ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Базы данных
Добавлен: 28.11.2018
Просмотров: 3104
Скачиваний: 9
6
4
ЛАБОРАТОРНЫЕ
РАБОТЫ
Для выполнения лабораторных работ необходимо установить систе-
му FoxPro и изучить основные понятия и возможности диалоговой среды,
описанные в учебном пособии в разделе 7.
Выбор варианта (предметной области) лабораторных работ, а также
текстовой контрольной работы осуществляется по общим правилам с ис-
пользованием следующей формулы:
V = (N*K) div 100,
где V — искомый номер варианта,
N — общее количество вариантов,
div — целочисленное деление,
при V= 0 выбирается максимальный вариант,
K — значение 2-х последних цифр пароля.
Перечень предметных областей представлен в Приложении А.
4.1
Лабораторная
работа
№
1
Лабораторная работа № 1 состоит из двух заданий: задания № 1
«Создание и модификация файла базы данных» и задания № 2 «Разработка
программ локализации и поиска записей». Резултатом выполнения лабора-
торной работы № 1 является выполнение обоих заданий.
Задание
№
1.
Создание
и
модификация
файла
базы
данных
Целью работы является получение навыков описания логической
структуры файлов базы данных, изучение режимов редактирования и
приемов упорядочивания данных, создание и манипулирование индексны-
ми файлами.
Порядок выполнения работы
4.1.1 Выбрать опцию New в вертикальном меню File полосы главно-
го меню экранного интерфейса. В ответ появляется область диалога
(рис. 4.1) со списком типов файлов, которые можно создать в текущий мо-
мент времени. По умолчанию считается выбранным тип Database, т. е. dbf-
файл. Это нам и нужно, поэтому активизируем ОК, после чего система пе-
реходит в окно диалога (рис. 4.2), поддерживающего процесс создания
описания структуры dbf-файла, пока со стандартным именем Untitled (бе-
зымянный). Фактически запущена команда Create в чем можно убедиться
посмотрев команду в командном окне, т.к. любое действие пользователя,
выбранное с помощью инициализации пункта меню, реализуется опреде-
ленной командой системы и отражается в командном окне.
7
Рис. 4.1 — Выбор типа файла
Пользователю в окне STRUCTURE (рис. 4.2) предлагается для каж-
дого типа данных последовательно, начиная с первого, ввести параметры,
которые характеризуют данные:
•
Name-имя данного (длина до 10 символов),
•
Type — тип,
•
Width — размер(длину поля)
•
Dec — точность (имеет смысл только для числовых (Numeric)
значений данных и назначает число знаков после запятой).
Начиная с этого момента, приводимые окна диалога будут отобра-
жать действие по работе с конкретными файлами.
Проиллюстрируем процесс создания файла ONE.dbf с полями:
CODE,FULL_NAME,ORGANIZ,ADDRESS,NAME_RUK,
NUMBER_TLG,CH_MEST,SEASON,CH_PAC_Y.
Рис. 4.2 — Создание и описания структуры dbf-файла
Меню Type (назначение типов данных) вызывается нажатием клави-
ши SPACE(пробел) после ввода имени поля, когда становится активным
поле TYPE. Поле точность (DEC) имеет смысл, а потому и доступно толь-
8
ко для числовых данных, а поле размер (WIDTH) автоматически устанав-
ливается для логических — 1, дат — 8 (мм/дд/гг) и Мемо полей — 10.
По умолчанию для символьных и числовых данных размер поля ус-
тановлен равным 10, пользователь, при необходимости, может его скор-
ректировать.
4.1.2 Чтобы вставить описание нового поля в уже существующий
список полей, необходимо подвести курсор на описание поля, непосредст-
венно за которым следует вставить новое поле, а затем с помощью клави-
ши Тab перейти к кнопке INSERT и активизировать ее. В описании поя-
вится строка с именем NEW FIELD. Пользователь записывает необходи-
мое имя вместо зарезервированного по умолчанию New field, а также зада-
ет его тип и размер.
Аналогично, для удаления описания некоторого поля необходимо
вначале установить на него курсор, а затем перейти с помощью клавиши
Тab на кнопку DELETE и активизировать ее. Если пользователь намерен
отказаться от создаваемого описания полностью, он должен активизиро-
вать кнопку CANCEL, после чего система запрашивает
----------------------------¬
¦ Discard structure Change? ¦
¦
отказаться от изменений ¦
¦ <Yes> <No> ¦
L----------------------------
Если выбрать кнопку Nо — происходит возврат в окно ввода струк-
турных характеристик. Если выбрать кнопку Yes — отмена всех создан-
ных описаний и выход в начальное окно интерфейса FoxPro. В командном
окне остается команда CREATE UNTITLED, ее можно вновь запустить,
установив на нее курсор и нажав клавишу ENTER.
