ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3151
Скачиваний: 48
широкое международное признание. Однако в противоборстве на экономическом
пространстве ГДР не смогла выдержать конкуренции с ФРГ.
С началом разрядки международной напряженности ФРГ модифицировала свою политику
в отношении ГДР. Хотя в Бонне никогда не отказывались от претензии на единоличное
представительство интересов «Германии в целом» и от политико-пропагандистского
давления на ГДР, с середины 70-х годов правительство ФРГ в рамках «новой восточной
политики» стало осторожно налаживать контакты с ГДР, стремясь с их помощью
«размягчить» ее режим. Выделялись кредиты, финансировалось строительство
коммуникаций, стимулировалось, в том числе с помощью финансовых средств, оживление
«человеческих контактов». Эти методы «мирного наступления» на ГДР приносили свои
плоды, способствуя политической и экономической дестабилизации республики.
Менее успешными были попытки западно-германской дипломатии добиться решения
другой «национальной задачи» — признания существования Германии в границах 1937 г.,
которые и должны были стать границами объединенной Германии. Постановка такой
задачи фактически означала претензию на пересмотр сложившихся в Европе границ.
Поэтому так прямолинейно и грубо эта задача официальными властями не
формулировалась. Роль глашатаев «национальной цели» отводилась крайне правым
политическим силам в стране.
Правительство же ФРГ ограничивалось тем, что отказывалось безоговорочно и прямо
фиксировать в договорной форме окончательность существующих германских границ,
ссылаясь на необходимость решения этого вопроса в рамках мирного урегулирования.
Наряду с этим, Бонн активно пробивал при выработке Хельсинкского Заключительного
Акта идею включения в раздел принципов взаимоотношений государств возможности
изменения границ «мирным путем и по договоренности». Этого Бонну удалось добиться.
Дипломатическая служба ГДР в течение 40 лет существования республики работала над
решением иных по содержанию задач, отвечающих ее интересам и вписывающихся в
общую политику стран Варшавского договора. Прежде всего, это была задача обеспечения
международного признания ГДР и упрочения ее позиций на международной арене,
укрепления влияния ГДР в самом Варшавском договоре. Дипломатия ГДР проявила при
этом немало настойчивости, умения, гибкости и высокого профессионализма, доказав, что
является одной из наиболее сильных и квалифицированных дипломатических служб в
мире.
Было бы, однако, преувеличением считать, что объединение Германии стало
исключительно результатом действий германской дипломатии, хотя она активно работала
над решением этой задачи весь послевоенный период. Тем не менее, в течение почти
полувека усилия дипломатии ФРГ оставались тщетными. Выдвигавшиеся Бонном условия
не только не находили понимания на востоке континента, но не получали весомой
поддержки со стороны союзников, которые ограничивались в основном декларациями
солидарности.
Лишь после того, как развивавшиеся в Европе политические процессы привели к
глубоким деформациям в общественном и государственном устройстве в Восточной
Европе и в Советском Союзе, к изменению подходов советского руководства к проблеме
объединения Германии у правительства ФРГ появилась возможность реализовать свои
планы создания единого германского государства. Дипломатия ФРГ лишь умело
воспользовалась предоставленным историей шансом, следуя завету Бисмарка — «успеть
76
ухватить за край одежды пролетающую мимо фортуну». Г.Коль и Г-Д.Геншер, как и сам
Бисмарк в 1871 г. не прозевали этот момент.
С объединением Германии начался новый этап в истории ее дипломатии. Достигнутое
единство страны добавило ей уверенности, настойчивости и жесткости в достижении
поставленных целей. Заметно возросла международная активность Германии. Она стала
вторгаться в области, которые ранее были для нее закрыты. Это ярко проявилось в
политике
Германии на Балканах, где она проявила завидное упорство в реализации своей претензии
на влияние в этом регионе.
