ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 934
Скачиваний: 3
- обеспечить информированность граждан и юридических лиц через представление в их распоряжение информации, имеющейся в распоряжении государства, необходимо для принятия субъектами решений по вопросам, входящим в круг их интересов;
- обеспечить прозрачность государства посредством предоставления гражданам возможности получить информацию о деятельности государства.
При любых формах и способах обеспечения доступа граждан и юридических лиц к информации о рассматриваемых арбитражными судами корпоративных спорах, к информации и к ее источникам должен быть предъявлен ряд требований, направленных на достижение перечисленных выше целей предоставления доступа. К этим требованиям относятся:
- официальность информации, которая необходима для самостоятельного, без дополнительных процедур, использования представленной юридически значимой информации для защиты субъектом своих прав и свобод, определения своих обязательств и их исполнения. Официальность состоит в возможности идентификации нормативной правовой базы для сбора и хранения представляемой информации, а также возможности определения источника (авторства) информации;
- доступность информации для уполномоченных на ее получение лиц, начиная с установленного законодательно момента начала предоставления к ней доступа;
- неизменность информации предполагает запрет самостоятельного внесения каких-либо изменений, кроме оговоренных законодательством (например, исправление ошибки, опечатки и т.п.) со стороны судебного органа;
- корректируемость информации - возможность обжаловать содержание представленной информации или инициировать внесение исправлений в эту информацию;
- свобода информации, т.е. информация не может быть обременена какими-либо имущественными правами и может быть свободно использована;
- официальность представления информации: представление информации государства может осуществляться государственным органом или иным агентом, отличным от того государственного органа, который является источником информации <22>.
--------------------------------
<22> Концепция обеспечения доступа граждан к информации государства и поправки к законопроекту "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (проект Минэкономразвития от 1 декабря 2005).
Поэтому при представлении информации должны выполняться следующие требования:
- возможность определения агента (государственного органа или иного лица), представляющего информацию, а также ответственного за представление информации сотрудника этого лица;
- возможность обжаловать отказ в представлении информации, невозможность получить доступ к информации, выдвижение незаконных условий представления информации, задержку представления информации или иные нарушения при представлении информации. Получение информации о способах обжалования, включая информацию о возможности личной встречи с ответственным сотрудником, должно быть возможным при любом способе представления информации.
Общим правилом размещения информации о корпоративном споре, рассматриваемом арбитражным судом, является своевременное и в полном объеме отражение всей информации о деле с момента принятия заявления к рассмотрению и возбуждения дела до истечения сроков всех возможных процедур обжалования и опротестования судебных актов и передачи дела в архив.
5. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает необходимость и обязательность уведомления участников процесса о назначении судебного разбирательства либо совершении какого-либо юридически значимого действия. Важным моментом в реализации указанного информационного массива является не только сам факт уведомления указанных субъектов, но и получение судом сведений о таком уведомлении. Действующее законодательство, и АПК РФ в том числе (ст. 121), предусматривают несколько основных форм уведомления субъектов, указанных в ч. 2 настоящей статьи:
- направление копии судебного акта в адрес лица, участвующего в деле. В рамках судопроизводства в судах общей юрисдикции таким информационным ресурсом выступает повестка, в арбитражных судах повестки не применяются, в связи с чем уведомление производится посредством направления соответствующего судебного акта. В данной системе уведомления существенное значение имеют два момента: соблюдение сроков уведомления и определение адреса, по которому направляется судебный акт. Срок уведомления участников процесса в качестве императивной нормы регламентируется общими положениями арбитражного судопроизводства и не может быть менее пятнадцати дней. В случае если такой срок составляет менее установленного законом предела, суд вправе использовать иные формы уведомления участников процесса, указанные ниже.
Копии судебного акта должны быть направлены в адрес всех участников процесса. В качестве адреса уведомления признается:
- для юридических лиц - адрес государственной регистрации, представленный в регистрирующий орган при государственной регистрации такого лица, который отражается в документах, представленных в суд, в частности, в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц;
- для физических лиц - как правило, это адрес регистрации по месту жительства.
В этой связи на практике возникает ряд проблем, касающихся надлежащего уведомления участников процесса. Такая ситуация возникает в случае несовпадения юридического адреса которым являются вышеуказанные адреса и фактического. По сути, направление копии судебного акта о назначении заседания по юридическому адресу участника процесса является надлежащим уведомлением, однако, при отсутствии его по юридическому адресу, решение суда по данному делу может быть отменено в порядке обжалования таким участником процесса. В подобных случаях закономерным является указание не только юридического, но и фактического адреса либо адреса для почтовой корреспонденции;
- уведомление телеграммой, телефонограммой или иными способами, предусмотренными законом. Использование таких способов допускается в исключительных случаях, когда отсутствует возможность уведомления посредством почтового отправления копии судебного акта, а также в случаях, когда заранее известно, что почтовое уведомление не позволит в полной мере уведомляемому участнику подготовиться к процессу, чем нарушит его процессуальные права.
К числу средств уведомления данной категории могут быть отнесены:
- телеграммы,
- телефонограммы;
- факсимильные сообщения;
- сообщения, отправленные по электронной почте, и проч.
Однако на практике в большинстве случаев суды в указанных обстоятельствах производят уведомление участников процесса посредством направления им телеграммы. Такое положение вещей вызвано необходимостью приобщения к материалам дела документов, подтверждающих отправление соответствующего уведомления, хотя в идеале предполагается приобщение документов, подтверждающих получение адресатом соответствующего уведомления.
