Файл: Современные компьютерные технологии, применяемые при работе с правовой информацией.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Современные компьютерные технологии, применяемые при работе с правовой информацией.
2.1. Направления использования информационных технологий в сфере права.
2.2. Категории программных продуктов, используемые в области правовой информатики.
3. Центры правовой информации.
3.1. Государственные центры правовой информации.
3.2. Публичные центры правовой информации.
3.3. Негосударственные центры правовой информации.
4. Критерии оптимального выбора правовых информационных систем.
· www.garant.ru
· www.consultant.ru
· www.kodeks.net
· www.intralex.ru
· www.referent.ru
Они обеспечивают пользователям подход к своим полнотекстовым банкам данных на условиях коммерческого доступа, а также предоставляют ряд бесплатных информационных услуг.
3.3. Негосударственные центры правовой информации.
Процесс частного сектора экономики в нашей стране, в том числе огромные процессы информатизации всех сторон жизни общества, который помогает быстрому развитию компьютерных правовых систем в нашей стране. Первой отечественной компьютерной правовой системой был программный комплекс «ЮСИС», который был создан для работы в MS-DOS в 1989 году. За прошлое десятилетие этот отрезок рынка программных средств быстро формировался. Сейчас пользователями компьютерных правовых систем, в том числе документальные банки данных, стал большой круг специалистов разных областях деятельности, а также частные лица, которых интересует доступ к правовой информации. Практикующие юристы, работники юстиции, аппараты органов власти всех ступеней, руководители, сотрудники юридических и экономических служб предприятий разных видов собственности, управленческий личный состав, студенты и аспиранты, научные работники, частные лица, - ощущают большой интерес в своевременной информации по правовым вопросам. Новая степень развития информационных технологий даёт право пользоваться правовыми компьютерными информационными системами. Поводом широкого использования таких систем является целый ряд достоинств и возможностей, которого лишены традиционные системы доступа к правовой информации (печатные издания СМИ, ведомственная рассылка, тематические семинары). Подчеркнем главные из них:
· большие массивы правовой информации в компактном виде;
· способ работы с документами в электронном виде;
· обширный набор тематических баз данных;
· доступ к проектам нормативных правовых актов;
· совокупная юридическая обработка юридических документов, реальность справочной информации;
· наличие текущих редакций нормативных правовых актов в базах документов;
· широкий набор различных средств, для легкого поиска документов;
· выполненная технология перехода по гиперссылке для быстрого доступа к связанным документам;
· разного рода методы анализа текстов документов;
· выполнение совместной работы с MS WORD для редактирования документов;
· возможность сохранения документов в различных размерах на внешних носителях;
· вывод документов на печать;
· реализация технологий работы в локальной сети;
· организация доступа к информационным банкам в Интернете;
· возможность приобретения документов по заказам пользователей;
· развитие региональной сети сервисной поддержки.
В данный момент в России есть достаточное количество фирм-разработчиков правовых информационных систем, также есть большое число фирм, которые выполняют передачу и сервисное обслуживание. Системы, которые имеют наибольшее количество пользователей и удачно зарекомендовавшие себя на рынке:
· «Консультант-Плюс»,
· «Гарант»,
· АРМ «Юрист»,
· «Кодекс»,
· «Референт»,
· «Юридический мир»,
· «Ваше право»,
· «Юрисконсульт»,
· «1С: Эталон»
· «Законодательство России».
Каждая из фирм-разработчиков создала в этих продуктах свои способы поиска документов и технологии их обработки. Такие системы как «Гарант», «Консультант-Плюс» и «Кодекс» позиционируют себя на рынке как справочно-правовые системы. Главная функция этих систем – оперативная выдача информации. В число этих систем входит целый набор полнотекстовых баз данных, как универсальных, так и специализированных, каждая фирма-создатель выполнила свои оригинальные алгоритмы быстрого поиска документов, в каждой из них есть возможность использовать гиперссылки для перехода из одного документа в другой, а также стандартные средства для работы с электронным документом: хранение на внешних дисках, поддержка совместной работы с MS WORD, печать документов. Вместе с тем на российском рынке компьютерных правовых систем есть и такие продукты, разработчики которых определили перед собой задачу разработать их более разносторонними и осуществить их в виде интегрированных систем. В последнем продукте «Референт-II» (фирма «Референт») связаны в одной системе способы справочно-правовой системы и системы делопроизводства. Система нацелена на использование в сфере экономики. Прикладная система АРМ «Юрист» обеспечивает полный цикл работ по организации труда от постановки задач до создания итоговых документов, это - правовой органайзер. Система включает в себя набор баз действующего законодательства, базы аналитической информации и словари, развитый системный аппарат поиска информации, широкий набор средств, для аналитической работы с правовыми документами, а также средства для ведения базы данных пользователя, подключения внешних файлов любого типа и организации корпоративной работы. АРМ «Юрист» - средство для организации труда практикующих юристов и экспертов аналитиков в области законотворчества. Фирмы-разработчики правовых информационных систем создают также прикладные системы по заказам отдельных государственных ведомств, выпускают специализированные базы документов на CD-дисках, предоставляют услуги для пользователей по сети Интернет.
4. Критерии оптимального выбора правовых информационных систем.
