ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

№ 2 (47) 2014    www.dpr.ru

Россия в системе современного 
геополитического противоборства

В.Г.Калюжный

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил 
«Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского 
и Ю.А. Гагарина»  (г. Сызрань)

Ключевые слова:

 

геополитика, геополитическое противоборство, вызовы 

современности, геополитические интересы, стратегия развития

Адрес для корреспонденции:

 

vadim.kalyuzhnyy@bk.ru

Современная геополитическая картина 
мира создается в условиях противостояния 
талассократии и теллурократии. Речь идёт 
не о локальном геополитическом или гео-
стратегическом превосходстве, а об измене-
нии парадигмы геополитического развития, 
в основе которой лежит закон дуальности 
пространства 

суши

 и пространства 

моря

В условиях перманентной нестабильности 
происходит навязывание западной циви-
лизацией в качестве аксиомы глобальных 
процессов деструкции Хартленда, России 
как его ядра, своих ценностных ориентиров, 
что порождает:

1. 

Обострение демографических, соци-

альных и национально-этнических проблем.

 

Простой  пример: в 90-е гг. с ослаблением 
интернациональных государственных свя-
зей и распадом СССР начался безудержный 
подъем национального (автохтонного) са-
мосознания людей. Эта пассионарная ак-
тивность определённых этнических групп 
спровоцировала деструктивные процессы 
национального и религиозного толка с по-
следующим их обособлением в культурной, 
экономической, а затем и политической 
сферах, открытым неповиновением властям 
и требованием политической самостоятель-
ности и государственной независимости. 
Национально-этнические проблемы обо-
стрялись также, в частности, из-за того, что 
некоторые этнические общности не смогли 

КАЛЮЖНЫЙ Вадим Геннадьевич

Доктор политических наук, доцент, действительный член Академии геополитических 
проблем. Профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин 
филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воз-
душная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань).

или не захотели встроиться в новое обще-
национальное устройство России. 

2. 

Отсутствие национальной идеи, спо-

собной консолидировать разрозненные слои 
населения, ослабление духовной близости и 
морального единства народа.

 Вопрос о на-

циональной идее России имеет длительную 
историю. К сожалению, сегодня, наряду с 
запретом на государственную идеологию, 
игнорируется проблема национальной иден-
тичности русского народа. В то же время 
присутствует большое количество идеологем, 
использование которых в отрыве от культур-
ного и национального контекста приводит 
на практике к утрате обществом духовных и 
ценностных ориентиров. Общенациональная 
идея — необходимый элемент, формиру-
ющий универсальный механизм аксиоло-
гических и мировоззренческих установок. 
Сегодня многие задаются вопросом: «В чём 
национальная идея современной России?». 
Некоторые видят её в экономическом благо-
получии, другие — в сильном государстве, 
третьи — в чём-то ином, но для России, так 
уж сложилось исторически, национальная 
идея формировалась под знаком развития 
конфессиональных и национальных куль-
тур. Эта установка как залог благополучного 
государства особенно актуальна в современ-
ных условиях.

3. 

Утрату воздействующего влияния на 

геостратегические узлы в различных ареалах 
мира, уход из акватории Римленда.

 К числу 

таковых стран относят Кубу, КНР, КНДР, 
Вьетнам, Монголию, Египет, Сирию, Ли-
вию, Алжир, Эфиопию, Индию, Никарагуа, 
Кению, Сенегал, Мадагаскар, Камбоджу, 
Бангладеш и др. Таким образом, в результате 


background image

7

распада СССР геополитическая уязвимость 
России возросла многократно, и это осо-
бенно опасно в условиях «третьего переде-
ла мира», продвижения НАТО к границам 
России, военных акций НАТО в Европе и на 
Ближнем Востоке, нового всплеска между-
народного терроризма.

