Файл: Zonova_T_V_Diplomatia_inostrannykh_gosudarstv-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3151

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

широкое   международное   признание.   Однако   в   противоборстве   на   экономическом 
пространстве ГДР не смогла выдержать конкуренции с ФРГ.

С началом разрядки международной напряженности ФРГ модифицировала свою политику 
в отношении ГДР. Хотя в Бонне никогда не отказывались от претензии на единоличное 
представительство   интересов   «Германии   в   целом»   и   от   политико-пропагандистского 
давления на ГДР, с середины 70-х годов правительство ФРГ в рамках «новой восточной 
политики»   стало   осторожно   налаживать   контакты   с   ГДР,   стремясь   с   их   помощью 
«размягчить»   ее   режим.   Выделялись   кредиты,   финансировалось   строительство 
коммуникаций, стимулировалось, в том числе с помощью финансовых средств, оживление 
«человеческих контактов». Эти методы «мирного наступления» на ГДР приносили свои 
плоды, способствуя политической и экономической дестабилизации республики.

Менее   успешными   были   попытки   западно-германской   дипломатии   добиться   решения 
другой «национальной задачи» — признания существования Германии в границах 1937 г., 
которые   и   должны   были   стать   границами   объединенной   Германии.   Постановка   такой 
задачи   фактически   означала   претензию   на   пересмотр   сложившихся   в   Европе   границ. 
Поэтому   так   прямолинейно   и   грубо   эта   задача   официальными   властями   не 
формулировалась.   Роль   глашатаев   «национальной   цели»   отводилась   крайне   правым 
политическим силам в стране.

Правительство   же   ФРГ   ограничивалось   тем,   что   отказывалось   безоговорочно   и   прямо 
фиксировать   в   договорной   форме   окончательность   существующих   германских   границ, 
ссылаясь  на   необходимость  решения  этого   вопроса   в  рамках  мирного   урегулирования. 
Наряду с этим, Бонн активно пробивал при выработке Хельсинкского Заключительного 
Акта   идею   включения   в   раздел   принципов   взаимоотношений   государств   возможности 
изменения границ «мирным путем и по договоренности». Этого Бонну удалось добиться.

Дипломатическая служба ГДР в течение 40 лет существования республики работала над 
решением   иных   по   содержанию   задач,   отвечающих   ее   интересам   и   вписывающихся   в 
общую политику стран Варшавского договора. Прежде всего, это была задача обеспечения 
международного   признания   ГДР   и   упрочения   ее   позиций   на   международной   арене, 
укрепления влияния ГДР в самом Варшавском договоре. Дипломатия ГДР проявила при 
этом немало настойчивости, умения, гибкости и высокого профессионализма, доказав, что 
является   одной   из   наиболее   сильных   и   квалифицированных   дипломатических   служб   в 
мире.

Было   бы,   однако,   преувеличением   считать,   что   объединение   Германии   стало 
исключительно результатом действий германской дипломатии, хотя она активно работала 
над решением этой  задачи весь  послевоенный период.  Тем не  менее,  в  течение  почти 
полувека усилия дипломатии ФРГ оставались тщетными. Выдвигавшиеся Бонном условия 
не   только   не   находили   понимания   на   востоке   континента,   но   не   получали   весомой 
поддержки   со   стороны   союзников,   которые   ограничивались   в   основном   декларациями 
солидарности.

Лишь   после   того,   как   развивавшиеся   в   Европе   политические   процессы   привели   к 
глубоким   деформациям   в   общественном   и   государственном   устройстве   в   Восточной 
Европе и в Советском Союзе, к изменению подходов советского руководства к проблеме 
объединения   Германии   у   правительства   ФРГ   появилась   возможность   реализовать   свои 
планы   создания   единого   германского   государства.   Дипломатия   ФРГ   лишь   умело 
воспользовалась предоставленным историей шансом, следуя завету Бисмарка — «успеть 

76


background image

ухватить за край одежды пролетающую мимо фортуну». Г.Коль и Г-Д.Геншер, как и сам 
Бисмарк в 1871 г. не прозевали этот момент.

С объединением Германии начался новый этап в истории ее дипломатии. Достигнутое 
единство   страны   добавило   ей   уверенности,   настойчивости   и   жесткости   в   достижении 
поставленных целей. Заметно возросла международная активность Германии. Она стала 
вторгаться   в   области,   которые   ранее   были   для   нее   закрыты.   Это   ярко   проявилось   в 
политике

Германии на Балканах, где она проявила завидное упорство в реализации своей претензии 
на влияние в этом регионе.