6. Согласно ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта. Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если:
- адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован;
- несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд;
- копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Аналогичные правила применяются в отношении юридических лиц, по поводу деятельности которых возник корпоративный спор. По общему правилу арбитражного судопроизводства указанные юридические лица должны рассматриваться в качестве лица, участвующего в деле. Однако в силу специфического положения таких юридических лиц закон предусмотрел в качестве самостоятельного правового предписания необходимость их уведомления. С одной стороны, такие юридические лица являются участниками процесса, с другой - могут рассматриваться как один из элементов объекта корпоративного спора, поскольку общественные отношения составляют объект корпоративного спора, рассматриваемого арбитражным судом.
7. Специальные правовые предписания, введенные в АПК РФ настоящей главой, призваны определять особенности правового регулирования отдельной категории споров - корпоративных. В частности, в рамках комментируемой статьи произведено уточнение юридических фактов, которые могут выступать как в качестве действий, так и в качестве бездействия, о наличии которых лица, участвующие в деле, должны быть уведомлены в обязательном порядке. К числу таких обстоятельств относятся:
- принятие искового заявления;
- принятие заявления по корпоративному спору к производству;
- изменение основания или предмета иска.
Помимо срока, предусмотренного законом для уведомления участников процесса, законодательно также устанавливается и срок направления копии судебных актов. Применительно к таким актам, они должны быть направлены адресатам не позднее, чем за пятнадцать дней до назначенного заседания или иного юридически значимого действия, а также не позднее одного дня с момента вынесения соответствующего определения. Таким образом, законодательные ограничения направлены на защиту прав участвующих в деле лиц, обеспечение им возможности ознакомиться с материалами дела и представить доказательства занимаемой ими позиции. Причем следует отметить, что закон не конкретизирует, какие дни в данном случае учитываются: рабочие или календарные. Судебная практика в подобных случаях, в отсутствие специального указания закона рассматривает такой срок в качестве календарных дней, причем в данном случае закон устанавливает максимальный срок, что не является препятствием для более быстрого направления соответствующего судебного акта.
8. Часть 3 комментируемой статьи предполагает необходимость уведомления участников, учредителей юридического лица, указанного в ч. 2 комментируемой статьи. Причем в указанной правовой норме рассматриваются несколько юридических лиц:
- участники процесса, которыми могут быть физические и юридические лица;
- юридические лица, указанные в ст. 225.1 АПК РФ, по поводу деятельности которых возник корпоративный спор.
Закономерно рассматривать обязанность уведомления участников, учредителей применительно к юридическому лицу, в отношении деятельности которого возник спор. Такое положение вещей объясняется тем, что в большинстве случаев корпоративные споры возникают именно на основании решений учредителей юридического лица, например решения о дополнительной эмиссии, о перераспределении долей в уставном капитале в случае выхода одного из участников общества и т.п. Уведомление указанных субъектов может производиться непосредственно судом, а может быть по решению суда возложено непосредственно на само юридическое лицо. В последнем случае указанный субъект должен представить суду доказательства заблаговременного надлежащего уведомления его участников. Уведомление также производится по общим правилам, предусмотренным ст. 121 АПК РФ.
Закон также регламентирует перечень информации, которая должна быть доведена до сведения соответствующих субъектов в уведомлении:
- факт возбуждения производства по делу;
- предмет и об основании заявленного в арбитражный суд требования;
- об иных обстоятельствах спора.
К рассматриваемой категории субъектов относятся:
- участники (учредители) юридического лица - субъекты, выступающие в качестве создателей юридического лица, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц;
- органы управления и контроля юридического лица - должностные лица, осуществляющие оперативное управление деятельностью юридического лица, к ним относятся совет директоров, общее собрание участников (учредителей), ревизионная комиссия, а в ряде случаев, например, при обязательном аудите - аудиторы, осуществляющие проверку деятельности юридического лица;
- реестродержатель - специализированная организация, осуществляющая регистрацию сделок с ценными бумагами юридического лица, а также осуществляющая контроль за их использованием, распоряжением ими, который ведет реестр ценных бумаг;
- депозитарий - лицо, взявшее на себя обязательства по хранению ценных бумаг юридического лица. Как правило, депозитарий может быть указан в договоре или учредительных документах юридического лица.
Обязанность по уведомлению указанных субъектов может быть возложена на юридическое лицо решением суда, о котором делается отметка в определении. Определение субъекта, в обязанность которого будет входить подобное уведомление, является правом суда, а не его обязанностью, что предполагает возможность самостоятельного уведомления судом. Комментируемая правовая норма предусматривает возложение обязанности на юридическое лицо, которое, в свою очередь, производит уведомление определенных судом субъектов, в том числе органы управления и контроля юридического лица. Однако на практике реализация такой обязанности может быть исполнена именно этими органами, поскольку они осуществляют текущее управление организацией, т.е., по сути, указанное положение предполагает обязанность органов управления организации по уведомлению самих себя.
9. Неисполнение обязанностей, возложенных судом на органы управления юридического лица по уведомлению его учредителей и иных субъектов, влечет применение мер ответственности. По своему содержанию такая ответственность является административной и сводится к уплате штрафных санкций, которые также определяются судом.
Общие правила применения мер ответственности в данном случае регламентируются АПК РФ, к главе 11 которого отсылает комментируемая норма. Размер штрафных санкций в каждом конкретном случае устанавливает суд применительно к каждому индивидуальному делу с учетом его особенностей, а также правового и финансового положения его участников.