Файл: Islam_traditsionny_i_vymyshlenny.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 428

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

5   

 

 

- совершение паломничества раз в жизни (для тех, у кого есть такая 

возможность). 

Ихсан или добродетель – это система моральных, этических правил 

поведения мусульманина по отношению к Богу, с самим собой, близкими, 
обществом. 

В  обществе  во  все  времена  были  люди,  живущие  благочестивой 

жизнью. 

Одним из таких людей и был молодой человек по имени Мухаммад 

из города Мекка, что на территории Аравийского полуострова.  В детстве 
он  стал  сиротой  и  сначала  находился  на  попечении  деда,  Абд  аль-
Мутталиба, а затем дяди со стороны отца, Абу Талеба. 

Мухаммад,  сын  Абдаллаха  и  Амины,  верил  по-своему  в  единого 

Бога. 

Он  рос  честным,  порядочным,  добросердечным.  Его  от  прочих 

соплеменников 

отличала 

правдивость, 

чувство 

справедливости, 

решительность, желание помочь нуждающимся людям. 

В возрасте 40 лет, во время молитвенного уединения, Мухаммаду, по 

преданию, явился ангел. 

Ангел  сообщил  ему  весть  о  том,  что  Бог  избрал  его  своим 

посланником  к  людям.  Естественно,  что  Мухаммад  не  только  испугался, 
но и счел себя несоответствующим высоким требованиям, предъявляемым 
к посланникам Бога. Мухаммад знал, что до него по земле было множество 
пророков  и  посланников  Бога.  Несмотря  на  существование  отличий,  их 
всех объединяло одно: они были посланы Богом к людям. 

 

Суть миссии Мухаммада 

 
В чем заключалась суть миссии, возложенной Богом на Мухаммада? 
Мухаммад  возвестил  людям  о  том,  что  нет  Бога,  кроме  Единого, 

Одного Бога, а на него возложена миссия Божьего посланника. 

К  тому  времени  арабы,  к  которым  относился  Мухаммад,  жили  в 

условиях падения человеческих нравов, облекшихся в ужасные формы. 

Люди  обманывали  друг  друга.  Сироты,  вдовы,  старики  были 

объектом  притеснений.  Рабство  было  обычным  делом.  Женщины  не 
считались за людей. Все это происходило на фоне бесконечных племенных  
войн, грабежей и споров. 

Мухаммад,  который  по  требованию  Бога  стал  именовать  себя  его 

пророком  и  посланником,  начал  возвещать  о  новой  эпохе.  По 
мусульманской  традиции  после  упоминания  имени  пророка  Мухаммада 
принято произносить особую молитву, называющуюся «салават». 

В речах Мухаммада слово «Бог» звучало как  Аллах. Наряду с этим 

наименованием  используются  такие  слова,  как  «Господь»,  «Творец», 


background image

 

6   

 

 

«Создатель»   и т.д. 

Пророк  Мухаммад  начал  вести  проповеди  среди  своего  народа  и 

возвещать  слово  Божье.  Слово  Аллаха,  которое  было  доведено  ангелом 
Джебраилом  пророку  Мухаммаду,  называется  «Коран»  (по-арабски  «аль-
Кур'ан»). 

Коран  для  мусульман  является  священной  книгой.  Его  также 

именуют как «Благородный Коран», «Писание» и т.д.  

Коран  состоит  из  114  глав.  По-арабски  они  именуются  «сурами». 

Каждая  из  них  состоит  из  отдельных  стихов.  В  мусульманской  традиции 
их  принято называть  «аятами».  Каждая  глава,  а  иногда  и  отдельный  стих 
имеют  свое  название.  Например,  наиболее  объемная  глава  Корана 
называется  сурой  «Аль  -  Бакара»  («Корова»),  а  самый  длинный  стих  в 
Коране называется «Аят аль-Курсий» («Тронный стих»). 

Слова,  высказывания,  действия  пророка  Мухаммада  в  исламе 

называются  «хадисами».  Существуют  так  называемые  «канонические 
сборники  хадисов»  пророка  Мухаммада.  Наиболее  известные  из  этих 
сборников  принадлежат  авторству  аль-Бухари  и  Муслима.  В 
мусульманской традиции весь свод хадисов принято называть Сунной или 
Священным преданием. 

Священный Коран и хадисы, т.е. Священное мусульманское писание 

и  Священное  предание,  составляют  основу  мусульманского  закона  или 
шариата. 

В  исламе  наибольшим  почетом  пользуются  знатоки  мусульманских 

наук.  Среди  них  есть  знатоки  права  (факихи),  чтецы  Корана  (кари), 
знатоки хадисов (мухаддис) и т.д. 

Одними  из  компетентных  мусульманских  богословов  являются 

имамы (т.е. предстоятели на общественной молитве) и улемы (алимы). 

Мусульманская община в исламе именуется «уммой». Умма, проще 

говоря, это весь спектр народов, исповедующих ислам.  