И даже такая ослабленная и во многом 

уязвимая Россия не устраивает США и их 
сателлитов из-за своих территориальных 
масштабов и ресурсного потенциала. Из-
вестный апологет русофобии, американский 
политолог З.Бжезинский отмечает, что все 
варианты стратегии в постсоветский период 
оказались неуклюжими с исторической точки 
зрения и разработанными на основе весьма 
фантасмагорических взглядов на нынешнюю 
мощь, международный потенциал и интере-
сы России за рубежом [1, С. 51]. По прогно-
зам некоторых американских аналитических 
центров*, в ближайший период США будут 
проводить агрессивную линию поведения 
и начнут наращивание военной мощи по 
всему периметру границ с Россией, начиная 
с Алеутских островов  на северо-востоке, 
Японии и Кореи на юго-востоке, Турции в 
Закавказье, Польши, Румынии, Болгарии в 
Европе, Эстонии и Норвегии на северо-за-
паде нашей страны. В этой связи достаточно 
убедителен прогноз А.С.Панарина: «речь 
идёт о том, чтобы рассечь евразийский 
континент на горизонтали, отделив на всём 
протяжении его южную часть, от Черного 
моря до Охотского, и тем самым закрыть 
возможность стратегического объединения 
осаждённого континента и становления его 
идентичности. Линия рассечения выглядит 
так: Украина — Грузия — Азербайджан, рес-
публики Средней Азии (теперь называемой 
Центральной), далее Китай» [2, с. 121].

Изучая внешние стратегические аспекты 

современного геополитического противобор-
ства, приходится констатировать, что такти-
ческие и стратегические цели естественного 
противника Хартленда выглядят следующим 
образом: фундаментальными и ключевыми 
плацдармами являются те, которые «против-
ник» осваивает и попытается удержать,  — 
имеются в виду пространства бывшего СССР, 
в первую очередь Грузия, Украина, Азербайд-
жан, возможно, одна из республик Средней 
Азии. Если говорить о прибалтийских респу-
бликах, то они уже давно исполняют роль 
безропотных вассалов и адептов Запада. Что 
касается Украины, то до сих пор некоторые 
политики искушают её ролью регионально-
го лидера с целью окончательного раскола 
постсоветского пространства. 

Так, с целью оказания противодействия 

попыткам Российской Федерации использо-
вать СНГ в качестве инструмента полити-
ческой интеграции в середине 90-х гг., был 
создан возглавляемый Украиной и спонсиру-
емый Западом блок, состоящий из четырёх 
государств: Украина, Азербайджан, Грузия, 

Молдова (ГУАМ), являющийся по своей 
сути одной из форм антироссийской воен-
но-политической интеграции, считающий 
себя союзником НАТО и не исключающий 
возможность войти в его состав.

Украине сегодня особенно тяжело: её 

раздирает политическая, экономическая, 
идеологическая и культурная неопреде-
лённость. Запад всеми силами пытается 
втянуть её в свою орбиту влияния, сделать 
послушным аграрным придатком Большой 
Европы. Президент Европейского совета 
Херман Ван Ромпейн на 50-й Мюнхенской 
конференции по безопасности открыто за-
явил, что «будущее Украины принадлежит 
Европейскому союзу» [3]. В свою очередь 
Госдеп США в лице Джона Керри обещает 
многомиллиардную спонсорскую помощь 
новому правительству Украины при условии 
ассоциации с ЕС. 

Россия в этом случае не должна подда-

ваться на провокации. Правительство РФ, 
развивая идею евразийской интеграции, 
выстраивает сегодня отношения с сосед-
ними республиками, исходя из принципов

 

прагматизма, взаимной выгоды и соблю-
дения национальных интересов друг дру-
га, — поскольку для России и её партнёров 
это геополитический и геостратегический 
интерес. Оставив Украину в зоне своего 
влияния, наша страна обезопасит свои за-
падные рубежи, решит вопросы политиче-

* Экспертно-аналитический центр Совета по международным отношениям; 

Независимые политологические институты; Фонд Наследия; Институт Брукингса 
и некоторые другие.

