. 62, ст. 64.

Корф Д.В., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры финансового права ГУ-ВШЭ, научный сотрудник Центра публично-правовых исследований - ст. ст. 28 - 29, ст. 47, ст. 49, ст. 66.

Лагутин И.Б., кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права ГУ-ВШЭ - ст. ст. 32 - 34, ст. 36, ст. ст. 68 - 69.

Скорина В.И. - ст. 63, ст. 65.

Смирнова И.Ф. - ст. 7.1, ст. ст. 9 - 10.

Суткевич Е.А. - ст. ст. 5 - 6, ст. ст. 30 - 31, ст. ст. 37 - 38, ст. ст. 45, ст. 50, ст. 52, ст. 54, ст. 59.

Черепков Д.С. - ст. ст. 57 - 58.

Юлина М.Е. - ст. 35, ст. ст. 60 - 61, ст. 67.


Принятые сокращения


1. ВК РФ - Водный кодекс РФ

2. ЗК РФ - Земельный кодекс РФ

3. ГК РФ - Гражданский кодекс РФ

4. ЛК РФ - Лесной кодекс РФ

5. ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд РФ


Вместо введения


Для лучшего понимания и применения норм комментируемого Водного кодекса РФ необходимо обратиться к положениям Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ (ред. от 14.07.2008) "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации". Водный кодекс РФ (далее также - ВК РФ) применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие, т.е. с 1 января 2007 года.

Со дня введения в действие ВК РФ признаны утратившими силу прежний Водный кодекс РФ и ряд других законодательных актов Российской Федерации. Со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются не действующими на территории Российской Федерации. В ВК РФ возросла роль договорных отношений при использовании водных объектов. Поэтому в Федеральном законе "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" устанавливается порядок перехода к новым договорным отношениям при водопользовании.

Во-первых, водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие ВК РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.


Во-вторых, водопользователи, указанные в Федеральном законе "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", в соответствии с ВК РФ вправе заключить договоры водопользования или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. При этом условия и сроки использования водных объектов могут быть изменены только по инициативе водопользователей. Договоры водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование заключаются или принимаются в соответствии с ВК РФ.

В-третьих, действие решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие ВК РФ, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по истечении срока действия лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, либо в случае прекращения права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены ст. 10 ВК РФ.

В-четвертых, предоставление водных объектов в пользование, в отношении которых ко дню введения в действие ВК РФ не были приняты решения Правительства Российской Федерации или решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не были выданы лицензии на водопользование и не были заключены договоры пользования водными объектами, осуществляется в порядке, предусмотренном ВК РФ.

Следует также обратить внимание на положения Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", которые касаются вопросов разграничения собственности на водные объекты. В соответствии со статьей 7 вышеназванного Федерального закона:

1) земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности;

2) земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации;

3) земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений;


4) земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.

Под земельными участками, согласно ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.

Другим важным документом в этой сфере является Водная стратегия РФ на период до 2020 года. В ней обозначены все проблемы России и пути их решения. Даже простое обращение к заглавиям разделов позволяет говорить о грандиозности поставленных вопросов. В Водной стратегии РФ рассматриваются современное состояние водохозяйственного комплекса Российской Федерации через призму использования водных ресурсов и охраны водных объектов, обозначения системы государственного мониторинга водных объектов. В документе также определены стратегические цели, приоритетные направления развития водохозяйственного комплекса, мероприятия и механизм реализации данной Стратегии.

В целях реализации Водной стратегии РФ предусмотрен целый комплекс мер, а финансирование предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Водная стратегия РФ на период до 2020 года особое внимание уделяет вопросам обеспечения населения качественной питьевой водой. По этой проблеме еще в 2006 году был опубликован доклад ООН по проблеме чистой пресной воды. Отдельные организации, например Продовольственная и Сельскохозяйственная организация ООН, в 2003 году заявили, что водного кризиса в настоящее время нет, но необходимо предпринять шаги для недопущения такого кризиса в будущем. Главные аспекты водного кризиса заключаются в общем дефиците доступной человеку воды и загрязнении вод. Проблема обеспечения чистой водой населения мира остается центральной в гуманитарной деятельности ООН. ООН закладывает программу безопасной воды в цели развития тысячелетия ООН, чтобы сократить вдвое долю населения, не имеющего устойчивого доступа к безопасной питьевой воде и основным санитарным услугам (см. подробнее: http://www.un.org/apps/news/story.asp).