Мусульмане-сунниты  являются  приверженцами  богословских  школ 

или мазхабов. Всего их четыре: ханафитская, маликитская, шафиитская и 
ханбалитская.  В  России  мусульмане  являются  последователями 
ханафитской и шафиитской школ. 

Почти за полторы тысячи лет истории исламской религии появились 

течения,  группировки,  идеология,  которых  в  корне  расходятся  с  учением 
ислама.  Эти  группировки  или  секты  используют  мусульманскую 
символику,  терминологию  и  атрибуты.  Внешне  последователи  этих  сект 
похожи на мусульман, однако в реальности они не только  далеко отошли 
от исламского учения, но и противоречат ему. 

 
 

 


background image

 

7   

 

 

Ислам в России 

 
Ислам 

является 

второй, 

после 

христианства, 

религией, 

приверженцами 

которой 

являются 

представители 

различных 

национальностей,  проживающих  на  территории  Российской  Федерации. 
Среди них татары, башкиры, чеченцы, ингуши, народы Дагестана и другие. 

Корни  исламской  религии  уходят  далеко  в  историю  российского 

государства.  Согласно  существующим  преданиям,  предки  современных 
казанских татар, булгары, приняли ислам еще в эпоху пророка Мухаммада. 

Поэтому не удивительно, что спустя три века к моменту приезда в г. 

Булгар,  столицу  Волжской    Болгарии,  делегации  из  Багдада,  в  этом 
государстве ислам уже был государственной религией.  

Багдад  (столица  современного  Ирака)  в  VIII  –  XIII  вв.  являлся 

столицей  багдадского  халифата,  т.е.  мусульманского  государства. 
Правителя Багдадского халифата именовали халифом. 

В  922  году  булгары,  как  это  принято  в  мусульманской  традиции, 

объявили  о  признании  статуса  багдадского  халифа  как  правителя  всех 
мусульман. 

Другим  направлением  продвижения  ислама  на  территорию 

современной России стала в свое время территория Дагестана. 

Знаменитый  Дербент  в  арабских  исторических  документах  стал 

именоваться «Баб аль-Абваб» (т.е. «врата ворот»). 

Процесс  принятия  ислама  рядом  народов,  живущих  на  территории 

современной  России,  был,  за  некоторыми  исключениями,  скорым  и 
быстрым. 

Современное мусульманское сообщество Российской  Федерации это 

быстро развивающаяся община. Сегодня  в нашей стране нет региона, где 
бы ни жили и ни трудились мусульмане. В последние годы за счет роста 
числа переселенцев и сезонных мигрантов из бывших советских республик 
число  мусульман  в  России  постепенно  увеличивается.  Этот  процесс 
привнес в жизнь российского мусульманского сообщества новые веяния. В 
этих  условиях,  наряду  с  ростом  глобализации  и  огромным 
технологическим  прогрессом,  перед  мусульманами  России  встают 
насущные  проблемы,  от  грамотного  решения  которых  зависит  будущее 
российского ислама. 

 

Особенности традиционного ислама в России 

 
Россия  всегда  была  многоконфессиональной  и    многонациональной 

страной.  За  многие  сотни  лет  в  нашей  стране  сформировался  особый 
климат  во  взаимоотношениях  между  последователями  различных 
традиций.  


background image

 

8   

 

 

Российские мусульмане отличаются от своих собратьев за  границей 

чувством  глубокого  патриотизма,  готовностью  к  сотрудничеству  с 
последователями  традиционных  религий  России.  Особо  теплые 
взаимоотношения  сложились  между  православными  христианами  и 
правоверными мусульманами. 

 

Требования, предъявляемые к мусульманину 

 
1. В исламе нет места приспособленцам. 
Настоящий мусульманин всегда придерживается хорошего мнения о 

других.  Об  этом  сказал  пророк  Мухаммад:  «Пусть  никто  из  вас  не  будет 
приспособленцем, говоря: “Я с людьми таков: коль люди отнеслись ко мне 
по-хорошему, то и я отнесусь к ним по-хорошему, а коль они отнеслись ко 
мне по-плохому, то и я отнесусь к ним плохо!” Однако прививайте себе то, 
что коль люди отнесутся к вам по-хорошему, то и вы отнесетесь к ним по-
хорошему,  а  коль  они  отнесутся  к  вам  по-плохому,  то  вы  будете 
воздерживаться  от  плохого  отношения  к  ним»  (приводится  в  сборнике 
хадисов, составленных ат-Тирмизи). 

 
2. Мусульманин в ответе за свои обязательства. 
Мусульманин  должен  ответственно  относиться  по  отношению  к 

обязательствам, взятым на себя.  

