ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3155
Скачиваний: 48
Декрет председателя Совета министров от 1980 г. подтвердил «исключительную
компетенцию МИДа в вопросах внешней политики»*. При проведении реформы
Министерства иностранных дел Италии особое внимание было уделено координирующей
роли МИДа в вопросах, касающихся международной деятельности Областей.
* Atti parlamentari. Senato della Repubblica — 2025 (1991, 25 luglio).
Для более эффективной информации по вопросам внешней политики в секретариате
президента республики была учреждена должность дипломатического советника. С
течением времени этот институт стал расширяться, в связи с чем появилась целая группа
советников. На должность дипломатического советника могут претендовать, как правило,
дипломаты ранга посла или советника-посланника 1 класса, имеющие опыт практической
работы в Министерстве иностранных дел. Каждый из советников имеет свой небольшой
аппарат, состоящий из чиновников, компетентных в вопросах внешней политики.
Должность дипломатического советника существует и при председателе Совета
министров и даже при его заместителе.
В послевоенной Италии принятие новой республиканской конституции и необходимость
избавиться от наследия тоталитаризма поставили на повестку дня вопрос о реформе
дипломатической службы. В 1962 г. Институт по документации и правовым вопросам
поручил изучить проблему реорганизации дипломатической службы смешанной комиссии,
в состав которой входили ученые, дипломаты и эксперты. Во многом на основе этих
исследований в 1967 г. был подготовлен декрет президента республики о «Структуре
министерства иностранных дел».
Декретом предусматривался ряд нововведений. В частности, дипломатическая карьера
распространялась теперь на сотрудников отдела печати, внешней торговли и эмиграции.
При каждом управлении учреждался отдел по научным исследованиям и
программированию. Впервые женщины получили возможность применить свои
способности на дипломатическом поприще*. В последующие годы был принят еще ряд
законодательных актов, вносивших те или иные изменения в структуру министерства.
* В настоящее время в Министерстве около 50 женщин-дипломатов. Ежегодно на работу
принимают по 4—5 женщин.
Дипломатическая служба Италии перед лицом новых вызовов
За десятилетия, прошедшие с 1967 г., на международной арене появились совершенно
новые реалии, МИД Италии уже не соответствовал требованиям современного
международного положения — нехватка персонала, невыгодные условия для работающих
по контракту, слабая подготовленность и нечеткие мотивировки в работе у кадровых
сотрудников, отсутствие современной технической базы. Бюджет Фарнезины не
соответствовал нуждам министерства: в 1998 г. на нужды Министерства труда и
соцобеспечения выделялось 7,19%; Министерства образования — 5,75%; Министерства
иностранных дел — 0,28% государственного бюджета*.
86
* В Великобритании этот бюджет составляет 0,33, в Германии — 0,81, во Франции —
0,92% от государственного бюджета.
Еще в начале 90-х годов встал вопрос об очередной реформе внешнеполитической
службы. Парламентом была создана специальная комиссия, готовящая проект закона о
реформе. На страницах специализированных журналов, в прессе, в научных кругах
развернулась оживленная дискуссия по этому поводу. В практику вошли периодические
конференции дипломатов высшего ранга, обсуждавшие насущные вопросы современной
дипломатической службы.
Закон 266/99 «О реформе внешнеполитической службы», принятый парламентом в 2000 г.,
затрагивает практически все структуры Фарнезины. Реформа предусматривала:
а) приведение бюджетного финансирования МИД Италии в соответствие с уровнем
финансирования министерств иностранных дел основных европейских стран;
б) качественное улучшение деятельности на традиционных направлениях, а также
развитие экономической и социальной дипломатии, проведение более действенных
мероприятий, нацеленных на распространение итальянского языка и культуры за рубежом,
на эффективную организацию системы голосования соотечественников, проживающих в
других странах;
в) решение проблемы нехватки кадров;
г) повышение роли министерства в координации международной деятельности других
государственных институтов, в частности областных, провинциальных и муниципальных
органов власти;
д) публикация исчерпывающей информации о функционировании подразделений
министерства;
е) увеличение количества кадрового персонала и персонала, работающего по контракту.
Законом 266/99 удовлетворялись возросшие финансовые запросы дипломатического
персонала, на 4-летний срок на его содержание выделялась бюджетная сумма в 178.451
млрд лир (ЮО млн долларов). Важным явилось также и увеличение штата министерства
на 20%. Предусматривается, в первую очередь, создание более эффективной системы
повышения квалификации и подготовки молодых кадров. Особое внимание
предполагается уделить подготовке специалистов в области финансов, юристов,
специалистов по арабскому, китайскому, славянским языкам.
