ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 276
Скачиваний: 1
25
религиозная неграмотность, невежество и обычный набор человеческих
недостатков (зависть, злоба, высокомерие и т.д.).
Ваххабизм и его брат-тезка «салафизм» (от арабского «саляфийя») за
свою недолгую историю повинны в смерти миллионов людей во всем
мусульманском мире и не только. География преступлений ваххабизма
настолько обширна, что все перечислить в этой книге нет возможности:
это и область Хиджаз со святыми для мусульман городами Мекка и
Медина, современная Иордания, Йемен, современные эмираты в составе
ОАЭ – Абу Даби и Дубай, Сирия, Ливан, Ирак, Оман, Египет, Ливия,
Тунис, Алжир, Сомали, Индия, Таиланд, Филиппины и т.д. Россия,
бывшие советские республики в Закавказье и современная Центральная
Азия также являются объектом притязания современных ваххабитов и их
идеологических союзников.
Терминология хариджизма
Хариджизм как идеология оперирует всевозможными терминами.
Среди этих терминов чаще всего встречаются такие понятия, как
«джихад», «такфир», «куфр», «шахид» и др. Следует отметить, что
хариджизм, используя эти мусульманские термины, полностью извратил
первоначальную сущность этих понятий. Поэтому применительно к
хариджизму более правильно будет говорить не о джихаде, а о
джихадизме, не о шахидах, а шахидизме.
Сущность джихада в исламе
Джихад – это организация определенной схемы действий ради
достижения поставленной задачи. Так более-менее просто можно дать
расшифровку этого слова. Слово «джихад», разумеется, как и
подавляющее большинство других терминов, принятых к употреблению в
мусульманской терминологии арабского происхождения, встречается в
каждом из первоисточников ислама: и в Коране, и в Сунне пророка. Для
комплексного раскрытия сути термина «джихад» обратимся не только к
первоисточникам и основополагающим положениям ислама, но и к
классическим словарям арабского литературного языка. Необходимо это
сделать по одной простой причине: коранический арабский язык и
современный литературный арабский язык, это не одно и то же. Вот
простой пример: в Коране, в 19 стихе главы «Йусуф» говорится
нижеследующее: «И пришел караван верблюдов с путешественниками, и
послали они одного за водой, и опустил он свое ведро». В арабском
классическом понимании слово «cаяратун» переводится как «караван
верблюдов», однако в современном арабском языке это слово имеет
26
совершенно иное значение и трактуется как автомобиль, что кардинально
меняет смысл священного произведения. Исходя из этого, можно понимать
так: «И пришла машина». Само собой, это неверная и недопустимая
интерпретация. О каком автомобиле может идти речь, если описываемое
событие происходило несколько тысяч лет тому назад!
Этот простой пример показывает, что значение арабского языка не
гарантирует полноценного понимания значений и смыслов, вложенных в
коранические стихи. Таким образом простой перевод Корана с арабского
на иной язык просто неприемлем и недопустим. Для настоящего
мусульманина – это страшный грех, для немусульманина же – это путь к
неверной и далекой от истины интерпретации значений и смыслов Корана.
Именно этот подход сработал в отношении термина «джихад». Об этом, в
частности, гласит статья в Dictionnare Mondial De L’islamisme: «Слово
“джихад” является жертвой современности, и в связи с этим его точное
определение вызывает некоторые трудности». Вернее было бы сказать «не
слово», а его значение, смысл, интерпретация. С термином же «джихад»
произошло уникальное явление: оно стало одним из ключевых терминов в
идеологическом противостоянии Запада и Востока, Севера и Юга. Не
удивительно, что слово, имеющее множество значений (в этом одна из
особенностей арабского языка), в понимании идеологических недругов
получило узкое, ограниченное и при этом негативное значение.
Определенная группа людей, кто-то преднамеренно, а кто-то просто,
не ведая сути вопроса, считают, что ислам поощряет, воодушевляет своих
последователей на вооруженную борьбу с неверными.
Обычно с этой целью, для подтверждения своих мыслей, подобные
«деятели» обращаются к ряду коранических стихов.