В  одном  из    хадисов  приводятся  такие  слова  посланника  Аллаха: 

«Призовет  Аллах  обладателя  долга  в  День  Воскрешения,  чтобы  он 
предстал  пред  Ним,  и  будет  сказано:  “О,  сын  Адама!  Ради  чего  ты  взял 
этот долг? Ради чего ты расточал права людей?” А он скажет: “О Господи! 
Воистину,  Ты  знаешь,  что  я  взял  его,  но  не  проедал  и  не  пропивал,  и  не 
одевался, и не расточал. Но, однако, меня настигали, то пожар, то кража, 
то убытки!”.  И скажет Аллах: “Твоя правда, раб мой. У меня в этот день 
больше прав среди тех, кто возместит за тебя”. И призовет Аллах что-то и 
то-то  и  положит  это  на  чашу  его  весов,  и  его  благодеяния  перевесят  его 
злодеяния,  и  войдет  он  в  Рай  по  милости  Его»  (приводится  в  сборнике 
хадисов,  составленных  Ахмадом  ибн Ханбалем).  Смысл хадиса  состоит  в 
том,  что  примерный,  порядочный  мусульманин  должен  ответственно 
подходить к своим долговым обязательствам. 

В другом хадисе один из сподвижников по имени Адий ибн Умайра 

рассказывает, что он слышал, как пророк говорил следующее: «Тот среди 
вас, кого мы использовали в каком-либо деле, а он скрыл от нас иголку или 
более  того  –  это  будет  предательством,  с  которым  он  явится  в  День 
Воскрешения».  Мораль  хадиса  сводится  к  тому,  что  мусульманин, 
назначенный  на  какую-либо  должность,  неважно,  на  руководящую  или 
простую,  обязан  относиться  к  своей  работе  с  великой  ответственностью. 
Кроме того, руководитель не должен видеть свою должность как средство 


background image

 

9   

 

 

личного обогащения. 

 
3. Всеобщая обязанность: один за всех и все за одного. 
С точки зрения мусульманского закона каждый мусульманин обязан 

чувствовать ответственность по отношению к себе, своим близким, семье. 
В одном из хадисов говорится: «Каждый из вас пастырь и каждый из вас в 
ответе за свою паству. Так, предводитель – пастырь, и он в ответе за свою 
паству, и мужчина – пастырь в своей семье, и он в ответе за свою паству, и 
женщина в доме своего мужа – пастырь, и она в ответе за свою паству, и 
слуга  в  имуществе  своего  господина  –    пастырь,  и  он  в  ответе  за  свою 
паству» (приводится в сборнике хадисов, составленных аль-Бухари). 

Если же руководитель сполна исполнил свои обязанности и нанятый 

на исполнение той или иной работы рабочий получил причитающееся, то 
они  оказываются  истинными  правоверными,  угодными  Господу  Творцу. 
Пророк  сказал: «Работник, если был нанят и взял право (т.е. надлежащее 
ему)  и  отдал  право  (т.е.  надлежащее  тому,  кто  его  нанял),  не  перестает 
пребывать подобным тому, кто  проявляет  рвение на пути Аллаха, пока не 
вернется он к себе домой» (приводится в сборнике хадисов, составленных 
Ат-Табарани). 

 
4. Доверие по отношению к себе и другим. 
С точки зрения мусульманина, каждый должен хранить верность и к 

личному,  и  к  общественному  благу.  Посланник  Аллаха  строжайше 
предупреждал о том, что каждый мусульманин должен хранить то, что ему 
доверили:  это  может  быть  и  слово,  и  имущество,  и  иное.  В  одном  из 
хадисов говорится: «Собрание зиждется на доверии, за исключением трех 
собраний: собрание, чей замысел пролить запретную кровь, или запретное 
ложе,  или  собрание,  чей  замысел  урвать  имущество  не  по  праву»  (из 
сборника Абу Дауда). 

В  рассказе,  который  дошел  в  пересказе  Абдуллаха  ибн  Абу  Аль-

Хамса,  можно  найти  подтверждение,  насколько  высоко  ценил  пророк 
Мухаммад верность данному слову: «Я договорился с посланником Аллаха 
о  продаже  товара,  до  того  как  Мухаммад  был  послан  Аллахом  на 
пророческую  миссию,  но  некоторая  часть  его  товара  осталась  у  меня.  Я 
пообещал Пророку, что передам ему в определенном месте, но позабыл об 
этом. Спустя три дня я вспомнил о нем и отправился, а он все был на этом 
месте,  и  он  сказал:  «О,  юноша!  Ты  ввел  меня  в  затруднение!  Я  ожидаю 
тебя здесь вот уже три дня» (приводится у Абу Дауда). 

Насколько  верность  слову,  обету,  обещанию  ценится  у  мусульман, 

можно также почерпнуть из следующего рассказа. Итак, рассказывают, что 
пророк    пообещал  Джаберу  ибн  Абдуллаху,  что  даст  ему  подарок  из 
имущества, доставленного из Бахрейна, но пророка скоропостижно застала 
смерть  до  того,  как  он  смог  выполнить  обещание.  Когда  имущество  из