ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 2. Причины и условия распространения терроризма











В свою очередь, необходимо раскрыть каждую позицию.


  1. Политические причины:

Борьба за власть внутри государств

Отчуждение широких масс от управления глобальными процессами

Притязания к соседним территориям

Передел сфер влияния могущественными государствами

Навязывание определенной идеологии (фашизм, расизм, национализм и др.)

Противоречия в современном мире

Использование терроризма как средства в решении стратегических задач некоторыми государствами


2. Экономические причины:

Неравномерность развития государств

Поляризация богатства и нищеты

Легализация денежно-материальных средств, добытых незаконным путем

Изготовление и сбыт поддельных денежных знаков


  1. Социальные причины

Рост социальной агрессивности населения, потеря веры в завтрашний день

Утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров

Обостренное чувство социальной неустроенности и незащищенности значительной части населения

Эгоизм национальных элит


Противодействие терроризму в Республике Казахстан основывается на следующих основных принципах:

1) приоритете защиты жизни и здоровья, прав лиц, подвергающихся опасности в результате совершения террористических преступлений;

2) соблюдении законности;

3) соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности;

4) приоритете предупреждения терроризма;

5) неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности;

6) комплексном использовании профилактических, политических, социально-экономических мер;

7) единоначалии в оперативном руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении антитеррористической операции.



1. Субъектом обеспечения безопасности от посягательств террористов является государство.

2. Президент Республики Казахстан:

1) определяет основные направления государственной политики в сфере противодействия терроризму;

2) определяет уполномоченный государственный орган по координации деятельности в сфере противодействия терроризму;

3) осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан.

3. Правительство Республики Казахстан:

1) организует обеспечение деятельности государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, необходимыми силами, средствами и ресурсами, в том числе при проведении антитеррористических учений;

2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма;

3) определяет порядок организации деятельности в сфере противодействия терроризму в Республике Казахстан;

4) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента Республики Казахстан.

4. Уполномоченный государственный орган по координации деятельности в сфере противодействия терроризму:


1) координирует в пределах полномочий деятельность государственных органов в сфере противодействия терроризму и организует их взаимодействие;

2) осуществляет контроль за реализацией государственными органами Республики Казахстан комплекса мер по усилению систем безопасности и готовности к нейтрализации террористических угроз;

3) разрабатывает в пределах полномочий нормативные правовые акты в сфере противодействия терроризму;

4) вносит в установленном порядке в Правительство Республики Казахстан предложения по разработке Государственной программы в сфере противодействия терроризму и осуществляет контроль за ее реализацией;

5) представляет Президенту Республики Казахстан ежегодный доклад о принимаемых мерах по противодействию терроризму, а также осуществляет текущее информирование Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан о террористических угрозах;

6) способствует повышению уровня антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, посредством информирования их руководителей о характере и специфике террористических угроз, разработки рекомендаций по противодействию терроризму и антитеррористической защите, проведения практических учений и реализации иных мер;

7) контролирует состояние антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, и исполнение их руководителями требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Закона;

8) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.


Государственными органами, осуществляющими противодействие терроризму, являются:

1) Комитет национальной безопасности Республики Казахстан;

2) Министерство внутренних дел Республики Казахстан;

3) Служба охраны Президента Республики Казахстан;

4) Министерство обороны Республики Казахстан;

5) уполномоченный орган по финансовому мониторингу Республики Казахстан.

6. В деятельности по выявлению, предупреждению и пресечению, профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма в пределах своей компетенции участвуют и другие государственные органы Республики Казахстан.




Вопрос 3. Предупреждение террористической деятельности

1. На территории Республики Казахстан запрещается:

1) пропаганда терроризма;

2) создание, регистрация и функционирование террористических организаций, а также незаконных военизированных формирований.

2. Органы национальной безопасности Республики Казахстан имеют право запрещать въезд в Республику Казахстан иностранцам и лицам без гражданства, которые принимали участие в террористической деятельности.

3. Руководители объектов, уязвимых в террористическом отношении, в целях предупреждения террористической деятельности обязаны реализовывать мероприятия для выполнения следующих требований:

1) поддержания на должном уровне пропускного режима, оснащения объектов современным инженерно-техническим охранным оборудованием;

2) проведения общепрофилактических и учебных мероприятий по обучению персонала технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств;

3) наличия планов и отработанных действий по ликвидации угроз природного и техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;

4) организации защиты информационных сетей объекта, обеспечения информационной безопасности.

В случае совершения акта терроризма руководители и сотрудники объектов, уязвимых в террористическом отношении, обязаны незамедлительно информировать государственные органы, осуществляющие противодействие терроризму, о совершенном акте терроризма и его последствиях, и обеспечить эвакуацию персонала.

Согласно ст. 11 Закона РК «О противодействии терроризму» государственные органы и организации на территории Республики Казахстан обязаны информировать органы, осуществляющие противодействие терроризму, о всех происшествиях с признаками террористической деятельности.


Ткма 2. Тоталитарные секты в Казахстане.


В последние годы на территории Казахстана резко возросла деятельность различных псевдо религиозных объединений и организаций, проще говоря, сект, сект тоталитарных причиняющих своей антиобщественной и подрывной деятельностью огромный вред физическому и психическому здоровью населения, а также составляют угрозу конституционному порядку, общественной и национальной безопасности.