Простое прочтение их, без понимания сути, способно создать у
читателя ощущение, что ислам представляет собой воинственную религию
мусульман. Подобный упрощенный подход приводит к парадоксальным
«выводам».
Коранические стихи, касающиеся темы войны, сражения,
кровопролития не являются универсальными по своему содержанию.
Каждый из подобных стихов является конкретным по содержанию, имеет
строго ограниченную сферу понимания.
Термин «джихад» в «современной» интерпретации
Современное
исламоведение
будь-то
западное,
будь-то
русскоязычное, немало внимания уделяет проблемам джихада и всему
спектру вопросов, связанных с ним.
В «Краткой энциклопедии Ислама» Гордона Ньюби говорится:
«Джихад» (араб.) – усердие, усилие. Термин часто ошибочно переводится
27
как «священная война». Комментаторы выделяют великий джихад и малый
джихад.
Под
великим
джихадом
понимается
духовное
самосовершенствование, постоянное борение против греха, ежедневные
усилия мусульманина в соблюдении чистоты духа и отвержении зла.
Великий джихад требует больших усилий и считается очень трудной
задачей. Малый джихад включает миссионерскую деятельность и
вооруженную борьбу против неверных, тирании и гнета».
Касаясь военных аспектов термина «джихад», Г. Ньюби делает
акцент на том, что это не продукт классического мусульманского права, а
более поздняя идеологическая разработка отдельных группировок и
личностей: «Позднее некоторые группы, такие как «хариджиты», и ряд
современных
исламских
активистов
наполнили
термин
новым
содержанием – вооруженная священная война с вероотступниками, борьба
за повсеместное создание исламских государств и распространение
ислама». Г. Ньюби добросовестно напоминает, что у понятия «джихад
вооруженный» есть своя этика: «Во времена крестовых походов
мусульманские правоведы разработали детальные кодексы ведения
священной войны, базирующиеся на идее минимального ущерба от
военных действий для гражданского населения. Во время боевых действий
запрещалось причинять зло женщинам, детям, старикам и больным, ломать
деревья и наносить вред сельскохозяйственным угодьям и припасам. На
современном этапе, по мнению Г. Ньюби: «Современные мусульманские
авторы подчеркивают оборонительное значение военного джихада,
ведущегося только до тех пор, пока противник не сложит оружие».
Авторитетный русскоязычный исламовед Айдын А. Али-заде
считает, что джихад это: «Борьба за то, что является для человека самой
благородной и возвышенной целью на земле. Каждый мусульманин
должен проявлять усердие в утверждении и защите Ислама, расходовать
для этого материальные средства, способности и силы». Кроме того, это
«также борьба с духовными или с социальными пророками (например, с
ложью, обманом, развращенностью общества и т.д.). Таким образом,
«джихад» – это и борьба со своими страстями, устранение социальной
несправедливости, постоянное усердие в распространении религии Аллаха
и, наконец, ведение войны с агрессорами во имя Аллаха».
А. Али-заде считает, что джихад в военном плане – это именно
оборонительная, а не наступательная война.
«Цель джихада – утверждение истины и устранение всякой
несправедливости. Джихад не ведется с целью мести, убийства, грабежа
или захвата и порабощения, для насильственного обращения в ислам.
Джихад необходим, чтобы в соответствии со словом Божьим устранить в
обществе пороки и восстановить справедливость, ознакомить людей с
положениями религии и создать условия для того, чтобы ислам могли
принять те, кто этого пожелает».
28
Таким образом, термин «джихад» означает широчайший круг
действий, целью которых является постижение сути ислама,
приверженность его постулатам, передача его последующим поколениям.
Вычленение из этого положения небольшого пласта действий,
связанных с военной тематикой, и акцентирование на этом моменте – не
только не отражает истины, но и является крайне ошибочным мнением.
Таким образом, с точки зрения традиционного ислама джихад – это
всякое усилие, усердие, энергия, направленные на достижение человеком
своего изначального природного естества, заложенного в него самим
Творцом.