Насыщение системы. Нет ни одной системы, которые имеют в своих базах все документы. Профессиональный юрист находит базу в зависимости от своей сферы деятельности. Для оснащения деятельности предприятий производится достаточное количество баз документов по областям применения. Для аналитической работы нужны дополнительные базы документов правоприменительной практики, объяснения законодательства и специальные словари. Структуру базы документов допускается протестировать при работе с демонстрационными вариантами программных продуктов. Такую форму услуг обеспечивают представители региональных сетей распространителей правовых информационных систем. Также при выборе нужно учитывать факт прямых договоров у фирмы–разработчика с законотворческими органами. Проводится пересмотр данных, т.е. периодичность, с которой происходит восстановление данных. В данный момент различные фирмы пополняют информацию каждый день по модему или с курьером каждую неделю. Также играет роль насколько быстро фирма - разработчик включает новые документы в базу. Имеет большое значение то, чтобы база имела отмененные документы за длительный период. При юридическом анализе условий, нужно следовать именно тем правовым нормам, которые действовали на то время. Юридическая обработка документов. В состав системы входят не только тексты документов, но и дополнительная информация. Это могут быть комментарии, ссылки на источники опубликования, ретроспектива редакций документов, ссылки на связанные документы, ключевые слова для поиска. Факт этих способов выводит пользователя на значительно другую ступень организации работы с документами в сравнении с тем, чем является работа с документом в виде печатного издания. Аналитические возможности программы – тот аппарат, который представляет система пользователю для работы. Это функции для обзора списков, анализ вхождения терминов в текст документа способность обратиться к результатам прежних запросов к системе и т.п. Комфортность в работе. То, в какой степени интерфейс программы соответствует привычным стандартам и насколько он принят и удобен конкретному пользователю. Нужно принимать во внимание возможность работы в сети для групповой работы, а также степень интеграции с доступными офисными пакетами, например, с MS Office. Сервис, оказываемый разработчиками стоимость услуг по сопровождению системы. Функция заказа по индивидуальным договорам конкретных, заинтересовавших пользователя документов, не введенных в базовый вариант поставки. Факт технической помощи, исправление после аппаратных сбоев, консультирование пользователей. Существование областных сервисных центров. Технические требования. Возможность установки рентабельно выбранного программного продукта на компьютерах пользователя, способности эффективной работы на фоне конкретных локальных сетей, способы обновления базы.
Выводы
Правовые информационные системы считаются одной из разновидностей информационных систем (ИС). Благодаря этому все признаки, типичные для понимания информационная система, типичны так же и понятию правовая информационная система. Таким образом, смыслом правовой информации оказывается пакет сведений о тех или иных общественных отношениях и их обсуждение. Информация становится правовой только тогда, когда она следует через государственный механизм и обретает свой способ регулирования, изменившись в форму закона, иного нормативного акта или правоприменительного документа. Показывая волю законодателя, правовая информация поправляет отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества. Из этого следует, что правовая ИС включает в себя информацию, содержащуюся:
· в правовых актах высших и местных органов власти и управления;
· в ведомственных правовых актах, судебных, арбитражных и других правоприменительных документах;
· в разнообразных справочных материалах о юридических документах;
· в статистических сведениях о праве;
· в научно-правовых исследованиях, осуществляемых на основе анализа правовых актов;
· в приказах и распоряжениях должностных лиц учреждении, предприятий и организации, актах нотариальных органов.
Информационные системы, связаны с юридической поддержкой бизнеса и конкретной производственной деятельностью предприятия, помогают разобраться в потоке информации. К ним, в частности, относятся:
· информационно-поисковые справочные и консультационные юридические системы;
· документарные системы, которые отражают отдельные стороны документооборота (по заключённым договорам и их движению, трудовым контрактам, организационно распорядительным актам руководства организации и пр.);
· системы, которые отражают текущую оперативную деятельность (аудиторские, криминалистические, социально-статические и др.);
· идентификационные системы, а также подсистемы в комплексных информационных системах, ориентированные на конкретную прикладную сферу.
Список использованной литературы
- Введение в правовую информатику: справочные правовые системы Консультант Плюс / Новиков Д. Б. (руководитель), Гурова Е. В. , Зембеков Н. А. И др.; под общ. Ред. Новикова Д. Б. , Камынина В. Л. М.: Консультант Плюс, 2017. - 313с.
- Батурин, Ю.Б. Информация общества, право и человек. Влияние научно – технического прогресса на юридическую жизнь./ Ю.М. Батурин. – М.: Юридическая литература, 2004. – 224с.
- Венгеров, А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления./А.Б. Венгеров. – М.: Юридическая литература, 2016. – 206с.
- Гаврилов, О.А. Интеллектуальные системы и технологии в правовой сфере/ О.А. Гаврилов. – НТИ. Сер. 1. 2017, №11.
- Гаврилов, О.А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов./ О.А. Гаврилов. – М.: НОРМА, 2016. -504с.
- Информатика для юристов и экономистов / под ред. С.В.Симоновича. – М.: СПб.: Питер, 2012. – 280с.
- Материалы научно – практической конференции « Ситуационные центры, модели, технологии, опыт практической реализации». М.: РАГС, 2016.