Политика ФРГ на Балканах ясно показала, что Берлин все больше стремится играть роль 
«координатора» внешней политики Европейского Союза, склоняя партнеров к поддержке 
своих стратегических и тактических решений возникающих проблем. Далеко не всегда это 
проходит гладко. Европейские государства с настороженностью следят за попытками ФРГ 
выступать   в   такой   роли   и   по   мере   возможности   стараются   притормозить   активность 
германской дипломатии, когда она становится излишне навязчивой.

В   Берлине   понимают,   что   чрезмерное   рвение   в   попытках   захватить   лидерство   в 
определении   внешней   политики   ЕС   чревато   для   ФРГ   осложнениями   в   отношениях   с 
союзниками.   Поэтому,   проявляя   осторожность,   там   делают   упор   на   форсирование 
выработки единой политики Союза, которая не должна иметь национальной окраски и 
восприниматься как продиктованная интересами какого-либо одного государства.

Вплетение   национальной   политики   Германии   в   общую   ткань   европейской   политики 
является в настоящее время одной из основных особенностей германской дипломатии, 
как, впрочем, и дипломатии других государств ЕС.

Делая ставку на развитие европейской интеграции и распространение ее в возрастающей 
мере   на   внешнеполитическую   и   военную   сферы,   правительство   ФРГ   использует   все 
возможности, чтобы придать ей «немецкий акцент». Вместе с тем, в Берлине внимательно 
следят   за   тем,   чтобы   не   спровоцировать   при   этом   антинемецкие   настроения.   В   этом 
смысле   немцы   извлекли   уроки   из   истории   и   осознали,   что   путем   договоренностей   и 
сотрудничества можно добиться лучших результатов, чем методами грубого давления и, 
тем   более,   силового   воздействия.   Проявляя   гибкость   в   отношениях   с   союзниками   и 
опираясь   на   растущую   экономическую   мощь,   Германия   существенно   укрепила   свои 
позиции в Европе и мировом сообществе.

В отношениях с внешним миром германская дипломатия, тем не менее, не отказывается от 
использования   жестких   мер,   включающих   политическое   давление   и   экономические 
санкции. Отработан и апробирован механизм таких действий. Для его включения чаще 
всего   используются   обвинения   в   нарушении   прав   человека   в   какой-либо   стране   или 
существование там «антидемократического режима». Именно так обосновывались акции 
НАТО в Боснии и Косово, давление, оказываемое на Белоруссию и ряд других государств. 
Нарушением гуманитарных норм объяснялись  и демарши ФРГ в  связи  с событиями в 
Чечне.

Германия   разделяет   и   пропагандирует   концепцию   «гуманитарного   вмешательства», 
предусматривающую   применение   военной   силы   против   государств,   в   которых 
допускаются   нарушения   прав   человека.   При   этом   считается   возможным   игнорировать 
принципы   неприменения   силы   и   невмешательства   во   внутренние   дела   суверенных 
77


background image

государств,  зафиксированные   во  многих   международных  актах,   включая   Устав   ООН   и 
Хельсинкский   Заключительный   Акт.   Ссылки   на   эти   принципы   вызывают   все   большее 
раздражение на Западе и стремление ограничить их действие. Ссылаются на то, что права 
человека имеют приоритет перед правами и интересами государства, а потому применение 
силы   вполне   допустимо.   Более   того,   пытаются   внедрить   в   международную   практику 
использование силы по решению группы государств, без специального решения Совета 
Безопасности ООН, хотя именно он имеет исключительное право принимать решение о 
силовых действиях.

Для современной дипломатии ФРГ характерна четкая ориентированность на поддержку, 
продвижение и защиту германских экономических интересов за рубежом. Это объявлено 
одним из главных приоритетов. Правительство ФРГ и деловые круги внимательно следят 
за тем, чтобы посольства и консульства оказывали самую активную поддержку реализации 
немецких   экономических   проектов.   Для   этого   широко   используются   и   контакты   на 
высоком и высшем уровне.

Еще   одним   важным   направлением   деятельности   германской   дипломатической   службы 
является   культурная   политика   за   рубежом.   МИД   ФРГ   координирует   работу   всех 
организаций,   занимающихся   сотрудничеством   в   культурной   сфере   и   продвижением 
немецких   интересов   в   этой   области.   Бюджетное   финансирование   Институтов   Гете   и 
других   организаций-популяризаторов   немецкой   культуры   также   осуществляется   через 
МИД   ФРГ.   Самостоятельно   в   организационном   плане   работают   за   границей   «Фонд 
Конрада   Аденауэра»,   «Фонд   Фридриха   Эберта»   и   другие   партийные   фонды,   а   также 
фонды,   созданные   крупными   промышленными   корпорациями.   Однако   и   они 
согласовывают свою деятельность с МИД ФРГ.