Джихад – это борьба самого себя с самим собой. С точки зрения
мусульманского мировосприятия природа человека такова, что он
совершает ошибки, грехи. При этом совершаемые грехи настолько
разнообразны, что они делятся по своей тяжести на великие или смертные
грехи и грехи малые, менее тяжкие. Несмотря ни на что, любой грех
остается грехом, его тяжесть падает на плечи того, кто его совершил, и
остается на нем до тех пор, пока человек не раскается и не поставит себе
цель навсегда от того или иного греха избавиться.
Так, пророк Мухаммад предостерегал свою общину, всех и каждого
от совершения смертных грехов: «Остерегайтесь семи смертных грехов:
многобожия, колдовства, убийства, посягательства на имущество сироты,
проживания на проценты, бегства с поля боя, клеветы на порядочную
женщину».
Мусульманин, охраняя себя от всяческих ухищрений внутреннего
«я», обороняясь от сатанинских посягательств в виде бесконечных
наущений и «добрых советов», совершает великий подвиг и рвение, т.е.
джихад.
Трудно удержать себя от горделивости в тех или иных случаях.
Возникают тысячи причин, чтобы человек возгордился и возвеличил себя в
своих глазах. Внутренняя борьба человека с искушениями – это и есть с
точки зрения традиционного ислама великий джихад.
Удержать себя от соблазна высокомерия по отношению к тем, кто не
обладает роскошным жилищем, средством передвижения, огромным
плодовым садом, многими другими объектами мнимой роскоши и
богатства – это великое джихад.
Суметь совладать со своим «эго» – это великий джихад.
Удержаться от надменности – это проявление великого джихада.
Уберечь свой язык от клеветы на порядочную девушку, женщину, от
произношения лжеклятвы – это самообладание и есть проявление великого
джихада.
Кроме того, с точки зрения традиционного ислама великий джихад
это:
* уберечь свой язык от упреков в адрес того, кто совершил добро;
29
* уберечь себя от произнесения вслух и про себя проклятий;
* уберечь себя от вовлечения в пустые беседы и сплетни;
* уберечь язык от любого злословия;
* уберечь себя от оскорблений в адрес божьих посланников, святых
людей и ученых мужей;
* уберечь себя от оскорблений и насмешек в адрес других
религиозных традиций, их духовенства, предметов и мест культа;
* пророчить плохое, сеять лжепророчества среди людей;
* удержать себя от присвоения чужого имущества путем насилия
или хитрости;
* удержать себя от воровства, кражи чужого имущества;
* удержать себя от притеснения и нанесения обид кому-либо: будь-
то человек или животное.
Для того чтобы удержать себя от подобных деяний, воздержаться от
совершения подобных действий, нужно заковать свое «я», «эго» в крепкие
цепи самого себя, необходимо бороться с самим собой.
Через обретаемое духовное богатство человек очищает свой
внутренний мир от ложных представлений, дурных черт, низких желаний,
мерзких страстей. Именно такого человека, но не каждого, можно назвать
homo sapiens, т.е. человеком разумным. Именно человек разумный
проявляет рвение на пути Божьем и совершает великий джихад.
Примирение враждующих сторон – это джихад
Примером великого стяжания довольствия божьего и рвения, т.е.
джихада, является миссия примирения между враждующими сторонами.
По исламу война – уничтожение рода людского, ресурсов, всего того, что
называется цивилизацией, –противно Господу миров.
Из этого стиха вытекает божественное установление всему роду
человеческому: нужно жить в мире. Мир, спокойствие, порядок должны
властвовать на всей земле. Однако в реальности, практически, во всем
мире
бушуют
братоубийственные,
межконфессиональные,
межгосударственные войны и конфликты интересов. Именно в таких
ситуациях миссия примирения между странами, их лидерами, между
народами и племенами является благородным деянием. В Коране
говорится: «И если две группы верующих воюют меж собой, то
примиряйте их».
Этот стих вбирает в себя несколько очень важных моментов.
Во-первых, здесь говорится о том, что все люди, кто верит в Бога, –
суть верующие, и они в силу этого являются братьями по единому праотцу
Адаму, вне зависимости от того, к какой религиозной традиции
принадлежат. Примирение враждующих между собой людей является,