По прогнозам американских аналитических 
центров, в ближайший период США будут 
проводить агрессивную линию поведения и начнут 
наращивание военной мощи по всему периметру 
границ с Россией, начиная с Алеутских островов 
на северо-востоке, Японии и Кореи на юго-востоке, 
Турции в Закавказье, Польши, Румынии, Болгарии 
в Европе, Эстонии и Норвегии на северо-западе 
нашей страны

Россия — выбор пути


background image

8

№ 2 (47) 2014    www.dpr.ru

ского контроля не только в самой Украине, 
но и за её пределами. Экономики России и 
Украины исторически скооперированы друг 
с другом. Более 80% импорта украинской 
промышленной продукции покупается Рос-
сией, в том числе военного назначения. Мы 
заинтересованы в сотрудничестве в таких 
областях, как ракето-, вертолёто-, авиа- и 
судостроение. Такие предприятия, как ПО 
«Южный машиностроительный завод», КБ 
Антонова и Киевский авиационный завод, 
ОАО «Мотор Сич», николаевские судострои-
тельные верфи, нужны для российского обо-
ронно-промышленного комплекса. Россия и 
Украина — это один народ с общей культу-
рой, общими ценностями и общей историей. 

Ещё одна болевая точка — это Азер-

байджан. Здесь Российская Федерация так-
же потеряла стратегическую инициативу, 
уступив место Турции и англосаксонским 
нефтяным монополиям. При этом следует 
отметить, что регионально близкая Армения 
геополитически (а не только исторически 
и конфессионально), является российским 
«естественным союзником». К этому мож-

но также добавить известное позитивное 
взаимодействие между представителями 
российской элиты и армянской диаспоры. 
Однако, при всех коллизиях и политических 
сложностях, Россия должна сосредоточить 
максимальные усилия именно на Азербайд-
жане, поскольку эта богатая республика для 
России может и должна стать основным гео-
стратегическим приоритетом в Кавказском 
регионе. Для этого необходимо следующее: 
постепенно выводить Азербайджан из-под 
влияния Турции и Евросоюза, предлагая 
более выгодные варианты сотрудничества. 
И это постепенно происходит. Так, недав-
но российский «Газпром» подписал новый 
газовый договор с Баку. В это же время 
Азербайджанская государственная нефтя-
ная компания (SOCAR) удвоила объёмы 
нефти, транспортируемые в Новороссийск, 
одновременно подняв цены на природный 
газ для Анкары. Всё это, безусловно, не 
только сближает Азербайджан с Россией, 
но и ставит под угрозу реализацию анти-
российского проекта «Nabucco». Нельзя 
также забывать и плодотворное участие 
этих государств в рамках СНГ. В качестве 
примера можно привести слова президента 
Азербайджана И.Алиева на проходившем 
в октябре 2013  г. саммите СНГ в Минске: 
«Наши народы объединяют история, общее 
прошлое, героическое прошлое, совместная 

Азербайджан может и должен стать основным 
геостратегическим приоритетом для России 
в Кавказском регионе


background image

9

борьба против фашизма. Сегодня нас объ-
единяют экономические, политические ин-
тересы, и для Азербайджана сотрудничество 
в рамках СНГ является одним из основных 
приоритетов внешней политики» [4].

Ещё одним шагом сближения двух респу-

блик стал проводимый на постоянной основе 
и при участии первых лиц государства рос-
сийско-азербайджанский межрегиональный 
форум, созываемый уже в четвёртый раз. 
Правительства и Российской Федерации, и 
Азербайджана активно ищут пути сближе-
ния, понимая обоюдную стратегическую 
выгоду от этого партнёрства. Включение 
Азербайджана в сферу геополитического 
российского влияния помогло бы «отда-
лить» Кавказ и Среднюю Азию от Запада в 
лице США, Евросоюза и Турции (известная 
линия Турана), что ещё более усилило бы 
возможность российских механизмов воз-
действия на всё ещё дистанцирующихся от 
России Узбекистан и Туркменистан.

