ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 933
Скачиваний: 3
- копии учредительных документов (устав, учредительный договор);
- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица. Причем в ряде случаев возникает вопрос: копию какого свидетельства необходимо представить, если юридическое лицо было зарегистрировано до 2002 г.? В отношении таких юридических лиц изначально выдавались свидетельства о регистрации администрации города или региона либо иным регистрирующим органом, а впоследствии, с момента вступления в силу Федерального закона N 129-ФЗ, свидетельства о государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, выдаваемое инспекциями Федеральной налоговой службы РФ. В целях избежания отказа в приеме документов, истцы представляют в суд копии обоих указанных свидетельств;
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), свидетельствующая о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) является действующим и не исключено из государственного реестра. Небольшой срок действия такой выписки (один месяц) позволяет иметь сведения на момент подачи иска. Однако, как правило, к моменту рассмотрения дела срок действия выписки истекает и суд в определении о назначении судебного рассмотрения дела может запросить повторную выписку с неистекшим сроком действия. С одной стороны, такая позиция суда может рассматриваться как нарушение закона, однако в отношении дел по корпоративным спорам, представление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц является обязательным специфическим условием, предусмотренным ч. 2 настоящей статьи, поскольку она содержит основные сведения о юридическом лице, его наименование, реквизиты. В целях упрощения судебного процесса, а также сокращения количества представляемых документов целесообразно представлять в суд заверенную регистрирующим органом выписку из Единого государственного реестра, поскольку она содержит указания на государственные регистрационные номера, в том числе основной, с учетом даты его присвоения, а также идентификационный номер налогоплательщика, перечень учредителей (участников) такого субъекта, а также иные реквизиты, включая сведения о регистрации в фонде обязательного медицинского страхования, фонде социального страхования и т.п., т.е. по своей сути выписка является объединением всех указанных в правоустанавливающих документах сведений;
- доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления. Представление документов данной категории является факультативным и становится необходимым в случае участия в деле представителя. Законом предусмотрены обязательные требования к оформлению доверенностей, которые предусматривают, что доверенности заявителей - физических лиц подлежат обязательному нотариальному удостоверению, доверенности юридических лиц заверяются подписью руководителя и печатью истца. Участие в деле доверенного лица не является препятствием для участия в нем и самого истца;
- копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска - данные документы подтверждают установление определенных ограничений по распоряжению спорным имуществом или правами со стороны ответчика, а также, что немаловажно, подтверждают соблюдение истцом законодательно установленного срока для подачи иска при наличии обеспечения имущественных интересов;
- документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором, как правило, к числу таких документов относятся копия претензии, направленная в адрес ответчика способом, позволяющим подтвердить ее получение адресатом. В обязательном порядке к представляемой в суд претензии прилагается подтверждение вручения претензии адресату. В случае передачи претензии нарочно, в отметке о ее получении должны быть указаны не только сведения о получении, но также дата, подпись лица, ее получившего, с указанием его должности (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также оттиск печати юридического лица (индивидуального предпринимателя), если претензия направлялась в их адрес;
- проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор. Данное положение в настоящее время не получило практической реализации в отношении споров по корпоративным искам, поскольку сама сущность таких исков в большинстве случаев не связана с необходимостью заключения договора. Необходимость представления проекта договора может возникать в случае нарушения преимущественного права покупки доли уставном капитале (п. 2 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ), а также в редких случаях по спорам, связанным с реорганизацией юридического лица (п. 1 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ). В большинстве же случаев к корпоративным спорам данное общее положение не применимо.
Учитывая особенности корпоративных споров, обоснованным представляется рассмотрение перечня необходимых приложений к исковому заявлению в качестве открытого, когда сам заявитель формирует такой перечень применительно к сложившейся ситуации. Однако настоящая статья, которая призвана определить особенности оформления и подачи в арбитражный суд искового заявления по корпоративному спору таких особенностей, не предусматривает, воспроизводя в большинстве своем общие положения, закрепленные в том же самом нормативном акте - Арбитражном процессуальном кодексе РФ, что является негативной тенденцией развития законодательства и способствует возникновению двойного регулирования одних и тех же правоотношений.
