Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem-2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2775

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Генеральная ассамблея

В соответствии с Уставом Организация Объединенных Наций включает шесть основных органов: Генеральную ас­самблею, Совет безопасности, Экономический и социаль­ный совет, Совет по опеке, Международный суд ООН и Секретариат. В целом Генеральная ассамблея и Совет безо­пасности выполняют роль политического и законодатель­ного органов, Экономический и социальный совет, Совет по опеке подчинены Генеральной ассамблее. Международ­ный суд ООН является независимым.

Вопросы реформирования управления и процессов при­нятия решений Организация Объединенных Наций рассмат­ривает в текущем порядке, концентрируя внимание на струк­туре Совета безопасности и создании группы управления развитием, которая объединяла бы деятельность связанных между собой организаций ПРООН (Программа развития ООН), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) и ЮНФПА (Фонд ООН в области народонаселения).

Генеральная ассамблея

В Генеральную ассамблею входят все члены Организации Объединенных Наций. Согласно Уставу, ООН не имеет пра­ва вмешиваться во внутренние дела государства, которые находятся в его полной юрисдикции, за исключением слу­чаев применения принудительных мер, оговоренных в гла­ве VII (угроза миру, нарушение мира и акты агрессии). С уче­том данного условия в обязанности Ассамблеи входят:

Рассмотрение и обсуждение (i) вопросов в рамках Устава или компетенции органов, предусмотренных Уставом, (п) об­щих принципов сотрудничества по сохранению между­народного мира и безопасности, включая принципы ра­зоружения и контроля за вооружением, и (ш) других вопросов сохранения мира и безопасности.

Привлечение внимания Совета безопасности к ситуациям, не­сущим потенциальную угрозу для международного мира и безопасности.

7 Зак 235 97


Организация Объединенных Наций

Внесение рекомендаций для Совета безопасности или госу­дарства — члена ООН (или для обоих) либо государ­ства, не являющегося членом Организации, но вовле­ченным в обсуждение вопроса, касающегося сохране­ния международного мира и безопасности, по пунктам (И) и (iii), указанным выше, с целью поддержания меж­дународного политического сотрудничества, развития и кодификации международного права, обеспечения меж­дународного сотрудничества в экономической, социаль­ной, культурной, образовательной сферах и здравоохра­нении; содействие соблюдению прав человека и основных свобод независимо от расы, пола и религиозных убеж­дений. Если Совет безопасности уже приступил к ис­полнению своих функций по этим вопросам, рекомен­дации будут представлены исключительно по:

  1. любым вопросам в рамках Устава или компетенции
    органов, предусмотренных Уставом;

  2. мирному урегулированию ситуаций, которые, по мне­
    нию Организации, могут нарушить общее благополу­
    чие или подорвать дружеские отношения между наци­
    ями, включая ситуации, возникшие в результате нару­
    шения положений Устава, формулирующих цели и
    принципы Организации Объединенных Наций.

Получение и рассмотрение годовых и специальных докладов Совета безопасности (включая оценку принятых решений и мер по поддержанию международного мира и безопасности) и других органов Организации Объединенных Наций.

Выполнение таких функций по отношению к международ­ной системе попечительства, которые соответствуют гла­вам XII и XIII, включая утверждение соглашений о вы­полнении доверительных функций для нестратегичес­ких территорий.

Рассмотрение и утверждение бюджета Организации Объе­диненных Наций, любых финансовых и бюджетных сог­лашений со специализированными учреждениями и про­верка административных бюджетов специализированных учреждений с той целью, чтобы выдать рекомендации заинтересованным учреждениям.


Генеральная ассамблея

В случае, если государство, не являющееся членом ООН, вовлечено в обсуждение вопроса о сохранении международ­ного мира и безопасности, Ассамблея вправе давать такому государству рекомендации, и любой подобный вопрос, тре­бующий конкретных действий, передается Генеральной ас­самблеей в Совет безопасности до или после обсуждения.

Пленарные заседания Ассамблеи, как правило, начинаются в третий вторник сентября каждого года в Нью-Йорке и продолжаются до середины декабря. Генеральный секре­тарь уполномочен созвать внеочередное заседание по тре­бованию Совета безопасности или большинства членов Ор­ганизации Объединенных Наций. В начале каждой пленар­ной сессии Ассамблея выбирает нового президента, двадцать одного вице-президента и председателей семи основных ко­митетов Генеральной ассамблеи. Для обеспечения справед­ливого географического представительства в Организации каждый год президентом Ассамблеи назначается предста­витель другой группы государств — членов ООН.