Современная Россия традиционно не 

рассматривает ни одно национальное го-
сударство как враждебное, в отношениях 
с международным сообществом опирается 
на принципы сохранения стабильности 
и предсказуемости в делах и поступках и 
исходит из стремления строить со всеми 
максимально добрые и взаимовыгодные от-
ношения, добиваться урегулирования споров 
и конфликтов посредством политических и 
дипломатических средств. Эволюция между-
народных отношений в XXI в., постепенное 
укрепление российской государственности 
требуют по-новому взглянуть на общую 
ситуацию вокруг России, переосмыслить 
приоритеты её внешней политики с учётом 
возрастающей роли страны в международ-
ных делах, повышающейся ответственности 
за происходящее в мире и открывающиеся в 
связи с этим возможности участия не только 
в реализации международной повестки дня, 
но и в её формировании [5]. Анализируя со-
временные геополитические модели мирово-
го развития, нельзя не учитывать значимость 
в этих схемах Российской Федерации, её 
ресурсные возможности и потенциал. Не-
смотря на все сложности и перипетии в эко-
номической и политической сферах, утрату 
многих опорных точек в мировой политике и 
практике, Россия сегодня производит почти 
половину от того, что производил СССР в 
свои лучшие годы, а по военной мощи, пре-
жде всего ракетно-ядерному потенциалу, 
лидирует в мире. 

Сегодня версия геополитического ответа 

России на возникающие опасности, вызовы 

и угрозы заключена, прежде всего, в дивер-
сификации модернизационных механизмов 
внутри- и внешнеполитического воздей-
ствия: 

во-первых

, по отношению к своим 

оппонентам; 

во-вторых

, по сохранению и 

рациональному использованию своих возоб-
новляемых и невозобновляемых ресурсных 
и потенциальных возможностей; 

в-третьих

рачительному отношению к своему уникаль-
ному геополитическому, геостратегическому 
и цивилизационному положению. 

Безоговорочно учитывая приоритет ре-

шения внутренних проблем над внешними, 
необходимость устойчивого, стабильного и 
эффективного роста экономики, дальнейших 
демократических преобразований в социаль-
ной сфере, решения вопросов здравоохра-
нения и демографии, Россия не должна во-
влекать себя во всевозможные политические 
авантюры и глобальные геополитические 
проекты, зарождающиеся извне вооружён-
ные конфликты. Свою геополитическую и 
геостратегическую линию развития, которая 
соответствовала бы государственным целям 
и задачам, вероятнее всего, следовало бы 
назвать концепцией «избирательной (вы-
борочной) вовлечённости», основная задача 
которой состоит в формировании стратеги-
ческой полосы безопасности, добрососедства 
и взаимного доверия в околороссийском гео-
политическом ареале, обоснование геополи-
тической миссии российского государства по 
объединению и интеграции постсоветского 
пространства. 

Решение этой сложной многофакторной 

задачи предполагает выделение ряда стра-
тегических направлений своего геополити-
ческого развития:

 

проведение государственной политики 
равноудалённости от основных центров 
силы, избегание втягивания страны в 
орбиту их возможных противостояний;

 

развитие всесторонних связей и взаимо-
действий с соседними государствами на 
основе единства их коренных интересов 
и общей истории;

 

сохранение русского этноса, создание 
условий для его воспроизводства, под-
держание стабильности существующих 
общественных отношений;

 

разработка и реализация государством 
экономической стратегии, обеспечиваю-
щей выход страны на постиндустриаль-
ный уровень своего развития;

 

сохранение и укрепление территориаль-
ной целостности государства, обеспече-
ние его роли как мирового и цивилиза-
ционного балансира;

Россия — выбор пути


background image

10

№ 2 (47) 2014    www.dpr.ru

 

рациональное и крайне рачительное ис-
пользование совокупной (геополитиче-
ской) мощи страны (природные ресурсы, 
численность населения, экономический, 
военный, культурный и интеллектуаль-
ный потенциал);

 

урегулирование отношений с бывшими 
союзными республиками, исторически 
входившими в состав России; 

 

выполнение действующих договоров 
и соглашений в области ограничения 
и сокращения вооружений, участие в 
разработке и заключении новых догово-
рённостей, отвечающих национальным 
интересам России;