Политика ФРГ на Балканах ясно показала, что Берлин все больше стремится играть роль
«координатора» внешней политики Европейского Союза, склоняя партнеров к поддержке
своих стратегических и тактических решений возникающих проблем. Далеко не всегда это
проходит гладко. Европейские государства с настороженностью следят за попытками ФРГ
выступать в такой роли и по мере возможности стараются притормозить активность
германской дипломатии, когда она становится излишне навязчивой.
В Берлине понимают, что чрезмерное рвение в попытках захватить лидерство в
определении внешней политики ЕС чревато для ФРГ осложнениями в отношениях с
союзниками. Поэтому, проявляя осторожность, там делают упор на форсирование
выработки единой политики Союза, которая не должна иметь национальной окраски и
восприниматься как продиктованная интересами какого-либо одного государства.
Вплетение национальной политики Германии в общую ткань европейской политики
является в настоящее время одной из основных особенностей германской дипломатии,
как, впрочем, и дипломатии других государств ЕС.
Делая ставку на развитие европейской интеграции и распространение ее в возрастающей
мере на внешнеполитическую и военную сферы, правительство ФРГ использует все
возможности, чтобы придать ей «немецкий акцент». Вместе с тем, в Берлине внимательно
следят за тем, чтобы не спровоцировать при этом антинемецкие настроения. В этом
смысле немцы извлекли уроки из истории и осознали, что путем договоренностей и
сотрудничества можно добиться лучших результатов, чем методами грубого давления и,
тем более, силового воздействия. Проявляя гибкость в отношениях с союзниками и
опираясь на растущую экономическую мощь, Германия существенно укрепила свои
позиции в Европе и мировом сообществе.
В отношениях с внешним миром германская дипломатия, тем не менее, не отказывается от
использования жестких мер, включающих политическое давление и экономические
санкции. Отработан и апробирован механизм таких действий. Для его включения чаще
всего используются обвинения в нарушении прав человека в какой-либо стране или
существование там «антидемократического режима». Именно так обосновывались акции
НАТО в Боснии и Косово, давление, оказываемое на Белоруссию и ряд других государств.
Нарушением гуманитарных норм объяснялись и демарши ФРГ в связи с событиями в
Чечне.
Германия разделяет и пропагандирует концепцию «гуманитарного вмешательства»,
предусматривающую применение военной силы против государств, в которых
допускаются нарушения прав человека. При этом считается возможным игнорировать
принципы неприменения силы и невмешательства во внутренние дела суверенных
77
государств, зафиксированные во многих международных актах, включая Устав ООН и
Хельсинкский Заключительный Акт. Ссылки на эти принципы вызывают все большее
раздражение на Западе и стремление ограничить их действие. Ссылаются на то, что права
человека имеют приоритет перед правами и интересами государства, а потому применение
силы вполне допустимо. Более того, пытаются внедрить в международную практику
использование силы по решению группы государств, без специального решения Совета
Безопасности ООН, хотя именно он имеет исключительное право принимать решение о
силовых действиях.
Для современной дипломатии ФРГ характерна четкая ориентированность на поддержку,
продвижение и защиту германских экономических интересов за рубежом. Это объявлено
одним из главных приоритетов. Правительство ФРГ и деловые круги внимательно следят
за тем, чтобы посольства и консульства оказывали самую активную поддержку реализации
немецких экономических проектов. Для этого широко используются и контакты на
высоком и высшем уровне.
Еще одним важным направлением деятельности германской дипломатической службы
является культурная политика за рубежом. МИД ФРГ координирует работу всех
организаций, занимающихся сотрудничеством в культурной сфере и продвижением
немецких интересов в этой области. Бюджетное финансирование Институтов Гете и
других организаций-популяризаторов немецкой культуры также осуществляется через
МИД ФРГ. Самостоятельно в организационном плане работают за границей «Фонд
Конрада Аденауэра», «Фонд Фридриха Эберта» и другие партийные фонды, а также
фонды, созданные крупными промышленными корпорациями. Однако и они
согласовывают свою деятельность с МИД ФРГ.