Работа Генеральной ассамблеи координируется и в зна­чительной степени организована двумя процедурными ко­митетами: Генеральным комитетом, состоящим из прези­дента, вице-президента Генеральной ассамблеи и глав семи основных комитетов, а также Мандатным комитетом.

Основные комитеты заранее рассматривают вопросы, вхо­дящие в повестку Генеральной ассамблеи и предоставляют (в случае запроса) рекомендации для рассмотрения Гене­ральной ассамблеей на пленарном заседании. Основные коми­теты включают:

Первый комитет: Разоружение и смежные вопросы между­народной безопасности Специальный политический комитет Второй комитет: Экономический и финансовый Третий комитет: Социальный, гуманитарный и культурный Четвертый комитет: Попечительство и несамоуправляемые территории

Пятый комитет: Административный и бюджетный Шестой комитет: Правовой

99


Организация Объединенных Наций

Специальный политический комитет был создан в основ­ном с целью облегчения работы Первого комитета. Имеют­ся еще два постоянных комитета: Комитет по вкладам и Консультативный комитет по административным и бюджет­ным вопросам. Вспомогательные и специальные (ad hoc) комитеты время от времени создаются для решения отдель­ных проблем.

Голосование в Генеральной ассамблее осуществляется простым большинством, за исключением случаев, когда требу­ются две трети голосов присутствующих членов Организации:

  • рекомендации по сохранению международного мира и
    безопасности,

  • выборы непостоянных членов Совета безопасности,

  • выборы членов Экономического и социального совета,

  • прием новых членов в Организацию Объединенных Наций,

  • приостановка прав и привилегий членов Организации
    Объединенных Наций,

  • исключение членов из Организации,

  • вопросы, касающиеся функционирования системы опеки,

  • бюджетные вопросы,

  • другие вопросы, которые, по мнению Ассамблеи (простого
    большинства присутствующих и голосующих), являются
    важными и требуют двух третей голосов.

Члены Организации, имеющие задолженность по уплате взносов в ООН, не имеют права голоса, если долг равен или превышает сумму взноса, уплаченного в течение пред­шествующих двух лет. Исключение составляют случаи, когда Генеральная ассамблея признает, что неуплата вызвана об­стоятельствами, не зависящими от воли государства.

Основная часть деятельности Организации Объединен­ных Наций строится по принципу региональных групп, например: Африканские государства, Азиатские государства, Латиноамериканские государства, Западноевропейские и Другие государства. Для целей голосования Соединенные Штаты Америки включены в группу Западноевропейские и Другие государства.

100


Совет безопасности

Совет безопасности

Совет безопасности состоит из пяти постоянных членов — Великобритании, Китая, России, США, Франции — и десяти временных членов, избираемых Генеральной ассамблеей на два года (при условии, что они не избираются на второй срок подряд). Для непрерывной работы Совета безопасности необ­ходимо постоянное присутствие представителей государств-членов в штаб-квартире Организации Объединенных Наций. Совет безопасности несет прямую ответственность за сох­ранение международного мира и безопасности, действуя от лица государств — членов ООН и в соответствии с Уставом Организации. Члены ООН, в свою очередь, одобряют и вы­полняют решения Совета безопасности согласно Уставу.

Полномочия Совета безопасности указаны в главах VI и VII Устава Организации Объединенных Наций. В соответ­ствии с главой VII Совет безопасности имеет право прово­дить разбирательство споров или ситуаций по просьбе го­сударства, если таковые могут привести к возникновению конфликтов между странами, и в случае возникновения уг­розы международному миру и безопасности постарается уре­гулировать их мирными способами.

Если Совет безопасности признает, что существует угроза ми­ру, нарушение правопорядка либо акт агрессии, то в соответ­ствии с главой VII Совет безопасности имеет право решить, какие применять меры для сохранения или восстановления мира и безопасности; данные меры могут носить мирный характер, однако в случае необходимости могут быть использованы на­земные, морские и воздушные военные силы. Предоставление вооруженных сил странами — членами ООН предусмотрено статьей 43 Устава Организации и подлежит закреплению специ­альными договоренностями о ратификации, заключаемыми между этими государствами и Советом безопасности.

Совет безопасности должен представлять Генеральной ас­самблее ежегодные, а в случае необходимости — и специаль­ные доклады, в том числе планы создания вспомогательных органов, существование которых необходимо для успешного выполнения возложенных обязанностей (например, орган

101