Файл: 2014_12_29_Internet_i_antiterror.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 262

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

10 

А)  «Живой  Журнал»  (далее  -  ЖЖ),  старейший  из  блогосервисов 

Рунета  (ныне  переживающий  определенный  кризис),  интерфейс  этого 

сервиса, когда-то работавшего в «закрытом» режиме

3

, подразумевал навык 

пользователя  писать  связные,  аргументированные  тексты,  а  древовидная 

система  комментариев  –  вести  множество  независимых  друг  от  друга 

дискуссий. Сегодня этот сервис считается прибежищем «интернет-элиты», 

обсуждающей  заумные  тексты.  Он  характеризуется  старомодным 

интерфейсом  и  невозможностью  ставить  «лайки»

4

.  Основная  масса 

известных  «тысячников»  (то  есть  пользователей,  имеющих  более  1000 

официальных  подписчиков)  использует  в  качестве  основной  площадки 

именно  ЖЖ,  в  том  числе  и  для  политической  активности,  зарабатывания 

денег и т.д. 

Б)  «Фейсбук»,  ныне  все  более  популярная  социальная  сеть, 

постепенно перетягивает к себе аудиторию ЖЖ. Она менее требовательна 

к интернет-каналу, удобнее для доступа с помощью мобильных устройств, 

но  в  отличие  от  ЖЖ  не  поддерживает  длинные  тексты  (максимум  5000 

знаков),  да  и  система  комментариев  не  подразумевает  удобства  при 

ведении  длинных  дискуссий.  Появление  кнопки  «like»,  дающей 

возможность  отметить  интерес  и  не  требующей  писать  ответ,  резко 

снижает  интеллектуальную  нагрузку  на  пользователя.  Гораздо  более 

распространена среди молодежи, а система мгновенных сообщений служит 

все более и более удобной заменой интернет-мессенджерам, типа ICQ или 

QIP.   

В)  «ВКонтакте»  и  «Одноклассники»  -  отечественные  социальные 

сети,  получившие  максимальное  распространение.  Они  не  требуют 

хорошего,  «широкого»  интернет-канала  и  во  многом  именно  поэтому 

                                                 

3

 Зарегистрироваться в сервисе блогов могли только пользователи, имевшие специальное «приглашение» 

(заимств. «инвайт») 

4

 «Лайк» – показатель отношения пользователей к сообщению в социальных сетях, сайту, записи в блоге, 

сайту в поисковой выдаче или контекстному объявлению. Изначально в социальной сети «Фейсбук» 
выглядел как кнопка интерфейса с символом в виде поднятого большого пальца кисти руки 


background image

 

11 

имеют гораздо большее распространение там, где доступ в Интернет имеет 

определенные  ограничения.  Полностью  русскоязычный  интерфейс  более 

удобен для аудитории, не владеющей иностранными языками. Именно эти 

сети  получили  наибольшее  распространение  среди  молодежи  до  25  лет  в 

сельской  местности  или  небольших  городах.  Эти  социальные  сети  не 

подразумевают  умения  создавать  длинные  связные  тексты  или  вести 

аргументированную дискуссию. Они наиболее приспособлены для обмена 

визуальной информацией – фото или видео.  

Именно  здесь,  в  социальных  сетях  и  блогосфере,  пользователь 

Интернета  получает  большую  часть  виртуального  общения  и  может 

контактировать  с  носителями  любых  идей.  От  реального  мира  это 

виртуальное  пространство  отличается  не  только  объемом  информации, 

скоростью  доступа  и  количеством  возможных  контактов,  но  и  резким 

снижением уровня контроля за контактами со стороны кого бы то ни было 

–  от  родителей  до  правоохранительных  органов.  Именно  из-за  этого 

интернет-пространство  так  «полюбилось»  разного  рода  идеологам  и 

вербовщикам экстремистских организаций. Сидя в тепле и уюте, зачастую 

вдали 

от 

территории 

Российской 

Федерации, 

можно 

вести 

индивидуальную  работу  по  вербовке  в 

ряды  бандформирований  молодежи  из 

любого  региона  страны,  с  минимальным 

риском для себя.  

Есть и еще одно объяснение, почему 

Интернет, и в частности социальные сети, 

так  популярны  у  адептов  экстремизма  – 

им  нужна  «трибуна»  для  пропаганды 

своих 

взглядов. 

Официальные, 

действующие 

в 

правовом 

поле, 

лицензированные  средства  массовой  информации  (газеты,  радио, 


background image

 

12 

телевизор) для них закрыты, поэтому на сегодня Интернет - единственная 

доступная  трибуна,  имеющая  потенциально  широкую  аудиторию. 