В российской Водной стратегии для обеспечения населения качественной питьевой водой в разрабатываемой государственной программе "Чистая вода" отмечается, что должен быть предусмотрен комплекс взаимоувязанных мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями промышленности, финансового сектора, научными организациями и направленных на бесперебойное обеспечение населения страны чистой водой. В частности, программа должна предусматривать создание эффективной системы управления сектором водоснабжения и водоотведения, формирование социально ориентированной бизнес-среды и конкурентного рынка услуг по водоснабжению, ускоренное развитие инновационно-технологического потенциала, улучшение качества питьевого водоснабжения территорий на основе новых технологических решений.


Водная стратегия РФ утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р.


3 июня 2006 года N 74-ФЗ




ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 19.06.2007 N 102-ФЗ,

от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 24.07.2009 N 209-ФЗ,

от 27.12.2009 N 365-ФЗ)


Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе


Комментарий к статье 1


Комментируемая статья содержит законодательно установленные понятия, используемые в ВК РФ. Они определены как основные, что означает возможность использования в необходимых случаях и иных дефиниций, заимствованных из других нормативных правовых актов, правовых актов, методических разработок, научных работ и тематических энциклопедий. Они будут играть роль вспомогательных. Всего в комментируемой статье 19 понятий, перечень закрытый. Их важность продиктована вопросами рационального использования и охраны вод. Все понятия можно классифицировать по соответствующим группам по принципу их предметности: 1) "ресурсные" (водные ресурсы, использование водных объектов (водопользование)); 2) "водоохранные" (водный режим, водохозяйственная система, истощение вод, негативное воздействие вод, охрана водных объектов); 3) "хозяйственные" (водное хозяйство, водоотведение, водопользователь, водопотребление, водоснабжение, водохозяйственный участок, дренажные воды, сточные воды); 4) "пространственные" (водный объект, акватория, водный фонд, речной бассейн). Данная классификация имеет условный характер, а ее цель - упорядочить и уйти от путаницы и неадекватного их использования, особенно при обращении к схожим понятиям в других документах. Надо заметить, что ряд терминов из этого ряда используется в десятках и сотнях нормативных правовых актов, но определение содержится только в ВК РФ (например, термины "акватория", "водопотребление", "водный режим" и т.д.).

Если еще раз обратиться к Водной стратегии РФ на период до 2020 года, то, безусловно, в ней вопросам рационального использования и охраны вод уделено много внимания. Водные ресурсы Российской Федерации характеризуются значительной неравномерностью распределения по территории страны. На освоенные районы европейской части страны, где сосредоточено более 70 процентов населения и производственного потенциала, приходится не более 10 процентов водных ресурсов.

В Российской Федерации функционирует водохозяйственный комплекс, который является одним из крупнейших в мире и включает более 30 тыс. водохранилищ и прудов общим объемом свыше 800 куб. км и полезным объемом 342 куб. км. Сеть каналов межбассейнового и внутрибассейнового перераспределения стока, водохозяйственных систем воднотранспортного назначения общей протяженностью более 3 тыс. км позволяет осуществлять переброску стока в объеме до 17 куб. км в год.


Функционирующий водохозяйственный комплекс в целом эффективно обеспечивает текущие водоресурсные потребности Российской Федерации. Вместе с тем экономика страны в будущем потребует увеличения гарантированного объема водных ресурсов соответствующего качества, предназначенных для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, а также для использования в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и в рекреационных целях.

В водные объекты Российской Федерации сбрасывается до 52 куб. км в год сточных вод, из которых 19,2 куб. км подлежат очистке.

Свыше 72 процентов сточных вод, подлежащих очистке (13,8 куб. км), сбрасываются в водные объекты недостаточно очищенными, 17 процентов (3,4 куб. км) - загрязненными без очистки и только 11 процентов (2 куб. км) - очищенными до установленных нормативов.

Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Российской Федерации ежегодно поступает около 11 млн. тонн загрязняющих веществ.

Основными источниками загрязненных сточных вод являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и агропромышленного комплекса, на долю которых приходится свыше 90 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод.

Объем сброса загрязненных сточных вод предприятиями жилищно-коммунального хозяйства составляет свыше 60 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод в Российской Федерации. Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод, прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков промышленных предприятий.

На долю промышленности приходится 25 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод. Основными источниками загрязнения водных объектов являются предприятия, осуществляющие целлюлозно-бумажное, химическое, металлургическое производство, полиграфическую деятельность, производство кокса, нефтепродуктов, добычу металлических руд, а также предприятия угольной промышленности.

Высокую степень воздействия на водные объекты оказывает рассредоточенный (диффузный) сток с сельскохозяйственных и селитебных территорий, площадей, занятых отвалами и отходами промышленного производства, а также трансграничные загрязнения.

Сложившийся уровень антропогенного загрязнения является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих веществ, в том числе токсичных, и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов.


Статья 2. Водное законодательство


Комментарий к статье 2