В русле предусмотренной реформой «рационализации» консульско-дипломатической сети
был закрыт целый ряд консульств, например в 1999 г. было закрыто 6 консульств в Европе
(Клагенфурт, Антверпен, Сион, Нюшатель, Локарно, Люцерна) и одно в Канаде
(Хамильтон). Было упразднено генеральное консульство в Берлине, одно консульство в
Австрии (правда, при посольстве был учрежден консульский отдел) и консульство в
Гренобле. С другой стороны, было открыто посольство в Тбилиси и в Ереване, чем было
усилено присутствие Италии на Кавказе, богатом энергетическими ресурсами. Был
увеличен состав посольства Италии в Тиране, учитывая политические и экономические
87
интересы Италии в Албании. В условиях развития экономических связей с Китаем было
открыто генеральное консульство в Кантоне.
Особое внимание было уделено развитию экономической дипломатии. При этом следует
учитывать, что в итальянских посольствах существует должность экономического
советника, обычно чиновника Министерства внешней торговли, и должность советника по
финансовым вопросам. Последний, как правило, является представителем Банка Италии.
Переговоры по наиболее важным вопросам финансового и коммерческого плана ведутся
чаще всего приезжающими из Рима функционерами высокого ранга.
Непосредственно развитием экономического сотрудничества и продвижением
национального бизнеса занимается государственный Итальянский коммерческий
институт, имеющий 80 своих представительств, функционирующих при посольствах. Они,
однако, не зависят непосредственно от посольства, и их персонал (700 человек, из которых
около 600 не являются гражданами Италии) не пользуется дипломатическим статусом.
Экономическую дипломатию осуществляют также 59 Торговых палат, присутствующих в
69 странах.
В то же время в отличие от ряда других входящих в G-8 стран, в Италии именно
Министерство иностранных дел является главным координирующим органом всей
внешнеэкономической деятельности.
Стоит также упомянуть о новой инициативе, предпринятой МИД Италии в 2000 г. Вышел
в свет первый статистический сборник «МИД в цифрах». Реализация этого проекта
осуществлена отделом статистики при Совете по анализу и программированию.
Опубликование первого статистического ежегодника ставило перед собой цель создать
инструмент для оперативной и научной работы и соответствовать новым критериям
гласности в деятельности внешнеполитического ведомства.
С приходом в Министерство иностранных дел премьер-министра Италии С.Берлускони,
который взял себе и портфель министра иностранных дел adinterim, ожидалось довольно
радикальное реформирование дипломатической службы*. Берлускони заказал разработку
этого реформирования двум консалтинговым фирмам, одна из которых дает советы
британским чиновникам по вопросам функционирования государственного аппарата.
* В ноябре 2002 г. портфель министра иностранных дел был передан Ф.Фраттини.
В результате был сделан вывод о том, что Фарнезина страдает «фрагментарностью и
импровизацией в продвижении внешней политики Италии на международной арене,
недостаточным вниманием к вопросам экономического плана и крайней кастовостью».
Консультанты рекомендовали Берлускони осуществить слияние Министерства
иностранных дел с Министерством внешней торговли (по примеру Канады), достигнув,
таким образом, сосредоточения рычагов управления в области политического,
экономического, социального и культурного направлений во внешних связях (по примеру
британского Форин офис). Фарнезина вследствие этих преобразований должна стать
своего рода «катализатором бизнеса».
Предлагается также провести дальнейшее сокращение числа посольств и консульств,
сконцентрировать дипломатическую деятельность в тех странах, отношения с которыми
сулят наибольшую выгоду, не тратить чрезмерные средства на содержание
88
многочисленного персонала за границей, а активнее прибегать к найму специалистов на
местах. Кроме того, в рекомендациях содержалось предложение ввести систему
мониторинга над расходами, четче определить задачи внешней политики, установить
возможные пределы разрыва между поставленными целями и достигнутыми
результатами.
Сам Берлускони заявил, что задача дипломатии прежде всего заключается в продвижении
бизнеса, поэтому все итальянские посольства должны быть «на передовой линии по
экономическому присутствию в других странах». Поэтому он предложил, по примеру
США, направлять послами в наиболее важные для Италии страны не карьерных
дипломатов, а представителей делового мира и бизнесменов.