Статья 225.4. Обеспечение доступа к информации о корпоративном споре и права на участие в деле
Комментарий к статье 225.4
1. Положения настоящей статьи направлены на обеспечение основных принципов арбитражного судопроизводства в России, в частности принципа гласности, законности, а также равенства прав участников процесса.
Реализация принципа гласности производится посредством предоставления доступа к информации о корпоративном споре, его участниках и иных аспектах всем заинтересованным лицам. Перечень таких субъектов является открытым. Так, законом предоставлено право любому субъекту ознакомиться с информацией о деле. Если раньше принцип гласности в большинстве своем сводился к возможности участия в процессе, присутствия в момент разбирательства дела в суде, а также на заслушивание и получение копии судебного акта, то в настоящее время, в период разработки и внедрения Единой информационной системы в деятельность арбитражных судов, значение данного принципа расширяется. В частности, лица, интересующиеся ходом судебного разбирательства, могут ознакомиться с содержанием заявленных требований, состав лиц, участвующих в деле, а также содержанием судебных актов, могут ознакомиться с подобной информацией посредством Интернет, в рамках которого на официальном сайте суда в обязательном порядке размещаются указанные выше сведения.
2. Основные цели использования сети Интернет в представлении информации о судебных разбирательствах Концепцией информационного обеспечения работы системы арбитражных судов РФ, разработанной в рамках Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805, и сводятся к следующим положениям:
- обеспечение законности и обоснованности принимаемых судебных актов и качества их оформления;
- сокращение сроков рассмотрения заявлений и жалоб на основе использования новых информационных технологий;
- повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации;
- повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний;
- повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел.
- повышение оперативности реагирования на обращения организаций в арбитражные суды;
- повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России;
- создание и поддержание в актуальном состоянии эталонного банка данных по судебно-арбитражной практике и обеспечение оперативного доступа к нему;
- подсистема информационного взаимодействия с гражданским сообществом предназначена для информирования граждан, участвующих во взаимодействии с сотрудниками арбитражных судов.
Процесс работы арбитражных судов четко регламентирован, основан на требованиях законодательства и связан в основном с обработкой оригинальных документов, прилагаемых к судебным искам. В процессе подготовки судебных заседаний и при рассмотрении иска на основании документов участников судебного процесса формируются судебные дела. При подготовке к заседаниям сотрудники судов ведут активную почтовую переписку с участниками судебных разбирательств. Наиболее трудоемкие операции не требуют высокой квалификации исполнителей и могут быть легко автоматизированы. Этой цели служат создаваемые подсистемы.
3. В целях обеспечения открытости и доступности арбитражного судопроизводства можно выделить несколько информационных направлений деятельности суда, которые способствуют реализации положений комментируемой статьи:
- представление информации о корпоративном споре, рассматриваемом арбитражным судом на сайте суда в целях ознакомления любых субъектов;
- уведомление участников процесса о движении дела, направление им копий судебных документов с учетом требований действующего законодательства;
- уведомление субъекта (юридического лица), в отношении деятельности которого возник спор.
Однако детальное рассмотрение указанных положений свидетельствует о некорректной формулировке правовой нормы. Согласно ст. 40 АПК РФ лицами, участвующими в деле, признаются:
- стороны;
- заявители и заинтересованные лица - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных Кодексом случаях;
- третьи лица;
- прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Часть 2 комментируемой статьи указывает на необходимость и обязательность уведомления лиц, участвующих в деле, а также юридического лица, указанного в ст. 225.1 АПК РФ, обо всех юридических фактах по делу. Однако, учитывая существо спора, а также правовое положение такого юридического лица, в зависимости от группы корпоративных споров, указанных в ст. 225.1 настоящей главы АПК РФ, такое юридическое лицо становится либо стороной в процессе, либо иным заинтересованным лицом, соответственно, оно подлежит уведомлению в качестве лица, участвующего в деле в соответствии со ст. 40 АПК РФ, т.е. конкретизация положений ч. 2 настоящей статьи свидетельствует о возникновении дублирования норм.