 

обсуждение вопросов дальнейшего со-
кращения ядерных потенциалов на ос-
нове двусторонних договорённостей и в 
многосторонних форматах;

 

участие в проводимых под эгидой ООН и 
других международных организаций ме-
роприятиях по ликвидации природных и 
техногенных катастроф и чрезвычайных 
ситуаций, а также в оказании гуманитар-
ной помощи пострадавшим странам [5].
Сегодня для государства становится 

приоритетным не размер его территории, а 
место его экономики на мировом рынке, в 
международном разделении труда и в между-
народном сотрудничестве. Если в первой 
половине ХХ века главным направлением 
геополитической борьбы было расширение 
границ и приращение территорий, в период 
холодной войны, борьба за стратегические 
регионы, то после окончания холодной во-
йны главной стала борьба за экономические 
и природные ресурсы, за место на рынке 
сбыта и за экономическую гегемонию. 

Переконфигурация мира идёт в сложной 

и бескомпромиссной борьбе, в которой при-
нимают участие, с одной стороны, легальные 
международные и национальные институ-
ты, с другой стороны, полукриминальные 
теневые бизнес-структуры, в результате 
чего складывается иная геополитическая 
архитектура, устанавливаются иные эко-
номические и военно-политические схемы 
отношений. Необходимо подчеркнуть, что 
расширение и освоение геополитического 
пространства происходит, как правило, по 
геополитическим векторам

 

 направлениям 

силового (политического, экономического, 
военно-стратегического, культурного и др.) 

воздействия от центра геополитического 
субъекта на периферийные регионы, причём 
отдельные геополитические направления в 
какой-то период могут доминировать над 
другими, остальные центробежные флукту-
ации имеют второстепенное, менее важное 
значение, что объективно обусловлено целя-
ми, задачами, факторами геополитической 
конъюнктуры и т.д.

Анализируя положение Российской 

Федерации в контексте взаимоотношений 
с наиболее развитыми и развивающимися 
странами, необходимо констатировать, что 
за последние 20 лет её совокупный потенци-
ал и ресурсная база объективно снизились, 
стали достаточно ограниченными и зави-
симыми от политической, экономической, 
финансовой конъюнктуры, что, естественно, 
сказывается и на общем рейтинге государ-
ства. С одной стороны, Россия — великая 
ядерная держава, правопреемница СССР, с 
другой — по многим показателям достаточно 
слабая, зависимая и непривлекательная  (с 
точки зрения вложения иностранных инве-
стиций в развитие) страна. Это не придаёт 
уверенности нашим политическим лидерам 
при отстаивании своих политических пози-
ций, озвучивании своих амбиций, намерений 
и желаний. Такая двойственность положе-
ния в совокупности определяет и политику 
обеспечения военной безопасности.  Так, 
по оценкам Российского института страте-
гических исследований, в настоящее время 
США и НАТО проводят курс на закрепление 
и наращивание своего военного присутствия 
в Восточной Европе и в целом на евразий-
ском континенте с целью достижения во-
енно-стратегического превосходства над 
Россией и не только над ней. В  подтверж-
дение можно привести следующие данные: 
учения Сил быстрого реагирования НАТО 
«Стедфаст джаз», проходившие в Польше и 
Прибалтике осенью прошлого года, и при-
глашение их с этой же целью на следующий 
год; пробуксовка совместной работы НАТО 
и России в сфере противоракетной обороны 
(ПРО) (заявление министра обороны России 
С.К.Шойгу от 23.10.2013 о том, что совмест-
ная работа в этой области не приносит успеха). 

Реализация США своей программы ПРО 

будет способствовать тому, что и Россия и 
Китай либо в рамках ШОС, либо других 
двухсторонних или многосторонних фор-
матах сосредоточат усилия на ответные и, 
по возможности, скоординированные дейст-
вия. Российская Федерация заинтересована 
в альянсе с КНР и другими странами Азии 
против решений стран Запада и их военной 

Переконфигурация мира идёт в сложной 
и бескомпромиссной борьбе