В полемику с Берлускони вступил самый влиятельный среди дипломатов профсоюз. С
одной стороны, руководители профсоюза положительно отнеслись к идее сосредоточить в
Фарнезине основные полномочия в области внешних сношений, которые сейчас
распылены между различными государственными институтами. С другой стороны, они
заявили, что отказ от наличия посольств и консульств в малых странах приведет к
негативным последствиям. В частности, Италия, претендующая на место постоянного
члена Совета Безопасности ООН, лишится голосов этих стран.
Возражения раздавались и по поводу найма на местах большого количества
контрактников, ибо это «заставит поступиться национальными интересами». Вспомнили
также и о том, что американская система послов-бизнесменов в самих Соединенных
Штатах в настоящее время подвергается серьезной критике.
Трудно сказать, насколько далеко может зайти дальнейшее реформирование Фарнезины,
учитывая, что это одно из самых мощных и влиятельных ведомств Италии.
Современная структура МИД Италии
С учетом произведенных в 2000 г. изменений внешнеполитическая служба Итальянской
Республики выглядит следующим образом.
Во главе Министерства иностранных дел стоит министр иностранных дел. Министр
иностранных дел принадлежит к той партийной коалиции, которая, одержав победу на
очередных парламентских выборах, формирует правительство. В то же время аппарат
министерства не зависит от смены правительств, а его сотрудники не афишируют свои
политические пристрастия.
Во главе всей администрации министерства стоит генеральный секретарь. Он
непосредственно сотрудничает с министром в осуществлении деятельности министерства.
Генеральный секретарь при частой смене правительств обеспечивает координацию и
преемственность политики, хотя в настоящее время он уже не настолько всесилен, как это
было раньше.
Сам министр опирается в своей деятельности на кабинет министра. Этот кабинет
помогает министру осуществлять возложенные на него функции, занимается
конфиденциальными вопросами, осуществляет связь с президентом республики и с
Советом министров. Сотрудники кабинета поддерживают контакт с парламентом и с
89
дипломатическим корпусом. Помимо этого они ведут всю переписку министра и следят за
движением документов.
У министра есть также личный секретариат.
Заместители министра (sottosegtetaridistato) отвечают за конкретные направления
деятельности министерства: кадры, ЕС, эмиграция и т.д. В свою очередь каждый
заместитель министра имеет свой личный секретариат.
Координационный совет, Совет по анализу и планированию и Совет по кризисным
ситуациям осуществляют научное обеспечение и согласование внешнеполитического
курса.
В современной структуре министерства значительная часть главных управлений носит
функциональный характер, причем их число постоянно возрастает. Их значимость
подтверждается наличием внутри этих управлений большего числа отделов по сравнению
с территориальными.
Так, главные управления по европейской интеграции, по многостороннему политическому
сотрудничеству и правам человека, по многостороннему финансовому и экономическому
сотрудничеству, по культурному развитию и сотрудничеству, по делам итальянцев за
границей и миграционной политике включают в себя по 6 отделов, а главное управление
по сотрудничеству во имя развития — целых 12 отделов.
Территориальные главные управления (стран Европы, Америки, Средиземноморья и
Ближнего Востока, Африканских государств к югу от Сахары, и Азии, Океании, Тихого
Океана и Антарктиды) состоят из четырех отделов каждый.
Чрезвычайно важное место занимает Главное управление дипломатического протокола
республики. Глава протокольной службы, как правило, имеет ранг посла. В его
компетенцию входит обеспечение протокольной стороны официальных церемоний, в
которых принимают участие главы иностранных государств, иностранные министры и
послы. Он представляет послов и полномочных министров президенту республики,
обеспечивает соблюдение протокола при заграничных визитах президента, премьера или
государственных деятелей высокого ранга.
У главы протокольной службы есть личный секретариат. Три подчиненных ему отдела
обеспечивают процедуры вручения верительных грамот, следят за соблюдением норм
дипломатического иммунитета и привилегий. В их компетенцию входит также
аккредитация и завершение миссии глав дипломатических представительств.
Его сотрудники осуществляют связь с дипкорпусом и консульствами, международными
организациями и специальными миссиями, обеспечивают выдачу экзекватуры, виз и
дипломатических карточек. Следует отметить, что ни президент республики, ни премьер-
министр не имеют своей собственной службы протокола. Поэтому решение связанных с
этим вопросов тоже относится к этому управлению.
Главные управления, занимающиеся вопросами персонала, административными делами,
бюджетом и имуществом, дипломатическим церемониалом республики, информационной
пресс-службой, правовым разрешением споров и договорами, архивами и документацией,
информатикой, связью и шифрованием насчитывают от 3 до 7 отделов.
90