Дипломатия   ФРГ   не   стоит   в   стороне   и   от   информационной   политики   за   рубежом. 
Корреспондентские  пункты   информационных  агентств,  электронных  и печатных СМИ, 
при всей их независимости, поддерживают контакты с пресс-службами своих посольств, 
обмениваются с ними информацией, а в необходимых случаях согласовывают с ними и 
свои публикации.

Рекомендуемая литература

1. История дипломатии. Т. I—III. M., 1945.

2. Никольсон Г. Дипломатия. М., 1941.

3. Бисмарк О. Мысли и воспоминания. Т. I—III. M., 1940.

4. 40 Jahre der Aussenpolitik der Bundesrepublik Deutschland. Eine Dokumentation. Verlag 
Bonn Aktuell, 1989.

5. Genscher H.-D. Erinnerungen. Der Siedler Verlag, 1995.

6. Cycon D. Die glucklichen Jahre Deutschland und Russland. Verlag Busse+Seewaid, 1991.

78


background image

7.   Doscher   H.J.  Verschworene   Gesellschaft.   Das  Auswartige  Amt   unter  Adenauer   zwischen 
Neubeginn und Kontinuitat. Berlin, 1995.

8. 100 Jahre Auawartiges Amt 1870-1970. Bonn, 1970.

Интернет-ресурсы

www. Auswartiges_Amt. De

79


background image

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ИТАЛИИ

Становление «итальянской модели» дипломатической службы

Исследователи   дипломатии   сходятся   во   мнении,   что   именно   «итальянская   модель» 
дипломатии стала прообразом современной дипломатической службы. Важным моментом 
в   становлении   этой   модели   стало   формирование   государств   нового   типа,   чему 
значительный импульс был придан так называемой «папской революцией» начала  XI  в., 
положившей   начало   четкому  разделению   светских   и   церковных   властей.   Утверждение 
светского   подхода   в   ренессансном   миропонимании   проложило   путь   новому   порядку 
властвования, в котором на суверенитет, то есть верховную власть, претендует не только 
папа   римский   и   император   Священной   Римской   империи,   но   и   множество   светских 
правителей.   Естественно,   что   в   таких   условиях   каждый   король   тщательно   заботился, 
чтобы его представления о собственном статусе были признаны не только при его дворе, 
но и при дворах других коронованных особ. Таким образом, королевский посол в новой 
дипломатической системе выступал в роли герольда королевского суверенитета.

Возрождение античной теории равновесия как основы отношений между государствами 
потребовало   превращения   посла  adhoc  в   постоянного   представителя,   способного 
квалифицированно   информировать   своего   правителя   о   состоянии   дел   в   другом 
государстве.

В  XVI—XVII  вв.   поиски   равновесия   становятся   основным   содержанием   внешней 
политики   практически   всех   ведущих   европейских   государств.   Соблюдение   равновесия 
требовало гибких коалиций и союзов, достоверного знания о намерениях и возможностях 
правителей и их государств. Осуществление подобной политики могла обеспечить лишь 
хорошо   развитая,   профессионально   организованная   система   взаимных   и   постоянных 
дипломатических   представительств,   руководимых   из   центра   соответствующими 
канцеляриями.

Политика   равновесия,   таким   образом,   с   одной   стороны,   стимулировала   появление 
организованной   и   постоянной   дипломатической   службы,   а   с   другой   стороны,   именно 
эффективная дипломатия сделала возможным осуществление политики равновесия.

Дипломатическая   служба   итальянских   республик,   монархий,   герцогств   и   синьорий 
питалась   богатыми   традициями   дипломатии   Ватикана,   а   также   свидетельствами   о 
дипломатической   практике   древнегреческих   полисов,   Римской   империи,   Византии   и 
арабских эмиратов.

С развитием межгосударственных отношений появляются так называемые «канцелярии», 
в недрах которых разрабатываются методы осуществления внешней политики. Начиная с 
XII—XIV  вв.   в   хрониках   содержатся   упоминания   об   избранных   в   городах-коммунах 
Италии   посланниках-нунциях,   сведения   о   появлении   нового   образца   отчетов-реляций, 
верительных грамот и инструкций.

Все   чаще   в   документах   фигурируют   одни   и   те   же   лица,   занимающиеся 
внешнеполитической   деятельностью,   что   свидетельствует   о   появлении   дипломатов-
профессионалов, гарантирующих большую компетентность и преемственность политики. 
Утверждается система оплаты дипломатов из государственной казны. Это способствует 

80