Дипломатия ФРГ не стоит в стороне и от информационной политики за рубежом.
Корреспондентские пункты информационных агентств, электронных и печатных СМИ,
при всей их независимости, поддерживают контакты с пресс-службами своих посольств,
обмениваются с ними информацией, а в необходимых случаях согласовывают с ними и
свои публикации.
Рекомендуемая литература
1. История дипломатии. Т. I—III. M., 1945.
2. Никольсон Г. Дипломатия. М., 1941.
3. Бисмарк О. Мысли и воспоминания. Т. I—III. M., 1940.
4. 40 Jahre der Aussenpolitik der Bundesrepublik Deutschland. Eine Dokumentation. Verlag
Bonn Aktuell, 1989.
5. Genscher H.-D. Erinnerungen. Der Siedler Verlag, 1995.
6. Cycon D. Die glucklichen Jahre Deutschland und Russland. Verlag Busse+Seewaid, 1991.
78
7. Doscher H.J. Verschworene Gesellschaft. Das Auswartige Amt unter Adenauer zwischen
Neubeginn und Kontinuitat. Berlin, 1995.
8. 100 Jahre Auawartiges Amt 1870-1970. Bonn, 1970.
Интернет-ресурсы
www. Auswartiges_Amt. De
79
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ИТАЛИИ
Становление «итальянской модели» дипломатической службы
Исследователи дипломатии сходятся во мнении, что именно «итальянская модель»
дипломатии стала прообразом современной дипломатической службы. Важным моментом
в становлении этой модели стало формирование государств нового типа, чему
значительный импульс был придан так называемой «папской революцией» начала XI в.,
положившей начало четкому разделению светских и церковных властей. Утверждение
светского подхода в ренессансном миропонимании проложило путь новому порядку
властвования, в котором на суверенитет, то есть верховную власть, претендует не только
папа римский и император Священной Римской империи, но и множество светских
правителей. Естественно, что в таких условиях каждый король тщательно заботился,
чтобы его представления о собственном статусе были признаны не только при его дворе,
но и при дворах других коронованных особ. Таким образом, королевский посол в новой
дипломатической системе выступал в роли герольда королевского суверенитета.
Возрождение античной теории равновесия как основы отношений между государствами
потребовало превращения посла adhoc в постоянного представителя, способного
квалифицированно информировать своего правителя о состоянии дел в другом
государстве.
В XVI—XVII вв. поиски равновесия становятся основным содержанием внешней
политики практически всех ведущих европейских государств. Соблюдение равновесия
требовало гибких коалиций и союзов, достоверного знания о намерениях и возможностях
правителей и их государств. Осуществление подобной политики могла обеспечить лишь
хорошо развитая, профессионально организованная система взаимных и постоянных
дипломатических представительств, руководимых из центра соответствующими
канцеляриями.
Политика равновесия, таким образом, с одной стороны, стимулировала появление
организованной и постоянной дипломатической службы, а с другой стороны, именно
эффективная дипломатия сделала возможным осуществление политики равновесия.
Дипломатическая служба итальянских республик, монархий, герцогств и синьорий
питалась богатыми традициями дипломатии Ватикана, а также свидетельствами о
дипломатической практике древнегреческих полисов, Римской империи, Византии и
арабских эмиратов.
С развитием межгосударственных отношений появляются так называемые «канцелярии»,
в недрах которых разрабатываются методы осуществления внешней политики. Начиная с
XII—XIV вв. в хрониках содержатся упоминания об избранных в городах-коммунах
Италии посланниках-нунциях, сведения о появлении нового образца отчетов-реляций,
верительных грамот и инструкций.
Все чаще в документах фигурируют одни и те же лица, занимающиеся
внешнеполитической деятельностью, что свидетельствует о появлении дипломатов-
профессионалов, гарантирующих большую компетентность и преемственность политики.
Утверждается система оплаты дипломатов из государственной казны. Это способствует
80