Последователи тоталитарных сект, как правило, лишаются права на медицинскую помощь, на жизнь, на труд, на свободу перемещения, на отдых, на свободу совести, на выполнение гражданских обязанностей, на жилище, на частную собственность, на информацию, на образование, на создание семьи. Фактически эти граждане лишаются основных прав и свобод, декларированных Конституцией Республики Казахстан и международными документами. Деструктивные религиозные объединения особенно опасны тем, что чаще всего вовлекают в свою деятельность молодежь в возрасте от 16 до 35 лет.


Стремясь безраздельно управлять личностью адепта (рядовыми членами), руководители таких культов используют конфликты в семье адепта с родственниками, не принявшими их вероисповедание, с коллегами по работе, одноклассниками, однокурсниками или просто с друзьями. В результате таких конфликтов, а иногда и просто по решению руководителей религиозного объединения, ее последователь уходит из семьи, бросает учебу, работу. Активно используются трудности молодых людей, которые они испытывают на этапе социального становления. Как правило, адепт полностью изолируется от социума и от общества в целом, выпадает из производственной и общественной сферы деятельности государства, отрешается от выполнения своих гражданских обязанностей. При этом член секты, объективно находящийся в психологической зависимости от проповедников, субъективно чувствует себя комфортно и готов выполнять их любые указания.

Как показывает международный опыт, деструктивные религиозные организации, влекомые сомнительными идеями своих руководителей, не только методично разваливают общество, но и могут проводить крупные асоциальные акции: массовое самоубийство и убийство, массовые беспорядки с вооруженным сопротивлением, массовые беспорядки и массовые сухие голодовки до состояния комы. Такого рода акции и скрытая планомерная негативная деятельность деструктивных религиозных объединений, как уже отмечалось выше, безусловно затрагивают вопросы государственной безопасности, национальные интересы в сфере защиты семьи, воспитания и образования детей и молодежи, в сфере психологической защиты личности.

Тоталитарные секты - это такие группы и организации, которые используют крайние неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, контролируют мысли, чувства и поведение своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы. Большинство из них используют религиозное прикрытие, но есть политические, коммерческие, псевдотерапевтические, восточные медитационные и даже группы по избавлению от алкоголя и наркотиков, в которых одна форма зависимости просто заменяется другой. Именно с последним связаны «успехи» ряда адептов секты АУМ в избавлении от алкоголя и наркотиков, которыми восхищались некоторые психологи, не сумевшие или не пожелавшие вникнуть в дело несколько глубже и профессиональнее. Ряд деструктивных культов используют множество прикрытий и ипостасей, чтобы уйти из-под контроля общественного мнения и ввести в заблуждение потенциальные жертвы. Наиболее показательны в этом отношении «Церковь Сайентологии» (центры Дианетики, Хаббард-колледжи, Нарконон) и Церковь Унификации (секта Муна). Последняя имеет десятки дочерних организаций, скрывающих свою связь с материнской структурой в целях более эффективной вербовки. Как правило, вербовка включает в себя многократный и многоуровневый обман и широкое использование психологического насилия, которое во многих случаях нередко сопровождается физическим и сексуальным насилием, шантажом, вымогательством и т.п.


К наиболее известным тоталитарным сектам, действующим на территории Казахстана, можно отнести, опираясь на различные источники и свидетельства, следующие группы и организации: Церковь Унификации (Мунисты); Церковь Сайентологии (Дианетика, Хаббард-колледжи, Нарконон); Харе Кришна (Международное общество Сознания Кришны); Трансцендентальная Медитация; Свидетели Иеговы; Церковь Христа (Бостонская церковь); Озарение (Insight); Лайфспринг (Lifespring); АУМ синрике; «Белое братство»; «Богородичный центр» (Марианская церковь); «Церковь Последнего Завета» За единую Веру Виссариона.

Характерным приемом тоталитарных сект является активное использование различных видов искусственной «любви» на первых этапах вовлечения жертвы в ловушку и применение угроз лишения «любви» на последующих этапах эксплуатации. В психологической науке существует несколько основных моделей деструктивного воздействия тоталитарных сект. Классическая модель выделяет восемь элементов, приводящих, при одновременном и систематическом их использовании применительно к личности, к катастрофическому изменению сознания:

Контроль окружающей обстановки (среды) - жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется.

Мистическое манипулирование - использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняется «нисхождением святого духа».

Требование чистоты - резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта – «хорошая» и «чистая», все остальное – «плохое» и «грязное».

Культ исповеди - требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины.

«Святая наука» - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной.

Нагруженный (культовым смыслом) язык - создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления.

Доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт.

Разделение существования - члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет, т.е. «цель оправдывает любые средства».

Нельзя не обратить внимание, что тоталитарные секты имеют дифференцированный подход к вербуемому контингенту. Например, церковь Муна, сайентологи ориентированы на студенчество, на лиц интеллектуального труда сюда можно отнести также бизнес и политическую элиту страны, в противоположность этому церковь Виссариона, свидетели Иеговы и Богородичный центр вербует более низкий образовательный слой населения.