Конечно,  кроме  присутствия  в  социальных  сетях  и  блогосфере, 

экстремисты всех мастей стараются иметь и собственные сайты, но доступ 

к  ним  блокируется,  спецслужбы  стараются  закрывать  подобные  ресурсы, 

да  и  аудитория  у  них  сравнительно  небольшая.  Хотя,  учитывая  рост 

Интернета,  этих  ресурсов  становится  все  больше:  в  1998  году 

террористические  структуры  поддерживали  всего  12  сайтов.  Уже  к  2005 

году  их  насчитывалось  около  4800,  а  в  настоящее  время,  по  оценкам 

экспертов,  – около 10 тысяч. Кроме того, в сети функционирует большое 

количество  новостных  агентств  и  сайтов,  напрямую  не  связанных  с 

террористическими  организациями,  но  разделяющих  их  идеологию  и 

оказывающих  террористам  поддержку  в  различных  формах.  Чтобы 

избежать блокировки со стороны органов власти, многие сайты постоянно 

меняют  свои  адреса.  В  русскоязычном  секторе  Интернета  в  настоящее 

время  работают  около  200  сайтов,  поддерживающих  идеи  терроризма  и 

экстремизма.  Несмотря  на  достаточно  большое  количество,  аудитория  у 

них  сравнительно  небольшая  и  формируется  в  основном  за  счет  тех,  кто 

уже  принял  для  себя  ошибочное  решение  –  связать  свою  жизнь  с 

терроризмом.  

Для привлечения непосредственно на ресурс новых сторонников их 

сначала нужно найти где-то в другом месте, вступить в контакт, убедить в 

своих идеях и после этого лишь привлечь на ресурс, особенно если прямой 

доступ к нему закрыт. В социальных сетях все гораздо проще – аудитория 

необъятная,  достаточно  написать  в  любой  дискуссии  короткую  ремарку, 

как  собеседники  сами  придут,  чтобы  начать  спор,  а  дальше  –  «дело 

техники».  Методы  информационного  воздействия,  которыми  пользуются 

вербовщики  и  распространители  противоправных  идей,  не  новы.  Это 

старые  и  хорошо  известные  средства,  такие  как  подтасовка  фактов,  игры 


background image

 

13 

на 

необразованности 

или 

незнании 

определенных 

вещей, 

манипулирование  тенденциозно  подобранными  новостями  и  яркая 

риторика. Эти методы идеально работают и в обычной жизни: вспомните, 

как  легко  «заводится»  толпа  на  митингах  или  болельщики  на  стадионе,  

как просто вбрасывается любая, самая бредовая идея и как в  виде слухов 

она  начинает  распространяться  на  любые  расстояния,  по  пути  обрастая 

фантастическими  подробностями  и  домыслами.  Социальные  сети  и 

блогосфера – это та же уличная толпа, только охват существенно больше и 

скорость  распространения  на  порядок  выше,  а  учитывая  привычку 

большинства  пользователей  -  увидев  яркий,  броский  заголовок  нажимать 

на  кнопку  «репост»,  «ретвит»  или  «поделится»,  можно  сказать,  что 

процесс  распространения  слухов  превращается  в  неконтролируемое 

цунами.  Есть  еще  одна  проблема,  из-за  которой  слухи  и  недостоверная 

информация получают такую фантастическую скорость распространения – 

нежелание  и/или  неумение  перепроверять  полученную  информацию. 

Единственный 

метод 

борьбы 

с 

подобным 

волнообразным 

распространением «вброса» - проверка и перепроверка информации. 

Как  выглядит  «экстремистский  материал»?  Конечно,  признать  тот 

или  текст  экстремистским  может  только  суд,  но  знать  и  уметь  находить 

признаки экстремизма Вы должны уметь. Итак, если в тексте содержаться: 

1.

 

призывы  к  изменению  государственного  строя  насильственным 

путем (т.е. призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно 

избранной власти, а также собственно эта деятельность); 

2.

 

 публичные 

призывы  к  осуществлению  террористической 

деятельности  или  публичное  оправдание  терроризма,  в  том  числе  с 

использованием  средств  массовой  информации  (под  этим  понимается 

заявление  того  или  иного  лица  (источника)  о  признании  идеологии  и 

практики  терроризма  правильными,  нуждающимися  в  поддержке  и 

подражании); 


background image

 

14 

3.

 

 возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной 

розни  (призывы  к  убийству,  избиению  или  выселению  лиц  определенной 

национальности или вероисповедания); 

4.

 

пропаганда 

исключительности, 

превосходства 

либо 

неполноценности  человека  по  признаку  его  социальной,  расовой, 

национальной, религиозной или языковой принадлежности. 

Если  в  увиденном  Вами  тексте  присутствует  хотя  бы  один  из 

перечисленных признаков – относится к этому тексту надо с повышенной 

настороженностью.