При выборе кнопки ОК (нормальное завершение формирования опи-
сания структуры файла) система переходит в окно (рис. 4.3) определения
имени файла (по умолчанию система присваивает имя Untitled).
Рис. 4.3 — Формирование имени файла
9
Для размещения создаваемого файла пользователь может выбрать
любое устройство, активизировав переключатель Drive, директорию, акти-
визировав переключатель Directory, и указать (ввести с клавиатуры) имя
файла в текстовом окне ввода имени вместо Untitled.
Пользователь может отказаться от всех установок, выбрав кнопку
Cancel, либо, выбрав кнопку Save, записать созданный файл (пока пустой)
в заданную директорию. В последнем случае (по Save) система спросит не
намерен ли пользователь вводить значения данных (заполнить файл базы
данных конкретными значениями данных).
¦ Input data record now?¦
¦ <<Yes>> <No> ¦
Если пользователь отвечает <No> — возврат в окно описания струк-
туры файла, по <<Yes>> система переходит в окно создания и редактиро-
вания записи, что соответствует запуску команды Append (данная команда
отражается в окне Соmmand).
Окно создания-редактирования записей в режиме Append (рис. 4.4)
содержит специальную, анкетную форму представления записи в виде вер-
тикально расположенных пар «имя данного — окно для значения данно-
го», причем курсор установлен в окне ввода значения первого данного.
System File Edit Database Record Program Window Brow
ONE
Code
░
Full_name
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
Organiz
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
Address
░░░░░░░░░░░░░░░
Name_ruk
░░░░░
Number_tlg
░░░
Ch_mest
░░░░░░
Season
░░░░░░
Ch_pac_y
░░░░░░
Рис. 4.4 — Ввод данных в режиме Append (Change)
Необходимые значения данных вводятся с клавиатуры. Если кон-
кретное значение данного меньше установленного в описании, необходимо
нажать ENTER или стрелку вниз для перехода к вводу значения следую-
щего данного, если размер точно соответствует установленному, то пере-
ход осуществится автоматически после заполнения окна значением.
Если число полей велико (не умещается в окне) происходит автома-
тическая прокрутка при завершении ввода последнего видимого в окне
данного (очередное данное «подтягивается» снизу). Можно и листать, про-
сматривать сформированные значения данных в записи, используя стан-
дартные клавиши навигации (PgDn, PgUp, Home, End), в том числе для то-
10
го, чтобы проверить результаты текущего ввода и, возможно, исправления
неточностей.
После завершения ввода очередной записи система предоставляет
новую пустую запись. Завершение ввода новых записей осуществляеся
нажатием клавиш Ctrl + Еnd.
Для работы с данными пользователь может перейти к табличной
форме (рис. 4.5) отображения файла (режим Browse).
Рис. 4.5 — Окно Browse просмотра, создания
и редактирования файлов
Для удаления записей необходимо пометить их на удаление с помо-
щью клавиш Ctrl+Т (слева появляется отметка), а физическое удаление за-
писей из файла произойдет только после активизации опции (команды)
PACK в меню Database.
4.1.3 ВВОД НОВЫХ ЗАПИСЕЙ:
–
открыть требуемый файл данных, выбрав опцию OPEN в верти-
кальном меню File и отработать диалоговое окно выбора файла выбором
типа файла (Database) и имени файла;
–
выбрать опцию APPEND (добавить) в вертикальном меню Record
c последующим вводом значений данных точно в такой же форме и с теми
же правилами, что были приведены в предыдущем разделе (создание ново-
го dbf-файла). Допускается внесение изменений в записи, которые были
сформированы в текущем сеансе работы, путем установки на требуемые
записи клавишей (PgUp, PgDn) и их модификации.
4.1.4 РЕДАКТИРОВАНИЕ ЗНАЧЕИЙ ДАННЫХ ЗАПИСЕЙ ФАЙЛА
Осуществляется после открытия требуемого файла и последующего
выбора режима Change или Browse вертикального меню Record. Совпа-
дающие по форме отображения команды Append и Change отличаются тем,
что в Append для корректировки доступны лишь те записи, которые были
введены в текущем сеансе работы, а по Change — любые записи файла.