ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 277
Скачиваний: 1
10
А) «Живой Журнал» (далее - ЖЖ), старейший из блогосервисов
Рунета (ныне переживающий определенный кризис), интерфейс этого
сервиса, когда-то работавшего в «закрытом» режиме
3
, подразумевал навык
пользователя писать связные, аргументированные тексты, а древовидная
система комментариев – вести множество независимых друг от друга
дискуссий. Сегодня этот сервис считается прибежищем «интернет-элиты»,
обсуждающей заумные тексты. Он характеризуется старомодным
интерфейсом и невозможностью ставить «лайки»
4
. Основная масса
известных «тысячников» (то есть пользователей, имеющих более 1000
официальных подписчиков) использует в качестве основной площадки
именно ЖЖ, в том числе и для политической активности, зарабатывания
денег и т.д.
Б) «Фейсбук», ныне все более популярная социальная сеть,
постепенно перетягивает к себе аудиторию ЖЖ. Она менее требовательна
к интернет-каналу, удобнее для доступа с помощью мобильных устройств,
но в отличие от ЖЖ не поддерживает длинные тексты (максимум 5000
знаков), да и система комментариев не подразумевает удобства при
ведении длинных дискуссий. Появление кнопки «like», дающей
возможность отметить интерес и не требующей писать ответ, резко
снижает интеллектуальную нагрузку на пользователя. Гораздо более
распространена среди молодежи, а система мгновенных сообщений служит
все более и более удобной заменой интернет-мессенджерам, типа ICQ или
QIP.
В) «ВКонтакте» и «Одноклассники» - отечественные социальные
сети, получившие максимальное распространение. Они не требуют
хорошего, «широкого» интернет-канала и во многом именно поэтому
3
Зарегистрироваться в сервисе блогов могли только пользователи, имевшие специальное «приглашение»
(заимств. «инвайт»)
4
«Лайк» – показатель отношения пользователей к сообщению в социальных сетях, сайту, записи в блоге,
сайту в поисковой выдаче или контекстному объявлению. Изначально в социальной сети «Фейсбук»
выглядел как кнопка интерфейса с символом в виде поднятого большого пальца кисти руки
11
имеют гораздо большее распространение там, где доступ в Интернет имеет
определенные ограничения. Полностью русскоязычный интерфейс более
удобен для аудитории, не владеющей иностранными языками. Именно эти
сети получили наибольшее распространение среди молодежи до 25 лет в
сельской местности или небольших городах. Эти социальные сети не
подразумевают умения создавать длинные связные тексты или вести
аргументированную дискуссию. Они наиболее приспособлены для обмена
визуальной информацией – фото или видео.
Именно здесь, в социальных сетях и блогосфере, пользователь
Интернета получает большую часть виртуального общения и может
контактировать с носителями любых идей. От реального мира это
виртуальное пространство отличается не только объемом информации,
скоростью доступа и количеством возможных контактов, но и резким
снижением уровня контроля за контактами со стороны кого бы то ни было
– от родителей до правоохранительных органов. Именно из-за этого
интернет-пространство так «полюбилось» разного рода идеологам и
вербовщикам экстремистских организаций. Сидя в тепле и уюте, зачастую
вдали
от
территории
Российской
Федерации,
можно
вести
индивидуальную работу по вербовке в
ряды бандформирований молодежи из
любого региона страны, с минимальным
риском для себя.
Есть и еще одно объяснение, почему
Интернет, и в частности социальные сети,
так популярны у адептов экстремизма –
им нужна «трибуна» для пропаганды
своих
взглядов.
Официальные,
действующие
в
правовом
поле,
лицензированные средства массовой информации (газеты, радио,
12
телевизор) для них закрыты, поэтому на сегодня Интернет - единственная
доступная трибуна, имеющая потенциально широкую аудиторию.
Конечно, кроме присутствия в социальных сетях и блогосфере,
экстремисты всех мастей стараются иметь и собственные сайты, но доступ
к ним блокируется, спецслужбы стараются закрывать подобные ресурсы,
да и аудитория у них сравнительно небольшая. Хотя, учитывая рост
Интернета, этих ресурсов становится все больше: в 1998 году
террористические структуры поддерживали всего 12 сайтов. Уже к 2005
году их насчитывалось около 4800, а в настоящее время, по оценкам
экспертов, – около 10 тысяч. Кроме того, в сети функционирует большое
количество новостных агентств и сайтов, напрямую не связанных с
террористическими организациями, но разделяющих их идеологию и
оказывающих террористам поддержку в различных формах. Чтобы
избежать блокировки со стороны органов власти, многие сайты постоянно
меняют свои адреса. В русскоязычном секторе Интернета в настоящее
время работают около 200 сайтов, поддерживающих идеи терроризма и
экстремизма. Несмотря на достаточно большое количество, аудитория у
них сравнительно небольшая и формируется в основном за счет тех, кто
уже принял для себя ошибочное решение – связать свою жизнь с
терроризмом.
Для привлечения непосредственно на ресурс новых сторонников их
сначала нужно найти где-то в другом месте, вступить в контакт, убедить в
своих идеях и после этого лишь привлечь на ресурс, особенно если прямой
доступ к нему закрыт. В социальных сетях все гораздо проще – аудитория
необъятная, достаточно написать в любой дискуссии короткую ремарку,
как собеседники сами придут, чтобы начать спор, а дальше – «дело
техники». Методы информационного воздействия, которыми пользуются
вербовщики и распространители противоправных идей, не новы. Это
старые и хорошо известные средства, такие как подтасовка фактов, игры
13
на
необразованности
или
незнании
определенных
вещей,
манипулирование тенденциозно подобранными новостями и яркая
риторика. Эти методы идеально работают и в обычной жизни: вспомните,
как легко «заводится» толпа на митингах или болельщики на стадионе,
как просто вбрасывается любая, самая бредовая идея и как в виде слухов
она начинает распространяться на любые расстояния, по пути обрастая
фантастическими подробностями и домыслами. Социальные сети и
блогосфера – это та же уличная толпа, только охват существенно больше и
скорость распространения на порядок выше, а учитывая привычку
большинства пользователей - увидев яркий, броский заголовок нажимать
на кнопку «репост», «ретвит» или «поделится», можно сказать, что
процесс распространения слухов превращается в неконтролируемое
цунами. Есть еще одна проблема, из-за которой слухи и недостоверная
информация получают такую фантастическую скорость распространения –
нежелание и/или неумение перепроверять полученную информацию.
Единственный
метод
борьбы
с
подобным
волнообразным
распространением «вброса» - проверка и перепроверка информации.
Как выглядит «экстремистский материал»? Конечно, признать тот
или текст экстремистским может только суд, но знать и уметь находить
признаки экстремизма Вы должны уметь. Итак, если в тексте содержаться:
1.
призывы к изменению государственного строя насильственным
путем (т.е. призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно
избранной власти, а также собственно эта деятельность);
2.
публичные
призывы к осуществлению террористической
деятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе с
использованием средств массовой информации (под этим понимается
заявление того или иного лица (источника) о признании идеологии и
практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и
подражании);
14
3.
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной
розни (призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной
национальности или вероисповедания);
4.
пропаганда
исключительности,
превосходства
либо
неполноценности человека по признаку его социальной, расовой,
национальной, религиозной или языковой принадлежности.
Если в увиденном Вами тексте присутствует хотя бы один из
перечисленных признаков – относится к этому тексту надо с повышенной
настороженностью.