Основным способом получения информации о деле и его движении в суде является информационный сайт соответствующего суда в сети Интернет. Указанный информационный ресурс предоставляет возможность любому лицу получить необходимую ему информацию, причем бесплатно и без какой-либо регистрации. Однако для того чтобы воспользоваться указанной возможностью, необходимо знать, в каком суде рассматривается дело. В настоящее время информационные ресурсы арбитражных судов находятся в стадии становления и оптимизации, упрощения в использовании, в связи с чем в их структуру систематически вносятся изменения. Наиболее значимым достижением данного проекта является предоставление возможности при наличии минимальных исходных данных получить всю информацию о деле. В частности, по каждому из рассматриваемых судом дел можно получить следующую информацию:
- номер дела;
- состав суда (сведения о судье), рассматривающего дело;
- участники процесса;
- судебные акты, вынесенные по делу, в том числе на подготовительной стадии процесса, включая возможность получения автоматизированных копий таких актов;
- об объявленных в деле перерывах;
- о назначениях в деле и т.д.
Сбор, хранение и обработка информации в электронном виде позволяют раскрывать существенно большие объемы информации, чем при ведении государственного учета с помощью традиционных технологий. Раскрытие информации электронного государственного учета способствует размещению в публичном доступе всей информации, подлежащей раскрытию. При этом исключаются механизмы предоставления данных по запросу (для информации, не требующей идентификации запрашивающего лица), запрос заменяется поиском по массиву уже раскрытой информации. Электронный учет диктует необходимость раскрытия информации исключительно в электронном виде, с возможностью использования раскрытых данных субъектами в качестве юридически значимой информации без дополнительных обращений к государственным служащим <21>.
--------------------------------
<21> http://www.medialaw.ru/projects/1/2/d28.htm
4. "Раскрываемая информация" представляет собой информацию, опубликованную в сети общего пользования и доступную по адресу, установленному законом. Для представления такой информации применяется термин "публичное раскрытие" или просто "раскрытие".
Раскрытие информации о корпоративных спорах, рассматриваемых арбитражными судами, имеет правоустанавливающее значение для граждан и для самих органов государственной власти:
- раскрытие фиксирует исполнение обязанности органа государственной власти по раскрытию информации;
- учетные события в некоторых видах административного учета приобретают правоустанавливающий характер исключительно после публичного раскрытия, то есть права и обязанности, вытекающие из данных электронного учета, не могут возникнуть без раскрытия соответствующих учетных событий.
Помимо реализации этого права, доступ граждан к информации государства позволяет достичь следующих целей:
- обеспечить юридическую силу информации, т.е. информация государства должна быть пригодна для использования гражданами при защите своих прав и свобод - основной задаче, для содействия в решении которой государство наделяется правом собирать и хранить информацию. Традиционно одним из способов придания информации государства юридической силы было предъявление этой информации свидетелям. Будучи предъявлена, информация выходит из-под контроля ее источника, и не может быть далее произвольным образом изменена или отозвана. Поэтому, в частности, публикация является одним из обязательных этапов придания юридической силы нормам любого регулирования;
- обеспечить потребности управления посредством предоставления гражданам и юридическим лицам доступа к информации (в основном - к информации, связанной с правами и обязанностями) является способом повлиять на поведение людей путем доведения управленческих решений, принятых органами власти и управления в сферах их ведения, до сведения тех, кому они предназначены. В целом нормативные или индивидуальные правовые акты приобретают юридическую силу только после того, как лицам, к которым применяются вводимые ими нормы, предоставлена возможность ознакомится с этими актами;